Тема 3. Управлять или действовать: функциональные различия
Умение выполнять свою работу через других людей. Преимущества руководителя, способного рационально поручать дела подчиненным. Разграничения функций управления и деятельности. Характеристика управленческих функций; работа со штатными и внештатными сотрудниками, организация деятельности учреждения, планирование, принятие решений, непосредственное руководство, контроль, внутренние и внешние связи. Характеристика оперативных функций управления. Характеристика факторов торможения управления: качества руководителя, противодействие исполнителей, противодействие ситуации. Способы выхода из ситуации противодействия управлению. Принятие решений и контроль за их выполнением.
Тема 4. Стиль работы руководителя
Характеристика труда руководителя. Реальность и мифы о напряженной работе. Видимая и конструктивная активность руководителя. Свободное время и отдых руководителя. Рабочее время. Умение управлять своим временем. Способность доводить начатое дело до конца. Рабочее место руководителя. Открытость и доступность руководителя. Стиль работы с подчиненными. Методы работы с посетителями. Выход руководителя на рабочие места подчиненных. Коммуникации по телефону. Функции секретаря в организации работы руководителя. Совещания и заседания, общие и особенные признаки. Цель совещания, состав участников, регламент, место проведения. Ролевое поведение участников совещания. Роли, блокирующие совещание. Конструктивные роли на совещании. Роли, поддерживающие совещание. Правила, характеризующие стиль поведения руководителя "до совещания", "во время совещания" и "после совещания".
ПЕРЕЧЕНЬ ПРИМЕРНЫХ ВОПРОСОВ
ДЛЯ ПОДГОТОВКИ К ЗАЧЁТУ
1. Организация как основа деятельности социокультурного учреждения.
2. Дайте характеристику коллективного труда в социокультурном учреждении.
3. Команда как часть формальной структуры в социокультурном учреждении.
4. Чем определяется инновационный характер менеджмента в коллективе учреждения культуры?
5. Раскройте понятия "руководитель", "администратор", "управленец".
6. Статусная иерархия в коллективах органов культуры.
7. Специфика деятельности первичных социокультурных коллективов.
8. В чем заключается роль руководителя в формировании организационной культуры и климата в коллективе?
9. Охарактеризуйте условия развития самоуправления в коллективе.
10. Раскройте основные функции управления.
11. Почему руководители стремятся сами действовать "засучив рукава"?
12. Может ли каждый высококлассный специалист быть хорошим руководителем?
13. Каковы функциональные различия между управлением и деятельностью?
14. Назовите личностные качества руководителя, которые препятствуют эффективному управлению.
15. Каковы внешние факторы торможения управления?
16. В чем заключается умение давать поручения подчиненным?
17. Принятие решений и контроль за их выполнением.
18. Какими отличительными свойствами характеризуются интенсивный и эффективный труд руководителя?
19. В чем проявляется конструктивная активность руководителя?
20. Почему руководители сами стараются перерабатывать и мало отдыхать?
21. Умение руководителя соблюдать очередность дел и доводить их до конца.
22. Спроектируйте на бумаге оптимальный интерьер кабинета руководителя и рабочего места секретаря.
23. Как оптимально разместить в учреждении функциональные подразделения и общественные организации?
24. Должен ли руководитель быть доступным для сотрудников?
25. Как упорядочить переговоры с абонентами по телефону?
26. Различия в содержании, составе и полномочиях участников "совещания" и "заседания".
27. Способы экономии времени на совещаниях.
28. Какие роли могут играть участники во время совещания?
29. Какие шаги предпринимает руководитель до совещания, во время совещания и после него?
30. В чем причина уменьшения размеров финансирования социокультурной сферы в условиях рыночной экономики?
31. Каким экономическим потенциалом обладает социокультурная сфера?
32. Охарактеризуйте коммерческие и некоммерческие виды деятельности в социокультурной сфере.
33. Как распределяется доход в социокультурной сфере?
34. Какими механизмами экономической поддержки развития культуры располагает государство?
35. Дайте характеристику основным типам финансирования социокультурной сферы.
36. Какими мотивами объясняются поступки меценатов России?
37. Что тормозит развитие благотворительности в современной жизни?
38. С чего начинается фандрайзинг?
39. Из каких источников можно получить информацию о потенциальных донорах?
40. Что нужно знать о донорах?
41. Раскройте содержание письма-обращения к донору.
42. Как установить контакт с донором по телефону?
43. Каковы методы формирования психологической устойчивости фандрайзера?
44. В чем могут заключаться причины отказа спонсора в помощи?
45. Какие документы необходимо подготовить для беседы с донором?
46. Охарактеризуйте ассортимент продуктов социокультурной деятельности.
47. Дифференцируйте продукты, относящиеся к тем или иным типам учреждений культуры.
48. В чем заключаются временные циклы жизни продуктов культуры?
49. Материальные продукты культуры и искусства.
50. Духовные продукты культуры.
51. Услуги социокультурных учреждений.
52. Каков характер внутрихозяйственных отношений в производстве продуктов культуры?
53. Кто оплачивает продукты и услуги культуры в системе бюджетного финансирования?
54. Заинтересованы ли производители в продвижении на рынке предоплаченных государством продуктов и услуг культуры?
55. Можно ли считать социокультурное учреждение торгующей организацией?
56. Каково соотношение приоритетов между миссией учреждения и предпринимательской деятельностью?
57. Перечислите виды платных услуг, которые могут предоставить социокультурные учреждения.
58. В чем заключаются различия некоммерческого и коммерческого маркетинга?
Основная литература
1. Галуцкий Г.М. Управляемость культуры и управление культурными процессами. М., 2001.
2. Касаткина С.А. Основы профессиональной деятельности менеджера социокультурной сферы: Учебное пособие. М.: МГУКИ, 2001. 102 с.
3. Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д. Социально-культурная деятельность. М.: МГУКИ, 2001. 136 с.
4. Кротова Н.В., Клеппер Е.В. История мирового менеджмента: Учебное пособие. М.: МГУКИ, 2002. 90 с.
5. Кротова Н.В., Клеппер Е.В. Управление персоналом: Учебник. М.: МГУКИ, 2001. 359 с.
6. Рудич М.И. Менеджмент социально-культурной сферы. Основы технологии: Учебное пособие. Кемерово: Кузбассвузиздат, 1996. 208 с.
Дополнительная литература
1. Бабич А.М., Егоров Е.В. Экономика и финансирование социально-культурной сферы. Казань, 1996.
2. Бадя Л.В. Благотворительность и меценатство в России. М., 1993.
3. Беннет Р. Способность управлять. М.: ИНФРА, 2001.
4. Вебер М. Теория общества и экономические организации. М.: ИНФРА, 2000.
5. Герчикова И.Н. Менеджмент. М., 2000. 502 с.
6. Голубков Е.П. Маркетинг: стратегии, планы, структуры. М.: Дело, 1995. 192 с.
7. Динамика ценностей населения реформируемой России / Под ред. Н.И. Лапина, Л.А. Беляевой. М.: Эдиториал УРСС, 1999. 224 с.
8. Драгичевич-Шешич М. Экономика культуры // Арт-менеджер. М., 2002. № 1.
9. Дридзе Т.М., Орлова В.А. Основы социокультурного проектирования. М., 1995.
10. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. М.: МГУКИ, 2002.
11. Жаркова Л.С. Коммерческая деятельность учреждений культуры. М., 2000.
12. Зазыкин В.Г.,Чернышов А.Н. Менеджер: психологические секреты профессии. М., 1999.
13. Как добиться успеха. М.: Республика. 1992. 509 с.
14. Карпухин О.И. Культурная политика и менеджмент. М., 2000. 185 с.
15. Ковалев А.И., Войленко В.В. Маркетинговый анализ. М.: Центр экономики и маркетинга, 1997. 176 с.
16. Котлер Ф. Основы маркетинга. М.: Прогресс, 1991.
17. Котов В.И. Советы менеджеру. М., 1991. 69 с.
18. Коханов Е.В. Отбор персонала и введение в должность. М.: ГАУ, 1996.
19. Кротова Н.В., Клеппер Е.В. Имидж предпринимателя: Учебное пособие. М.: МГУКИ, 2001. 87 с.
20. Кузнецов Ю.В., Подлесных В.Л. Основы менеджмента. СПб.: ОЛБИС, 1997.
21. Орлова Э.А. Культурная политика в контексте модернизированных процессов // Теоретические основы культурной политики. М., 1993.
22. Российская деловая культура: история, традиции, практика. М., 1998.
23. Стрельцов Ю.А. Культурология досуга. М.: МГУКИ, 2002.
24. Стрельцов Ю.А. Общение в сфере свободного времени. М., 1991.
25. Тейлор Ф.У. Принципы научного менеджмента. М., 1991.
26. Тонкус Ц. Экономические аспекты исполнительского искусства // Арт-менеджер. М., 2002. № 1.
27. Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры: Учебное пособие. СПб.: Лань, 2001. 384 с.
28. Шекшня С.В. Планирование персонала и прием на работу. М.: Бизнес-школа, 1997.
29. Шкатулла В.И. Настольная книга менеджера по кадрам. М.: Норма-Инфра, 1998. 349 с.