Исторические этапы становления предпринимательства в России
Представляя собой одну из частей развития мировой цивилизации, Россия, так же включенная в развития хозяйственной деятельности человека, проходила «стандартные» этапы развития предпринимательства. За исключением весомого периода отклонения от общего пути развития в начале XX века в период существования СССР и централизованной плановой экономики.
Таким образом, можно выделить следующие этапы становления предпринимательства нашей страны. На первом этапе предпринимательство проявлялось преимущественно в сфере торговой деятельности. В XI–XII вв. начали создаваться первые купеческие компании. До монголо-татарского нашествия в стране процветали ремесла и торговля, что обеспечивало высокий международный авторитет. Древнерусское государство, созданное в конце IX века складывается путем объединения восточнославянских племен, располагавшихся вдоль знаменитого торгового пути «из варяг в греки».
Первый русский свод законов «Русская правда» был пронизан духом предпринимательства. Он мог возникнуть только в обществе, где важнейшим занятием была торговля, а интересы жителей тесно связаны с результатом торговых операций. Успешный рост предпринимательской деятельности в Древней Руси подтверждался широким развитием кредитных отношений. Позднее Владимиром Мономахом был введен Устав, который резко ограничивал сумму процента, выплачиваемого по кредиту (не более 20% в год). Сфера деятельности русских купцов и предпринимателей XVII века была огромна, отражала всю географию экономического освоения России. Традиция ярмарок стала сердцем русского предпринимательства, ибо ярмарки были для России своего рода биржами.
На втором этапе (XV в.) предпринимательство перешло в новое качество – организацию производства, собственного дела в целях извлечения прибыли, идущей на дальнейшее развитие производства. В данный период образовывались сообщества предпринимателей, состоящие из ремесленников, купцов, ростовщиков и др. В это время появляется термин «предпринимательство», который относился ко всем лицам, занятым деятельностью, направленной на развитие производства, торговли и получение дохода. Петр I создал благоприятные условия для реализации лучших качеств русского предпринимателя и работника. Он сделал ставку на использование их творческой инициативы и самостоятельности. Петр I, по словам академика Струмилина, своими реформами впервые открывал широкую дорогу индустриальному предпринимательству.
Весьма характерно, что большая часть русских предпринимателей Петровского времени, как и в более поздний период, вышла из крестьян или посадских людей. И это, прежде всего, самые выдающиеся фамилии русских предпринимателей – Морозовы, Рябушинские, Прохоровы, Гарелины, Грачевы, Локаловы, Горбуновы, Скворцовы и многие другие. Каждый из этих предпринимателей организовывал огромные производства, которые снабжали своей продукцией десятки, а то и сотни тысяч людей в России и за границей.
Третий этап (вторая половина XIX в.) был связан с развитием капитализма в России и образованием предпринимательских союзов. 19 февраля 1861 г. манифестом Александра II крепостное право было отменено. Вслед за этим последовал ряд реформ. Великие реформы 60–70х годов XIX века разделил историю России на дореформенный период и дореформенный период. Пореформенный период, который продлился до 1913 года, можно назвать «золотым веком предпринимательства». Отмена крепостного права освободила крестьян, дав им и потенциальную возможность для занятия предпринимательством. Великие реформы создали условия для быстрого роста фабричной системы, основанной на применении машин и паровых двигателей, благодаря чему к 80-м годам завершился промышленный переворот в важнейших отраслях: металлургической, горнорудной, угольной. Усиливалась концентрация производства, которая привела к появлению монопольных объединений. Таковы были плоды русского предпринимательства, обещавшие в будущем еще больший урожай, но революция 1917 г. уничтожила эти надежды.
Капитализм в России не прошел стадии свободной конкуренции и не привел к созданию класса собственников-предпринимателей, поскольку начиная с октября 1917 г. была установлена государственная монополия и централизация экономики, лишившие производителей экономической самостоятельности и устранившие конкуренцию между ними (четвертый этап);
Октябрь 1917 г. перевернул Россию. Пришедшие к власти большевики не имели конкретной экономической программы, но их экономическая политика основывалась на отрицании частной собственности. С первых же дней существования советской власти начался процесс национализации. 25 октября 1917 г. был принят Декрет о земле, объявлявшей ее общенародной собственностью. 14 декабря 1917 г. был подписан первый декрет о национализации ряда частных промышленных предприятий. Банковское дело объявлялось монополией государства. Позднее были национализированы торговый флот, внешняя торговля. По декрету о национализации всех крупных предприятий (июнь 1918 г.) национализировали более трех тысяч предприятий. Крупное российское предпринимательство практически перестало существовать. У частного капитала пока оставались торговля, мелкие и часть средних промышленных предприятий. С началом гражданской войны в стране до предела обострилась обстановка. По декрету от 29 ноября 1920 года была национализирована мелкая и средняя промышленность; вводилась государственная монополия внутренней торговли. В результате была ликвидирована частная собственность, из обращения изъяты денежные знаки и свернуты товарно-денежные отношения. В экономической системе «военного коммунизма» не осталось места для предпринимателей.Пятый этап – это период нэпа, связанный со становлением предпринимательства в форме смешанных и частных концессий, акционерных обществ. В марте 1921 г. в России была ведена новая экономическая политика (НЭП), благодаря которой большевики хотели восстановить экономику страны и совершить переход к социализму. Вернули свободную торговлю. В мае 1921 г. кооперативы и частные лица получили право арендовать национализированные мелкие и средние предприятия. При НЭПе появились новые советские предприниматели, которым во многом принадлежала заслуга развития товарно-денежных отношений. Но экономическая модель, сложившаяся во времена НЭПа, вступила в конфликт с военно-коммунистической идеологией того времени. На основе НЭПа к 1925 г. удалось восстановить народное хозяйство страны, но в недрах ее складывалась командная система управления экономикой больше соответствующая представлениям коммунистов о строящимся обществе. В эту систему не укладывались предприниматели, называемые в городе презрительно нэпманами, а в деревне – кулаками. В июне 1926 г. был введен сверх-налог на нэпманов. Заниматься предпринимательской деятельностью стало не только невыгодно, но и опасно.
Предпринимательство в сложившейся в Советском Союзе административно-командной системе оказалось ненужным; государство признало предпринимательскую деятельность уголовно-наказуемым занятием. Этот период – с 1964г до 1987г – иначе еще называют «эпоха застоя». Сейчас уже можно констатировать тот факт, что именно в эту большую часть XX века произошло существенное отклонение в развитии предпринимательства по сравнению с тенденциями общемирового масштаба. В 1985 г. в Советском Союзе началась перестройка, в экономической программе которой был заложен переход к рыночным условиям хозяйствования.Шестой этап – «переходная экономика» – характеризовался перемещением предпринимательской деятельности из легального сектора в нелегальный. В 1980-е гг. была поставлена задача по формированию экономического мышления на базе социалистической предприимчивости. В рамках плановой модели экономики возрождались такие формы хозяйствования, как подряд, аренда, кооперация. Начиная с 1990-х гг. появилось многообразие форм собственности и организационно-правовых форм предприятий, произошло коренное изменение отношения к предпринимательству, которое считается составным и основным компонентом рыночной экономики.
В развитии современного российского предпринимательства выделяют несколько стадий, но в целом можно охарактеризовать период 90-хх и 00-х годов нового столетия следующими явлениями:
· несоответствие законодательства новым требованиям экономики;
· резкое изменение ассортимента товаров и услуг, в большей степени за счет большого потока импорта;
· нерегулируемое ценообразование и кредитование экономики и населения;
· отсутствие долгосрочных планов и стратегии развития;
· высокая роль информации и доступа к ее неофициальным источникам.
За короткий переходный период экономики этого времени российскому предпринимательству фактически заново пришлось пройти начальные стадии своей организации: торговля и становление собственного производства. Благодаря уже накопленному современному опыту других стран в этих областях и открытым возможностям его изучения, время «возвращения» предпринимательства к общее мировым тенденциям XXI века оказалось максимально коротким, но со значительными потерями человеческих, сырьевых и финансовых ресурсов.
Постиндустриальная стадия с характерными для нее ростом роли нематериальной деятельности, динамичности и социализации производства установила иные ориентиры и приоритеты хозяйствования. Важнейшим в предпринимательской деятельности становится не приспособление к меняющимся условиям, а способность преобразовывать сами условия хозяйствования, предугадав перспективу развития общественного производства. Не просто рациональное использование ресурсов, а рационализация самой формы и способа хозяйствования выступает ключевым моментом деятельности предпринимателя. Предпринимательство все в большей мере охватывает сферу услуг, где его инновационная функция может раскрыться наиболее полно, становясь, в то же время, коллективно выполняемой функцией.