Раздел 1. Качество продукции как экономическая категория
ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ ЗНАНИЙ
Система дистанционного обучения
0050.01.01
УПРАВЛЕНИЕ КАЧЕСТВОМ
Казань 2006
Рекомендовано в печать
учебно-методическим советом ИСГЗ
Управление качеством. Учебно-методический комплекс/ Казань: Институт социальных и гуманитарных знаний, 2006 г.
Учебный комплекс предназначен для студентов-заочников, обучающихся по дистанционным технологиям. Учебник рассчитан на самостоятельную работу студентов. Представленный материал соответствует требованиям ГОС РФ и распределен по принципу последовательного углубления и усложнения учебной информации.
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ИНСТИТУТА СОЦИАЛЬНЫХ И ГУМАНИТАРНЫХ ЗНАНИЙ
СОДЕРЖАНИЕ
Общие положения
Программа курса
Типовые задания для индивидуальных работ
Глоссарий
Рекомендуемая литература для изучения курса
Приложение
Справочные материалы
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
В соответствии с Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования для специальности 061100 "Менеджмент организации" в цикл специальных дисциплин включен курс "Управление качеством". Целью изучения дисциплины является формирование у студентов знаний, умений и навыков в области управления качеством - одного из важнейших аспектов товароведческой, управленческой и коммерческой деятельности.
Качество продукции и всех видов услуг наряду с их количеством определяет качество жизни человека, сохранение окружающей среды и, в конечном счете, содержание качества социально-экономического развития общества. Овладение методами управления качеством является одним из главных условий выхода промышленных и торговых предприятий на рынок с конкурентоспособной продукцией, а значит, и коммерческого успеха.
Переход страны к рыночной экономике с присущей ей конкуренцией, борьбой за доверие потребителей заставляет специалистов шире использовать методы стандартизации, сертификации, метрологии и управления качеством в своей практической деятельности. Управление качеством является инструментом обеспечения не только конкурентоспособности, но и эффективного партнерства изготовителя, заказчика и продавца на всех уровнях управления.
Задачами изучения курса являются:
1. Знакомство студентов с основными понятиями качества продукции (товаров и услуг)
2. Изучение приемов и методов стандартизации и метрологии
3. Знакомство с порядком осуществления сертификации продукции и услуг
4. Рассмотрение статистических подходов к анализу и контролю качества продукции
5. Изучение механизма управления качеством продукции
Для освоения курса студенту необходимо ознакомиться с действующими законодательными актами, нормативными документами, связанными с вопросами обеспечения качества товаров и услуг, усвоить количественные методы оценки качества, познакомиться с международным опытом, понять механизм принятия решений в процессе управления качеством товаров.
Для студентов, обучающихся по специальности "Менеджмент организации" особое внимание нужно уделить изучению вопросов в области управления качеством, связанных со спецификой будущей профессиональной деятельности. К их числу можно отнести:
· совершенствование деятельности промышленных и коммерческих предприятий в результате проведения единой политики, направленной на достижение конкурентоспособности отечественной продукции;
· особенности отечественной и международной практики сертификации продукции и услуг;
· анализ качества деятельности предприятий промышленности и сферы товарного обращения;
· повышение качества договорных отношение, в т.ч. на основе совершенствования механизмов взаимодействия с поставщиками.
В соответствии с учебными планами специальности 061100 «Менеджмент организации» для студентов как дневной, так и заочной форм обучения предусмотрена итоговая аттестация в виде зачета, а для студентов-заочников выполнение индивидуального задания в форме контрольной работы по курсу.
ПРОГРАММА КУРСА
Раздел 1. Качество продукции как экономическая категория
Тема 1. Предмет и задачи курса “Управление качеством ”
Основные понятия качества продукции. Качество как фактор коммерческого успеха предприятия в рыночной экономике: методология и терминология управления качеством. Предмет и методы изучения качества продукции на современном этапе развития экономики. Взаимосвязь эффективности и качества продукции. Показатели качества. Этапы формирования и обеспечения качества продукции. Место курса "Управление качеством" в системе других экономических и управленческих дисциплин".
Контрольные вопросы
1. Что понимается под качеством продукции?
2. Как влияет улучшение качества продукции на эффективность производства и бизнеса?
3. Обеспечение и сохранение качества продукции на всех этапах жизненного цикла товаров.
Тема 2. Государственное регулирование качества продукции
Правовые аспекты обеспечения процесса управления качеством продукции. Законодательные акты и нормативные документы, связанные с вопросами управления качества. Государственные меры, направленные на защиту прав потребителей продукции и услуг. Обеспечение безопасности эксплуатации продукции. Государственный контроль соблюдения требований по обеспечению качества продукции.
Контрольные вопросы
1. Какие законодательные и нормативные акты Правительства РФ направлены на обеспечение качества продукции?
2. Как гарантируется право потребителей товаров и услуг в РФ?
3. Как осуществляется контроль за соблюдением требований по обеспечению качества продукции?
4. Как обеспечивается качество и безопасность пищевых продуктов?
Тема 3. Методика оценки качества продукции
Квалиметрия - наука об измерении качества продукции и услуг. Оценка уровня качества продукции: инструментальные и экспертные методы. Этапы оценки технического уровня продукции. Расчет уровня качества продукции на основе ее параметров. Классификационные и оценочные показатели качества. Аналоговые и базовые образцы. Дифференциальный, комплексный и смешанный методы оценки качества продукции. Универсальный критерий качества продукции. Приемы оценки качества товаров и качества технологических процессов.
Контрольные вопросы
1. Что такое уровень качества продукции?
2. Как осуществляется формирование группы аналогов?
3. Что такое базовый образец? Как происходит выделение базовых образцов из группы аналогов?
4. Какие методы оценки качества продукции Вы знаете?
5. С помощью какого метода оценивается качество технологического процесса?
Тема 4. Контроль качества продукции и технологических процессов
Контроль качества продукции, его виды. Дефекты продукции: видимые (явные), скрытые, устранимые и неустранимые. Градация продукции по качеству: брак и годная продукция. Сортность продукции, ее анализ. Контрольные испытания готовой продукции. Статистические методы анализа качества продукции. Построение диаграмм Парето, схем Исикавы и других методов описательной статистики. Регулирование технологического процесса. Контрольные карты. Статистический приемочный контроль качества продукции. Организация контроля качества продукции.
Контрольные вопросы
1. Какие виды контроля качества продукции вы знаете?
2. Назовите различные градации продукции по качеству?
3. Как осуществляются контрольные испытания готовой продукции?
4. Чем занимается описательная статистика по вопросам управления качеством?
5. Как происходит регулирование технологических процессов?
6. Опишите последовательность организации приемочного контроля качества товаров.
Тема 5. Сертификации продукции и услуг
Сущность и значение сертификации продукции. Виды и формы сертификации. Добровольная и обязательная сертификация. Система сертификации продукции. Схемы сертификации продукции.
Сертификация услуг: область применения, основные положения, участники сертификации услуг. Схемы сертификации услуг. Правила по проведению сертификации в Российской Федерации.
Ответственность за качество продукции (товаров, услуг) и нарушение требований сертификации.
Контрольные вопросы
1. Что такое сертификация, ее виды?
2. Чем отличается добровольная сертификация от обязательной?
3. Как осуществляется сертификация услуг, ее особенности?
4. Какова ответственность за нарушение правил сертификации в РФ?