Кривая Лаффера (Laffer curve) показывает зависимость между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок.
Фискальная функция (бюджетная) направлена па обеспечение доходной части бюджетной системы государства (лат. — дословно корзина; сборщики налогов в Древнем Риме ходили с корзинами, куда собирали подати; в современном толковании — государственная казна). Проявляется в обеспечении государства и его публично-правовых образований финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления их деятельности. В результате образуются бюджеты государства и публично-правовых образований Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований. Фискальная функция налогов создает объективные условия для вмешательства государства в экономику и социальную жизнь общества, таким образом обусловливая регулирующую функцию налогов.
Регулирующая функция (экономическая) направлена на достижение тех или иных задач налоговой политики государства. Подразделяется на стимулирующую, дестимулирующую и воспроизводственную подфункции. Налоги признаны важным экономическим инструментом государственного воздействия на объем потребительского спроса, инвестиционную деятельность, динамику экономического роста. Применяя различные налоговые ставки и льготы, можно стимулировать или дестимулировать развитие отдельных отраслей и сфер экономики: например, развивать сельское хозяйство, препятствовать игорному бизнесу.
Распределительная функция (социальная) проявляется в распределении и перераспределении налоговых поступлений по уровням бюджетной системы (федеральный бюджет, в бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты). Перераспределение доходов между различными группами населения реализуется через неравное налогообложение доходов и имущества налогоплательщиков. Данная функция также реализуется через акцизное налогообложение социально вредных товаров (алкогольная продукция, табачные изделия).
Контрольная функция позволяет контролировать финансово-экономическую деятельность юридических и физических лиц, источники доходов и расходы. Благодаря этой функции оценивается эффективность налогового механизма в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему.
Кривая Лаффера (Laffer curve) показывает зависимость между доходами государственного бюджета и динамикой налоговых ставок.
Была разработана американским экономистом Артуром Лаффером.
Графическое изображение этой зависимости представлено на рисунке.
Кривая Лаффера |
Точки касания кривой Лаффера показывают, что если, например, уровень налогообложения равен нулю, то государство лишается доходов. Если же оно намерено отобрать все доходы (t = 100%), то экономический процесс останавливается и государственный бюджет останется без доходов. При ставке tmax общая сумма доходов государства достигнет максимума Тmax. Попытки повысить налоговую ставку, например до величины t1, приведут к снижению доходов государства. Автор показывает, что повышение налоговых ставок до определенного уровня приводит к росту бюджетных доходов. Такое положительное воздействие возможно только до определенного предела, а за ним начинается так называемая "запретная зона" шкалы налогообложения. Налоги, взимаемые на основании высоких ставок, приводят к значительному сокращению бюджетных доходов. Это объясняется тем, что высокие налоги подавляют частную инициативу, подрывают стремление к новым инвестициям. А. Лаффер сделал вывод, что налоговые ставки достигли уровня, который сдерживает темпы экономического развития и предлагает снизить налоговые ставки, и прежде всего на прибыль.
29. Понятие налога, сбора. Их классификация.
Налог — обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
Сбор — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого — одно из условий совершения в интересах плательщика сборов государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений.
Виды и классификация налогов и сборов. Многообразие существующих налогов и сборов вызывает необходимость их классификации (разделения на виды) на определенной основе.
1.По способу взимания налогов различают прямые и косвенные налоги.
Прямые налоги взимаются в процессе накопления материальных благ непосредственно с доходов или имущества налогоплательщиков. В качестве примера можно привести подоходный налог, уплачиваемый физическими лицами, налог на прибыль предприятий и организаций, налог на имущество, переходящее в порядке наследования или дарения и др.
Косвенные налоги взимаются через цену товара. Это своеобразные надбавки, включаемые государством в цену товаров и услуг (акцизы, налог на добавленную стоимость, налог с продаж, налог с оборота, специальный налог на поддержание основных отраслей народного хозяйства и др.).
2.По субъекту-налогоплательщику выделяются следующие группы налогов:
Налоги с физических лиц (подоходный налог с физических лиц, налог на имущество физических лиц, налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения, курортный сбор и др.).
Налоги с предприятий и организаций (налог на прибыль, налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на пользователей автомобильных дорог, налог на имущество предприятий и организаций,
Смешанные налоги, которые уплачивают как физические лица, так и предприятия и организации (госпошлина, некоторые таможенные пошлины, налог с владельцев транспортных средств и др.).
31. Система цен. Факторы, определяющие уровень и динамику цен
Система цен характеризует собой взаимосвязь и соотношение различных видов цен. Она состоит из различных элементов, среди которых можно выделить как отдельные цены, так и определенные их группы.
Взаимосвязь цен обусловлена зависимостью отдельных предприятий, производств и отраслей, единым процессом формирования затрат на производство и другими факторами. Поэтому повышение или понижение одной цены может вызвать изменения в уровне других цен. Особую роль при этом играют такие отрасли, как энергетика, транспорт, связь и др. Повышение цен в этих отраслях приводит к их росту во всех других, поскольку продукция этих отраслей применима повсеместно. В свою очередь, рост цен в остальных отраслях возвращается в форме более дорогого оборудования, транспортных средств и т. д.
Цены формируются под воздействием 2-х групп факторов.
1.Внутренние факторы ценообразования (микроэкономич. уровня), зависят от деятельности самого предприятия:
а) товар, характеризующийся особыми свойствами, уникальными достоинствами, будет иметь более высокую цену, отражающую его качество, технический уровень.
б) способ производства, определяем серийность выпуска продукции.
Продукция мелкосерийного и индивидуального производства имеет более высокую себестоимость и цену.
Товары массового производства отличаются низкими издержками и на них устанавливаются относительно низкие цены.
в) научно-технический прогресс создает возможности для повышения качества труда, его экономии и снижения прочих затрат, создание новых, более эффективных видов продукции, т.е. научно-технический прогресс является ценопонижающим фактором.
г) ориентация потребителя на несколько рыночных сегментов вызывает необходимость дифференциации цен, приспосабливая их к различным категориям покупателей.
д) цена тесно связана с жизненным циклом товара. Продукция имеет более низкую цену при коротком жизненном цикле и относительно высокую цену при длительном.
На цену оказывает влияние длительность цепочки «производитель – потребитель», используемые каналы распределения- посредники.
е) хорошо организованный сервис при продаже, послепродажное обслуживание, авторитет фирмы на рынке, реклама – позволяют установить более высокие цены
2. Внешние факторы (макроэкономические)
а) политическая стабильность в стране создает предприятиям предпосылки для работы на перспективу, вызывает у них стремление к получению мгновенного успеха за счет взвинчивания цен
б) отсутствие на рынке каких либо ресурсов ставит предприятия в большую зависимость от импорта
в) наличие и уровень конкуренции, существующей между производителями, характер спроса также отражаются на ценах
г) на уровень и динамику цен влияют денежная, налоговая и внешнеэкономическая политика
32. Формы государственного регулирования цен
В РБ действует закон о ценообразовании (99 г.), который устанавливает правовые основы государственной политики в области ценообразования в РБ. Сферу применения свободного и регулируемого ценообразования, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ними.
Гос. регулирование цен осуществляется в двух основных формах: с помощью косвенного и прямого регулирования.
Основные формы прямого регулирования цен государства.
1) Установление фиксированных цен и тарифов (основной вид цен при заключении государственных контрактов). Цена устанавливается на стадии заключения контракта и не изменяется при исполнении контракта. Предприятие-изготовитель принимает на себя хозяйственный лист и получает широкие возможности получения дополнительной прибыли за счет снижения затрат.
2) Установление предельного норматива рентабельности (-ся предельный показатель отнош-я прибыли к затратам, выраженный в %).
3) Установление предельных размеров снабженческо-бытовых и торговых надбавок, наценок (ограничение в цене, устанавливаемой государственными органами, осуществляющими регулирование ценообразования).
4) Установление рекомендательных цен. Если цена превышает рекомендуемый уровень, может применяться прогрессивное налогообложение прибыли, полученной от реализации товара по ценам, превышающим рекомендованные.
Косвенное регулирование - меры, воздействующие на спрос, предложение, уровень конкуренции:
1) стимулирование малого предпринимательства посредствам льготного налогообложения и кредитования (предоставление дотаций);
2) различные мероприятия и программы, разрабатываемые государственными органами (пример: государственное финансирование научно-исследовательских работ на разработку и создание новых видов продукции).
33. Цели и задачи ценообразования
Наиболее существенными целями предпринимательской деятельности, достижению которых призвано служить ценообразование, являются:
· дальнейшее существование фирмы. Трудности могут возникнуть вследствие избыточных мощностей, интенсивной конкуренции или изменившихся желаний потребителей. Тогда, чтобы продолжить производство и ликвидировать запасы, часто снижают цены. При этом прибыль теряет свою важность. До тех пор, пока цена покрывает хотя бы переменные и часть постоянных и издержек, производство может продолжаться. Однако простое продолжение существования фирмы может рассматриваться только как краткосрочная цель;
· краткосрочная максимизация прибыли. Многие предприниматели хотели бы потребовать за свой продукт такую цену, которая обеспечивает максимум прибыли. Для этого определяются предварительный спрос и предварительные издержки по каждой ценовой альтернативе. Затем из этих альтернатив выбирается та, которая принесет в краткосрочной перспективе максимальную прибыль. Однако реализация этой цели тоже связана с некоторыми проблемами. Так, она предполагает, что функции спроса и издержек известны заранее, хотя в действительности их определить очень трудно. При этом упор делается на краткосрочные ожидания прибыли, и не учитываются долгосрочные перспективы, определяемые использованием всех других элементов маркетинговой стратегии, а также противодействующей политикой конкурентов и регулирующей деятельностью государства;
· краткосрочная максимизация оборота. Цену, стимулирующую максимизацию оборота, выбирают обычно тогда, когда продукт производится корпоративно и в связи с этим сложно определить комплексную структуру и функцию издержек. Здесь же достаточно определить лишь функцию спроса. Реализовать эту цель относительно просто через установление в сфере сбыта процента комиссионных от объема сбыта. Многие руководители бизнеса придерживаются мнения, что краткосрочная максимизация оборота приносит в долгосрочной перспективе также максимальные прибыли и доли участия в рынке;
· максимальное увеличение сбыта. Предприниматели, преследующие эту цель, полагают, что увеличение объема сбыта, приведет к снижению издержек единицы продукции и в конечном итоге - к увеличению прибыли. Исходя из чувствительности рынка к уровню цены, такие предприниматели устанавливают цену как можно ниже. Подобный подход называют “ценовая политика наступления на рынок”. Однако такая политика низких цен может дать положительный результат только при наличии ряда условий, а именно если: чувствительность рынка к ценам очень велика; можно снизить издержки производства и распределения в результате расширения объемов производства; снижение цен отпугнет, конкурентов и они не последуют такому примеру;
· “снятие сливок” с рынка посредством установления высоких цен. Отдельные сегменты целевых рынков получают экономию издержек от применения новой продукции даже при такой высокой цене. Каждый раз, когда сбыт по данной цене сокращается, фирма снижает цену, чтобы привлечь к себе следующий слой клиентов, достигая тем самым в каждом сегменте целевого рынка максимально возможного оборота;