Тотальное огосударствление 2 страница
В самом деле, момент присвоения является крайне важным при рассмотрении сущности собственности. Особенно под углом зрения процесса, его результата и основа-
1 См.: Щенникова Л. В. Указ. соч. С. 20.
2 Маркс К., Энгельс Ф. Поли. собр. соч. Т. 46. С. 479.
3 Там же. Т. 12. С. 713-714.
Часть первая. Общие положения
ний, складывающихся здесь отношений и данностей. Ибо, как справедливо полагает Чичерин, «присвоение внешних предметов для удовлетворения физических потребностей составляет необходимую принадлежность всякого органического существа»1.
Но все же такого рода характеристика сущности собственности, тем более если она ставит знак равенства между собственностью и присвоением и рассматривается в качестве единственно научной, основополагающей, канонической, едва ли оправданна. Ведь при всей очевидности и важности рассматриваемой категории она отражает преимущественно природную, биологическую (физиологическую) сторону взаимоотношений человека с природой или же определенную, результативную сторону экономических процессов. При этом в соответствии с указанной характеристикой человек рассматривается главным образом в виде отчужденного существа «берущего», «захватывающего» «усваивающего» что-то из внешнего мира, или, хуже того, в какой-то мере оправдывается взгляд на собственность, как на все то, что «захвачено», и, действительно, так или иначе «просто взято», «присвоено».
В рамках же марксистских взглядов, где присвоение сопрягается с центральной идей этих взглядов — системой эксплуатации человека человеком и необходимостью насильственного ниспровержения такой системы, она вообще придает собственности довольно ощутимый негативный (с криминальным привкусом) оттенок. Недаром некоторые теоретики отождествляли любую форму собственности с «кражей». Отсюда лозунг «грабь награбленное», дележ всех богатств между всеми людьми «на равных» и т. д.
Тем не менее, как бы то ни было, формула о «присвоении» имеет в отношении собственности существенный рациональный смысл, выражает немаловажную грань в самой сущности собственности (пусть в данном отношении и не самую главную, не решающую), тем более ес-
1 Чичерин Б. Н. Философия права // Избранные труды. СПб., 1998. С. 85.
Глава вторая. Сущность собственности
ли, как это обоснованно делает Е. А. Суханов, видеть в ней не элемент природного и экономического процесса, а объективный факт — факт «присвоенности», «принадлежности»1.
Какова же основная грань при рассмотрении сущности собственности?
И ВОТ ЗДЕСЬ-ТО И НУЖНО в полной мере взять на вооружение рассмотренные ранее «исходные начала» собственности, во всей их совокупности и единстве, и прежде всего, характерную для собственности прямую и глубокую связь лица с вещью, и полную, абсолютную власть собственника в вещных отношениях. И что еще более существенно — отношение к вещам, «как к своим» — формулы на первый взгляд поверхностной, не очень-то научной.
Между тем именно здесь, в указанной формуле, ближайшим образом раскрывается вся подноготная собственности, ее сокровенный смысл.
Вот что по данному вопросу можно сказать в предельно кратком, сжатом виде.
Собственность по всем своим исходным началам и своей сути есть именно нечто «свое», «собственное» для человека; отношение к вещам, как к самому себе. То есть как бы продолжение человека в вещах, продолжение его персонального господства, абсолютной и исключительной власти в отношении внешних предметов, которые становятся условиями и факторами его существования, преодоление природных и иных трудностей жизни, его интереса, а главное,
1 Суханов Е. А. Лекции о праве собственности. М., 1991. С. 7. По мнению автора, «собственность представляет собой отношения между людьми по поводу вещей, заключающиеся в присвоенности или в принадлежности материальных благ одним лицом (их коллективам) и соответственно в отчужденности этих же благ от всех других лиц».
О моменте «присвоенности» см. также: Якушев В. С. О самостоятельности института права государственной социалистической собственности и его государственно-правовой природе: Сб. ученых трудов СЮИ. Вып. 13. Свердловск, 1970. С. 85 и след.
Часть первая. Обшие положения
еще одними, притом могущественными, «руками» или даже, если угодно, — «частями самого человека», его бытия (в условном смысле — его «тела»), проявлениями, поприщем или даже при наличии необходимых условий и потребностей, инструментами его физических возможностей и разума, умения и способностей, активности и творчества.
При этом во всех аспектах приведенного выше концептуального положения, претендующего на понимание сущности собственности1, необходимо учитывать вот какой момент. Само по себе продолжение человека во внешних предметах — это явление сугубо объективное, относящееся к самим вещам — технике, предметам профессиональной работы, к иным предметам, объективирующим существование, деятельность, разум и духовные силы человека.
Но такого рода внешние предметы — это все же только объекты собственности, хотя и принципиально важные, в том числе и, прежде всего, для ее философского видения. А сама собственность — это полное господство и абсолютная власть над этими предметами, иными объектами, причем господство и власть такие, когда они выражены в отношении лица к вещам, как к своим.
В ПРИНЦИПЕ, с концептуальной точки зрения отстаиваемая в этой работе позиция заключается в том, что
1 Такое понимание сущности собственности постепенно утверждается в научной литературе. В частности, в многогранном труде К. И. Скловского, охватывающем весьма широкий круг проблем права собственности, говорится: «В конце концов такое лапидарное определение, как отношение к вещи как к своей, при всей кажущейся ненаучности оказывается довольно глубоким, если учесть, что «своей» можно считать вещь, если понимать ее как пространственное расширение личности, ее потенциала. Именно это качество принципиально отсутствует у обладателя всех других прав на вещь: они в никаком случае не относятся к чужой веши как к атрибуту, продолжению собственной личности» {Скловский К. И. Собственность в гражданском праве: Учеб.-практ. пособие. 2-е изд. М., 2000. С. 158).
Глава вторая. Сущность собственности
имеются все основания считать, что человек многое захватывает, присваивает из окружающей действительности, но главное, он как мыслящее и творческое существо продолжает себя во внешнем мире, и тем самым для него открывается возможность сознательно (интеллектуально, творчески) осваивать его. И собственность под этим углом зрения выступает в качестве явления по самым высоким мирозданческим меркам — человеческого, пожалуй, даже интеллектуального, проникающего через категории «человек—вещь» в глубины, недра бытия людей, их разума, свободной воли.
И хотя по ряду пунктов, особенно в отношении процесса и оснований обретения собственности, момент «присвоенное™» вполне совместим с приведенной выше характеристикой сущности собственности в основных ее гранях, последняя, по мнению автора, может претендовать на принципиально отличную от «теории присвоения» позицию. Причем — претендовать под углом зрения миропонимания, в центре которого в соответствии с данными и требованиями современной науки — человек. Тем более что эта постановка вопроса согласуется с научной российской традицией по вопросам собственности, а также современными на этот счет экономическими потребностями.
Так, в соответствии с воззрениями Чичерина само присвоение должно рассматриваться в контексте главного в собственности — «умственной принадлежности вещи лицу»1, что переносит при характеристике собственности акцент преимущественно с природного, «зоологического аспекта» жизнедеятельности человека, процесса и результата его деятельности на его характеристику как существа разумного, творческого. Такой же по своей основе научной линии придерживается и Бердяев, который полагает, что собственность «по природе своей есть начало духовное, а не материальное, она предполагает не только потребление материальных благ, но и более устойчивую и преемственную духовную жизнь личности в семье и роде, начало собственности связано с метафизической природой личности,
1 Чичерин Б. Н. Указ. соч. С. 85.
Часть первая. Общие положения
с ее внутренним правом совершать акты, преодолевающие время»1.
Рассматриваемый подход к сущности собственности согласуется и с требованиями современности, нуждами экономического развития нынешней эпохи. Как пишет Сафиуллин, собственность в современном ее понимании по самой своей сути в области товарно-рыночной экономики «обязывает хозяина быть товаропроизводителем, компетентным организатором производства и расчетливым коммерсантом»2.
Есть основания полагать, что отстаиваемая в этой работе трактовка сущности собственности в основных ее гранях (как явления цивилизации, продолжающего человека в вещах) преодолевает подмеченный в литературе прозаизм утвердившегося в романо-германской системе понятия собственности, способна возвысить его, придать ему высокозначимые общечеловеческие, социальные и моральные характеристики. Это, помимо всего прочего, поможет избавить нашу теорию, практику и общественное мнение от пришедшей вместе с категорией «рынка» тенденции придания понятию собственности «манихей-ской энергетики, пафоса и экстаза»3.
ХАРАКТЕРИСТИКА СОБСТВЕННОСТИ через категории «свободы», «умственной принадлежности», «метафизической природы личности» и т. д. свидетельствует о наличии в ней некой духовной сути.
Такая духовная суть скрыта в глубинах этого поразительного феномена «собственность», в гуще его явных особенностей и качеств (что, кстати, как будто бы син-
1 Бердяев Н. А. Философия неравенства // Русская филосо
фия собственности. М., 1993. С. 49.
2 Сафиуллин Д. Н. Общее понятие собственности и права
собственности на современном этапе. С. 43; Он же. Теория и
практика правового регулирования хозяйственных связей в
СССР. Свердловск, 1990. С. 25.
3 Панарин А. С. Искушение глобализмом. М., 2003. С. 125.
Глава вторая. Сущность собственности
хронно ее «грубому» облику, связанному к тому же с такими негативными ее проявлениями, как корыстолюбие, эгоцентризм и проч.).
Но ведь уже в вещном характере собственности проявляются такие еще не осмысленные ее глубины, которые влекут людей, помимо расчетов на богатство и сокровища. Даже на уровне обыденного сознания собственность противостоит образу жизни, построенному на воровстве, житии «на халяву», приживальчеству, попрошайничеству.
Есть, по-видимому, все основания полагать, что даже самые высокие духовные категории, такие как совесть, вспомоществование, солидарность, сообразуются с собственностью (впрочем, такой, которая очищена от негативных ее проявлений). Без подобной связи указанные высокие духовные категории нередко становятся эфемерными, не идущими дальше пустых рассуждений, порой одних лишь показушных акций.
Мировая история свидетельствует о том, что как только по мере развития цивилизации раскрывается самосознание и достоинство людей, утверждается демократическая перспектива, то для развития и становления такого рода процессов призываются люди с надлежащим собственническим статусом. И вовсе не потому, что здесь реализуются интересы «эксплуататорского меньшинства», а потому, думается, что духовная и деловая суть собственности настраивала их носителей на идеи и поступки, соответствующие требованиям гражданского общества.
Да и ныне, как будет показано в последующем (п. 1 гл. 2), наиболее стойкой и надежной основой и гарантией высокого достоинства и неотъемлемых прав личности является ее надлежащий и защищенный статус собственника.
С УЧЕТОМ РАССМАТРИВАЕМОЙ в данной работе позиции представляется очевидным, что по своей исконной, первородной сути собственность во всем объеме сво-
Часть первая. Общие положения
их качеств (причем и положительных, и негативных, противоречивых сторон, источника прогресса и негативов — корыстолюбия, вещевого эгоизма, страсти к накопительству, к сокровищам и др., относящихся к «зоологическому аспекту») является, за исключением ее особой характеристики в качестве «достояния», собственностью персонифицированной, т. е. частной собственностью. Стало быть, — собственностью человека как высшей особи, индивидуума, конкретного лица, полное обладание которого вещами, иными предметами напрямую соприкасается, контактирует с его интересами, разумом и главное — его свободной волей. При этом право собственности, в том числе право присваивать себе предметы физического мира, принадлежит, как показал Чичерин, «тому существу, которому по самой природе принадлежит свободная воля, т. е. единичному лицу» (курсив мой. — С. А.)1.
И именно такая (частная!) собственность, фиксирующая первородную принадлежность объектов человеку и определенному сообществу людей, может служить человеку не только в «зоологическом отношении», но и в его активной, творческой, созидательной деятельности, давать ее субъекту наиболее широкие права обладания и власти, и в этой связи оказывать на человека, на его волю и интересы мощное и многообразное воздействие. Такое воздействие, которое при всех негативах собствен- « ности активизирует личность, ее творческий потенциал и вследствие этого приносит благо и самому человеку, и всему сообществу людей. В этих своих качествах частная собственность, хотя и является источником и поприщем ряда негативных сторон в жизни людей, вместе с тем включается, как и опосредствующее ее право, в жесткие механизмы поступательного, восходящего развития общества.
Таким образом, только персонифицированная, частная собственность в силу своих исходных первородных качеств, если согласиться с вышеизложенным, способна «выходить» на ум и свободную волю человека, быть сво-
1 Чичерин Б. Н. Указ. соч. С. 85.
Глава вторая. Сущность собственности
его рода его продолжением, его господства и власти, выраженной в вещах, иных опредмеченных явлениях окружающего нас мира.
Конечно, здесь нужно учитывать троякого рода обстоятельства:
— во-первых, существование некоторых зачаточных, примитивных «общих» форм собственности в доцивили-зованную эпоху, в том числе то, что в марксистской литературе именуется «первобытнообщинной собственностью» или даже будто бы достойной примера первобытной «коммунистической собственностью»1;
— во-вторых, формирование после появления феномена собственности в указанном выше значении различных модификаций собственности, ее обобществленных подразделений, наслоений, ответвлений, подчас противостоящих частной собственности (такое в том числе явление, как государственная собственность);
— в-третьих, обособление и обретение высокого социального статуса особой характеристики собственности — достояния, которое в результате развития общественных отношений (государственных, межэтнических, межнациональных) приобрело особое социальное значение и в какой-то мере возвысилось над всей системой отношений частной и государственной собственности (хотя реально, на практике без них не может утвердиться и проявить себя).
О некоторых из этих обстоятельств и пойдет речь далее.
1 В литературе по этологии и истории относительно складывающихся общественных отношений с достаточной обоснованностью утверждается то, что «первобытный коммунизм — выдумка кабинетных философов прошлого века (здесь имеется в виду XIX век. — С. А.)», отражающих практику «зашедших в тупик и вторично деградировавших племен», что и послужило некой будто бы научной предосновой коммунистического эксперимента, в результате которого «повсюду, где проводился эксперимент, вместо общества равенства возникали жесткие иерархические пирамиды...» (Дольник В. Непослушное дитя биосферы. М., 1994. С. 147).
Часть первая. Общие положения
Глава третья Право собственности
СОБСТВЕННОСТЬ по самой сути складывающихся отношений — это и право собственности. Собственность «без права на нее» и вообще без права как об-щецивилизационной категории теряет какой-либо смысл и основы своего существования. В связи с этим наряду с исходными составляющими (вещи, полное обладание ими, отношение к вещам как к своим) существует еще одно, не менее значимое начало собственности, — ее правовая составляющая.
Полное, абсолютное обладание вещами, иными предметами и тем более власть над ними, особенно власть, имеющая характер «умственной принадлежности»1, на определенной ступени развития общества (и, добавлю, развитости самих общественных отношений) иначе, чем через и посредство права и определяемые им правовые механизмы и институты, существовать и реализоваться не может в принципе, по определению. Хотя бы потому, что полное обладание в отношении вещей и сама по себе власть над вещами нуждаются в том, чтобы они поддерживались в своем существовании, функционировании и беспрепятственно длились во времени, благодаря достаточно мощной социальной силе.
Конечно, то, что именуется социальной силой может выступать и непосредственно и в этом качестве даже получать наименование «права» («кулачное право», «право» захватчика по канонам сильного, «права» победителя в войне, «права оккупанта», «права власти», в том числе при тиранических и теократических режимах, «право» в криминальном мире). И тогда отношения собственности (абсолютное обладание вещами, иными предметами,
1 В законодательстве всех стран признается, что «право собственности как умственная принадлежность вещи лицу везде отличается от физического владения» (Чичерин Б. Н. Указ. соч. С. 85).
Глава третья. Право собственности
власть над ними) может провозглашаться или фактически реализоваться просто как наличный факт, отвечающий понятиям «присвоение» и «присвоенности» в самом жестком и грубом его значении. Факт однозначный с фактом силы, или, что еще точнее, — насилия. Именно на подобных факторах во многом строились и строятся ныне отношения собственности тиранического (рабовладельческого) и феодального типов.
Но при развитых общественных отношениях, характерных для вступления человечества в состояние цивилизации и становления демократии, право собственности все больше утверждается в качестве института цивилизации, строящегося на строго юридических началах. Таких, как закрепление тех или иных прав, тем более «полных», «абсолютных», в официальных, признаваемых в обществе источниках (законах, иных нормативных правовых актах), установление процедур приобретения и прекращения права собственности, способов восстановления нарушенных прав, обеспечение их надежной защиты в судебном порядке и т. д.
Такого рода подчинение собственности строго юридическим началам означает, если так можно выразиться, оцивилизацию собственности и одновременно включение ее в качестве одного из мощных факторов экономического и социального развития общества. В то же время следует заметить, что установление теми или иными субъектами фактической собственности, не согласующееся с указанными правовыми началами, означает не что иное, как внеправовую ситуацию, выход тех или иных лиц, претендующих на статус собственника, за пределы права, ситуацию, которая в ряде случаев возникает и в нынешнее время.
Именно через право, утверждаемую им экономическую и творческую свободу, «умственную принадлежность вещей» (Б. Н. Чичерин) и отсюда через соответствующий его инструментарий, механизмы и юридические конструкции в полной мере раскрывается и реализуется потенциал собственности, ее социальные функции, возможности для активной, производительной деятельности,
Часть первая. Общие положения
творчества человека, сообщества людей. В то же время этот же юридический инструментарий, правовые механизмы и конструкции способны поставить собственность в необходимые рамки, предотвратить ее превращение (как и превращение любой власти, тем более полной, абсолютной) в поприще произвола, своеволия, тирании.
Исходное значение для права собственности на первых этапах существования человечества принадлежало обычаям и традициям (которые, в свою очередь, по данным этологии, коренятся в известных предпосылках прошлого — в нравах и формах поведения высокоразвитых организованных особей, их сообществ и независимо от появления разумных существ). Особенно это относится обычаям, сохраняющим свое значение и в последующие времена, когда в регулировании общественных отношений стало приобретать все большее значение право в строго юридическом значении1. Речь идет о праве как особом нормативном институционном образовании, обеспечиваемым государством, которое отличается предельной определенностью по содержанию и гарантирован-ностью со стороны всего общества, государства, в том числе правосудия, системой правоохранительных органов.
Важен здесь и такой момент. История свидетельствует о том, что на первых этапах существования человеческого рода, в доцивилизационный период, обладание материальными богатствами и власть над людьми (и как система подчинения, и как духовная власть) выступали как нечто единое, недифференцированное, освещенное господствующими верованиями, одинаково и над людьми, и над вещами. Сильны в это время оказались и рудименты родоплеменной организации общества, переплетавшиеся с формирующимися зачаточными отношениями собственности и приобретающими поначалу для данного сообщества людей общий характер (некой «общественной
1 Касаясь правовых вопросов, О. Шпенглер пишет: «...Всякое право есть по преимуществу обычное право: пускай себе закон определяет слова — жизнь их и истолковывает» {Шпенглер О. Указ. соч. С. 61).
Глава третья. Право собственности
собственности»). Лишь в процессе дальнейшего развития общества «обладание» и «власть» стали постепенно дифференцироваться, в той или иной мере обособляясь в сферах материального производства и жизнедеятельности людей (собственность), политики (политическая власть), религии (вера в Бога, иные верования и основанная на них религиозная власть).
Особое значение в силу специфического сцепления исторических обстоятельств сыграли в условиях античности Древний Рим, древнеримская культура, когда одновременно и во взаимодействии складывалось право как особое нормативное институционное образование, и формировался институт частной собственности. Самое примечательное здесь (в должной мере, к сожалению, не оцененное Историей и наукой) заключается как раз в том, что благодаря древнеримской правовой культуре именно углубленная и утонченная юридическая разработка отношений собственности раскрыла саму суть категории собственности как таковой, заложенные в ней предпосылки, противостоящие превращению собственности в произвол, и придала ей то выдающееся значение, которое она (увы, сохраняя и порой усиливая свои негативные, «зоологические» черты) приобрела в становлении и развитии человеческой цивилизации.
В соответствии с этим, конституируя власть собственника в качестве полной, абсолютной, римская доктрина и правосознание не трактовали ее беспредельной, безграничной. И, надо полагать, отсутствие в римской догматике и юридической лексике самого положения о «власти» собственника и развитие на «его месте» всего лишь триады правомочий (права владения, права пользования, права распоряжения) имеет не только технико-юридическое значение, но и обозначает с принципиальной конструктивной стороны юридические пределы и формы реализации собственнической власти.
Не упустим из поля зрения и то, что право собственности (и что характерно — категория «вещи») по римскому праву оказалось в сети достаточно детализированных юридических конструкций и правоотношений, которые дают прочные и твердые основания для деловых отношений и
Часть первая. Общие положения
жизнедеятельности людей и вместе с тем исключают произвол на практике, основанный на категории собственности. Такие, приведу в качестве примера, как завладение (occupatio), приращение (accessio), приращение во владении путем обработки и придания вещи нового вида (specificatio), передача вещи (traditio), приобретение владения через представителя (constitutum possessorium) и т. д.
И еще одно замечание — мировоззренческое. Думается, именно от марксизма, непосредственно от специфических воззрений Маркса пошло подхваченное многими обществоведами (особенно — советской генерации) пренебрежение к правовой составляющей — правовому аспекту собственности. Именно по гегелевской схеме, которой придерживался Маркс, утвердилось в отечественном экономическом мышлении представление о том, что экономика, тем более сводимая к рынку, — это своего рода «монада, функционирующая сама по себе», и что юридические отношения — этого всего лишь «форма», которая «только оформляет» и не столь уж обязательная для будто бы саморегулирующихся «рыночных процессов».
Наконец, одна сугубо юридическая деталь, которую не лишне еще раз вспомнить или уточнить. Рассуждая о праве собственности и употребляя соответствующую формулировку в различных контекстах, не следует ни на мгновение упускать из поля зрения то элементарное для юриспруденции положение, что эта формулировка может обозначать «право» в двух различных специально-юридических значениях:
— как объективное право (т. е. как совокупность юридических норм о собственности);
— и как субъективное право (т. е. как правомочия, субъективные возможности, принадлежащие субъекту, это как раз право владения, право пользования и право распоряжения).
ЕСТЬ ОСНОВАНИЯполагать, что лицо, становящееся собственником, обретает в этой связи с юридической стороны статус собственника.
Глава третья. Право собственности
Это означает, прежде всего, то, что лицо, становящееся носителем мощных юридических прав собственника (по-видимому самых мощных в частноправовой сфере), имеет специфическое социальное и правовое положение. Оно характеризуется, по крайней мере, следующим.