Протокол согласования учебной программы

Учреждение образования

«БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКОНОМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

УТВЕРЖДАЮ

Декан учетно-экономического факультета

_____________В.А. Березовский

“_____” ____________ 2012 г.

Регистрационный №_______/р.

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТАТИСТИКИ

Учебная программа для магистрантов по специальности:

1-25 80 05 «Бухгалтерский учет, статистика»

Всего часов 98

Из них:

лекции 30

практические занятия 10

Самостоятельная работа 58

Форма контроля – экзамен

2-й семестр

Рабочая программа составлена:

протокол согласования учебной программы - student2.ru профессором кафедры статистики Белорусского государственного экономического университета, доктором экономических наук, профессором Новиковым М.М.;

протокол согласования учебной программы - student2.ru зав. кафедрой статистики Белорусского государственного экономического университета, кандидатом экономических наук, доцентом Агабековой Н.В.;

протокол согласования учебной программы - student2.ru доцентом кафедры статистики Белорусского государственного экономического университета, кандидатом экономических наук, доцентом Бокун Н. Ч.;

протокол согласования учебной программы - student2.ru профессором кафедры статистики Белорусского государственного экономического университета, доктором экономических наук, доцентом Сошниковой Л. А.

на основе базовой учебной программы «Современные проблемы статистики», для магистров, обучающихся по специальности 1-25 80 05-Бухгалтерский учет, статистика, регистрационный № ____/ баз от «___»____________2011 г.

Рассмотрена и рекомендована к утверждению в качестве рабочего варианта на заседании кафедры статистики, протокол № _ от «__ » __________ 2012 г.

Зав. кафедрой статистики

________Н.В. Агабекова

Одобрена и рекомендована к утверждению Советом учетно-экономического факультета

«_____»______________2012 г.

Председатель____________

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Целью изучения дисциплины «Современные проблемы статистики» является формирование у магистрантов теоретических знаний и практических навыков в области приоритетных направлений развития статистической науки и практики в Республике Беларусь.

Изучение данной дисциплины предполагает решение образовательных, и практических задач.

Основная задачаизучения данной дисциплины: научить магистрантов анализировать проблемы в области современной макроэкономической и социальной статистики, проводить сравнительный анализ социально-экономический и демографической ситуации в Беларуси, странах постсоветского пространства, странах Евросоюза, выявлять возможные направления корректировки и совершенствования макроэкономических индикаторов.

Магистрант должен обладать следующими академическими компетенциями:

- владеть и применять базовые научно-теоретические знания для решения теоретических и практических задач;

- владеть системным и сравнительным анализом;

- владеть исследовательскими навыками решения проблем в области основных отраслей статистики;

- уметь работать самостоятельно с нормативными и законодательными документами в этой области;

- иметь навыки, связанные с использованием технических средств, управлением информацией и работой с компьютером с применением профессиональных пакетов прикладных программ.

Выпускник должен иметь следующие социально-личностные компетенции:

- обладать качествами гражданственности, высоким чувством патриотизма;

- быть способным к социальному взаимодействию;

- обладать способностью к межличностным коммуникациям;

- уметь работать в команде;

- знать идеологические, моральные, нравственные ценности государства.

Выпускник должен обладать профессиональными компетенциями по видам деятельности, быть способным выполнять следующие функции:

учетно-аналитическая:

- участвовать в совершенствовании макетов форм статотчетности, программ статобследований;

- проводить простейшие выборочные наблюдения;

- участвовать в разработке программ пилотных и полномасштабных выборочных обследований экономической деятельности организаций и домашних хозяйств;

- оценивать репрезентативность полученных выборочных совокупностей, экстраполировать выборочные данные;

- производить досчеты макроэкономических показателей на теневую (ненаблюдаемую) и экологическую компоненты;

- анализировать потоки товаров и услуг с учетом экспорта, импорта;

- оценивать демографические компоненты качества жизни (уровень бедности, эффективность жизнедеятельности населения и т.д.);

- производить компьютерную обработку статистических данных.

организационно-управленческая:

- организовывать работу малых коллективов исполнителей для достижения поставленных целей;

- контролировать и поддерживать трудовую и производственную дисциплину;

- взаимодействовать со специалистами смежных профилей;

- вести переговоры, разрабатывать контракты с другими заинтересованными участ­никами;

- готовить доклады, материалы к презентациям и представительствовать на них;

- пользоваться глобальными информационными ресурсами;

- владеть современными средствами телекоммуникаций;

научно-исследовательская:

- четко формулировать цель и задачи научногоисследования, правильно планировать этапы научной работы;

- работать с научной литературой и статистическими материалами, опубликованными в периодической печати;

- анализировать и обобщать экономические и социальные показатели, полученные по данным сплошной и выборочной статистики и характеризующие состояние экономики;

- выявлять взаимосвязи между социально-экономическими явлениями и количественно их выражать;

- решать аналитические задачи с привлечением специальных статистических пакетов прикладных программ и персональных компьютеров.

инновационная:

- осуществлять поиск, систематизацию и анализ информации по проблемам развития экономики, инновационным проектам;

- определять цели инноваций и способы их достижения;

- оценивать конкурентоспособность и экономическую эффективность разрабатываемых инновационных проектов;

- применять методы анализа и организации внедрения инноваций.

В процессе решения образовательных задач магистрант приобретает:

знания по реализации требований квалификационной характеристики магистерской подготовки по специальности 1-25 80 05 «Бухгалтерский учет, статистика».

Магистрант должен знать:

протокол согласования учебной программы - student2.ru направления реформирования государственной статистики;

протокол согласования учебной программы - student2.ru проблемы проведения выборочных обследований в отраслях экономики;

протокол согласования учебной программы - student2.ru методы оценки размеров теневой экономики;

протокол согласования учебной программы - student2.ru проблемы экологизации важнейших макроэкономических показателей;

протокол согласования учебной программы - student2.ru учетную и аналитическую концепции определения экологически скорректированного ВВП;

протокол согласования учебной программы - student2.ru методы статистической оценки эффективности жизнедеятельности и уровня бедности населения;

В рамках решения практических задач магистрант должен уметь:

протокол согласования учебной программы - student2.ru определять наиболее оптимальный способ формирования выборочной совокупности в отраслях экономики;

протокол согласования учебной программы - student2.ru строить и анализировать макроэкономические показатели с учетом оценки размеров теневой экономики и уровня инфляции;

протокол согласования учебной программы - student2.ru дезагрегировать статистические показатели с целью выделения затрат на охрану окружающей среды;

протокол согласования учебной программы - student2.ru анализировать потоки импортных закупок и экспортных продаж.

В части практического обучения магистранты приобщаются к системной организации статистических данных, вырабатывают навыки оценки закономерностей и пропорций, формирующихся в народном хозяйстве страны, делать самостоятельные выводы и обобщения в области постижения статистической науки, а также иметь навыкисистемного статистического мышления, формирующие способность предвидения новых направлений развития социально-экономической статистики, включая новые подходы к статистическому изучению устойчивого развития экономики, и уровня жизни населения Республики Беларусь.

Предмет дисциплины – исследование проблем развития национальной статистики, включая внедрение выборочных наблюдений, оценку ненаблюдаемой экономики анализ потоков экспорта-импорта, экологизацию макроэкономических показателей, оценку эффективности жизнедеятельности населения.

Для изучения данного курса в учебном плане предусматривается 30 лекционных часов, 10 часов практических занятий, а также самостоятельная работа в объеме 58 часов. Рекомендуемая форма контроля – экзамен.

ПРИМЕРНЫЙ ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ДИСЦИПЛИНЫ

Название тем Количество часов
всего лекции практические и семинарские занятия самостоятельная работа
1. Обзор основных проблем современной статистики -
2. Место выборочных методов в статистическом исследовании -
3. Многомерная выборка
4. Статистическая оценка уровня инфляции
5. Проблемы статистической оценки размеров теневой экономики
6. Проблемы экологизации важнейших макроэкономических показателей СНС -
7.Дезагрегирование статистических показателей с целью выделения затрат на охрану окружающей среды
8. Методика построения счета текущих затрат на охрану окружающей среды для сектора нефинансовых -
9. Учетная и аналитическая концепции определения экологически скорректированного ВВП -
10. Многофакторный индексный анализ динамики потоков импортных закупок
11. Регрессионный динамический анализ потоков импортных закупок в зависимости от масштабов развития экономики в системе двусторонних межстрановых отношений -
12.Статистическое изучение бедности населения
13.Статистическая оценка эффективности жизнедеятельности населения -
Итого

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКАЯ КАРТА

№ п/п Название темы Количество аудиторных часов Матер. обеспеч. занятия   Литература (№ лит. ист.) Формы контроля знаний  
Лекции Практические занятия   Лабор. занятия   Управляемая самостоятельная работа студента
Обзор основных проблем современной статистики - - Подбор и систематизация материалов   [1 – 5]  
1.1 Задачи статистики в условиях переходной экономики              
1.2 Обзор основных проблем макроэкономической и социальной статистики              
Место выборочных методов в статистическом исследовании - - Решение задач с консультацией преподавателя Компью-терная презента-ция [1]  
2.1 Преимущества выборочных методов. Проблемы выборочного обследования              
2.2 Классификация видов отбора              
2.3 Способы определения объема выборки              
2.4 Оценка расхождений показателей выборки и генеральной совокупности              
2.5 Источники и виды ошибок при выборочных обследованиях              
Многомерная выборка - Решение задач с консультацией преподавателя Компью-терная презента-ция [1 – 2]  
3.1 Область применения. Проблемы построения выборочных совокупностей организаций              
3.2 Понятия, принципы и этапы построения многомерной выборки              
3.3 Методы многомерного отбора              
3.4 Опыт формирования оптимизационной модели многомерных отраслевых выборок              
3.5 Проблема построения выборок предприятий и домашних хозяйств с целью анализа занятости, безработицы и заработной платы              
Статистическая оценка уровня инфляции - Сбор и систематизация аналитических данных Компью-терная презентация [1 – 5] Опрос на занятии
4.1 Инфляция: основные понятия, механизм регулирования              
4.2 Частные и агрегированные показатели инфляции              
Проблемы статистической оценки размеров теневой экономики - Решение аналитических задач с консультацией преподавателя. Сбор аналитических данных Компью-терная презентация [2 – 3] Опрос на занятии, тестирование
5.1 Теневая экономика как объект статистического исследования:              
5.1.1 теневая экономика как экономическая категория              
5.1.2 классификация явлений теневой экономики              
5.2. Методы оценки размеров теневой экономики на макроуровне:              
5.2.1 общий обзор методов оценки              
5.2.2 методы по показателю занятости              
5.2.3 монетарные методы              
5.2.4 методы анализа «чувствительности»              
5.2.5 выборочные обследования              
5.3 Методы оценки размеров теневой экономики в отдельных отраслях              
5.4 Возможности построения системы показателей теневой экономики              
5.5 Особенности проведения мониторинга по оценке размеров теневой экономики в Республике Беларусь              
Проблемы экологизации важнейших макроэкономических показателей СНС - - Сбор и систематизация аналитических данных Компью-терная презентация [4 – 7]  
6.1 Включение в структуру межотраслевого баланса затрат на охрану окружающей среды и потребления природных ресурсов              
6.2 Совершенствование учета природоохранной деятельности и ее отражение в СНС              
6.3 Комплексная система показателей экологического учета              
Дезагрегирование статистических показателей с целью выделения затрат на охрану окружающей среды - Сбор аналитических данных Компью-терная презента-ция [4 – 8]  
7.1 Показатели деятельности по охране окружающей среды в системе модифицированных таблиц ресурсов и их использования СНС              
7.2 Дезагрегирование показателей СНС и межотраслевого баланса и выделение затрат на охрану окружающей среды              
Методика построения счета текущих затрат на охрану окружающей среды для сектора нефинансовых организаций -   Решение аналитических задач с консультацией преподавателя Компью-терная презента-ция [4 – 8] Опрос на занятии
8.1 Разработка счета текущих затрат на охрану окружающей среды              
8.2 Показатели выпуска экологических товаров и услуг              
8.3 Показатели промежуточного потребления в составе природоохранной деятельности              
Учетная и аналитическая концепции определения экологически скорректированного ВВП - - Систематизация аналитических материалов Компью-терная презентация [4 – 8]  
9.1 Аналитическая концепция исчисления экологически скорректированного ВВП              
9.2 Отражение экологически скорректированного ВВП в модели «затраты-выпуск»              
9.3 Определение вовлеченных ресурсов в природоохранную деятельность                
Многофакторный индексный анализ динамики потока импортных закупок - Решение аналитических задач с консультацией преподавателя Компью-терная презента-ция [5], [9] Опрос на занәтии, тестирова ние
10.1 Многофакторный индексный анализ импорта товаров промежуточного потребления              
10.2 Многофакторный индексный анализ импорта энергоносителей              
10.3 Многофакторный индексный анализ импорта инвестиционных товаров              
Регрессионный динамический анализ потоков импортных закупок в зависимости от масштабов развития экономики в системе двусторонних межстрановых отношений - - Решение аналитических задач с консультацией преподавателя Компью-терная презента-ция [9 – 10]  
11.1 Коинтеграционный регрессионный анализ импорта в зависимости от объема ВВП РБ              
11.2 Коинтеграционных анализ экспортных продаж в Россию в зависимости от объема ВВП РФ              
11.3 Статистическая оценка равновесного валового внутреннего дохода              
11.4 Статистическое моделирование и оценка равновесных показателей ВВП РБ и РФ              
Статистическое изучение бедности населения - Сбор и систематизация аналитических данных Компью-терная презента-ция [11 – 12] Опрос на занятии
12.1 Современные подходы к определению и измерению бедности населения              
12.2 Методология расчета минимального потребительского бюджета и черты бедности              
12.3 Система статистических показателей характеризующий уровень бедности и основные направления её совершенствования              
12.4 Статистическая оценка экономии совместного проживания для домашних хозяйств              
Статистическая оценка эффективности жизнедеятельности населения - - Сбор и систематизация аналитических данных Компью-терная презента-ция [11 – 12]  
13.1 Продолжительность экономических циклов в жизнедеятельности человека и основные тенденции измененияпериодов труда и иждивенчества населения Республики Беларусь              
13.2 Анализ трудовых доходов социально-демографических групп населения на протяжении жизненного цикла и статистическая брутто-оценка стоимости жизни человека              
13.3 Влияние социально-демографической структуры населения на уровень и состав потребления жизненных благ и характеристика половозрастных различий потребления              
13.4 Статистические таблицы производства и потребления населения              
13.5 Статистическая оценка использования человеческого капитала в Республике Беларусь              
  Итого аудиторных часов -        

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

1. Бокун, Н.Ч. Методы выборочных обследований / Н. Ч. Бокун, Т. М. Чернышева – Минск, 1997.

2. Бокун, Н. Ч. Теневая экономика: понятия, классификации, методы оценки. Методология статистического исследования / Н. Ч. Бокун. - Минск: НИИ статистики, 2002. – 263 c.

3. Бокун, Н.Ч. Теневая экономика: мировые тенденции и реалии Беларуси. Аналитический доклад / Н. Ч. Бокун., А. И. Лученок, М. В. Маркусенко и др. – Минск: Право и экономика, 2009. – 83 с.

4. Методологические подходы к формированию затрат на охрану окружающей среды в странах СНГ (с учетом рекомендаций Комплексной системы эколого-экономического учета (СЭЭУ. 2000). Статкомитет СНГ. М., 2001.–22 с.

5. Новиков, М.М. Макроэкономические закономерности циклообразования, стабилизация и равновесного развития рыночных процессов (методология статистического моделирования и анализа) / М. М. Новиков. – Минск: БГЭУ, 2000. – 305 с.

Дополнительная:

1. Джессен, Р. Методы статистических обследований / Р. Джессен – М.: Финансы и статистика, 1985.

2. Бокун, Н.Ч. Проблемы построения многомерной выборки в сфере розничной торговли / Н. Ч. Бокун // Вопросы статистики, №3, 2010. – С.52-60.

3. Измерение ненаблюдаемой экономики, 2003: Руководство / ОЭСР. - М., 2003. - 296 с.

4. Голуб, А. А. Экономика природопользования. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / А. А. Голуб, Е. Б. Струкова – М.: Аспект-пресс, 1995.

5. Концепции и методы статистики окружающей среды. Статистика природной среды. Технический доклад. Методологические исследования. - Нью-Йорк: ООН (департамент по международным экономическим и социальным вопросам. Статистическое бюро), 1992.

6. Новиков, Р. О механизме регулирования охраны окружающей среды от загрязнения / Р. Новиков. - Т. 1-2. – М., 1991.

7. Сошникова, Л.А. Теория и методология построения и анализа модифицированного межотраслевого баланса (эколого-экономический аспект) / Л.А. Сошникова – Минск: БГЭУ, 2009.

8. Стоун, Р. Метод «затраты-выпуск» и национальные счета / Р. Стоун – М.: Статистика, 1969.

9. Новиков, М.М. Многофакторный анализ потока импортных закупок с помощью мультипликативных индексных моделей / М. М. Новиков //Отчет о научно-исследовательской работе «Статистический анализ и оценка мультипликативных эффектов межстранового экономического сотрудничества». Науч. рук. М. М. Новиков. № ГР 20042757. – Минск: БГЭУ, 2005.

10. Новиков, М.М. Мультипликативные эффекты усиления экономической динамики в системе межстранового сотрудничества / М. М. Новиков // Устойчивое развитие экономики Беларуси: теоретические и организационные аспекты: Моногр.Г.А.Шмарловская, Г.А. Примаченок, Е.Ф. Киреева и др.; Под ред. В.Н. Шимова и Г.А. Короленка. – Минск: БГЭУ, 2006. -500 с.(гл. 7.4.).

11. Рэвелльон, М. Сравнительные оценки бедности / М. Рэвелльон. М., 1995.-497 с.

12. Guest R., Bryant J., Scobie G/ Population aging in New Zealand: implication for living standards and the optimal rate of saving// Working paper 03/10. June, 2003.

ПРОТОКОЛ СОГЛАСОВАНИЯ УЧЕБНОЙ ПРОГРАММЫ

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ

«СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ СТАТИСТИКИ»

Наши рекомендации