Долгосрочное равновесие монополистически конкурентной фирмы 5 страница
Экономика выходит из кризиса раньше и сохраняет диспропорции, а, соответственно, способствует сокращению времени до другого кризиса.
По мнению М. Фридмена, инфляция является чисто денежным феноменом, вызванным необоснованным вмешательством государства в ход экономических процессов.
Для преодоления негативных явлений они рекомендовали продавать все, что можно ресурсы, имущество и т. д., вести решительное наступление на монополизм в экономике, поощрять малый и средний бизнес, либерализировать или убрать все барьеры для притока капитала.
Другой мерой является сокращение совокупного спроса путем уменьшения денежной массы у населения.
Монитаристическая программа должна осуществляться в три этапа:
1. проведение конфискационной денежной реформы;
2. сокращение бюджетного дефицита и удорожание кредита;
3. снижение налоговых ставок.
На первом и втором этапах используются рычаги, снижающие совокупный спрос, на третьем – рычаги, стимулирующие рост товарной массы.
Схема №2. Монетарная программа антиинфляционных мер
Сокращение совокупного спроса | |
Денежная реформа | Сокращение предложения денег |
Сокращение бюджетного дефицита | Удорожание кредита |
Следствие первого и второго этапа
Уменьшение потребительского и инвестиционного спроса | |
Банкротство неэффективных предприятий: рост спада производства | |
Формирование рыночных ниш от разорившихся предприятий | Сохранение на рынке сильных производителей |
Третий этап
Сокращение ставок налогов | ||
Рост инвестиций | Рост товарного предложения | Снижение цен |
В настоящее время пытаются использовать последний вариант.
Особенности антиинфляционных процессов в России.
Российский тип инфляции отличается от других известных типов инфляции, так как обусловлен переходом от плановой к рыночной модели хозяйствования.
В качестве причин выдвигаются следующие положения:
1. Структурные диспропорции между отраслями народного хозяйства.
2. Высокий уровень монополизации экономики.
3. Глобальная милитаризация экономики, большая армия и гипертрофированный уровень развития ВПК.
4.Огромные масштабы страны и колоссальный экономический потенциал.
Эти причины привели к следующим негативным моментам:
- обесценение вкладов и доходов населения;
- перераспределение национального богатства от наиболее бедных к наиболее богатым слоям населения;
- разрушение денежной системы страны, использование иностранных денежных знаков;
- лишение предприятий оборотных фондов и их банкротство.
Таким образом, инфляция в РФ в годы коренной экономической реформы была порождена проблемами становления рыночной экономики.
Лекция №15. Банковская система. Государственные расходы и налоги
|
Цель лекции
Современная рыночная экономика немыслима без разветвленной, гибкой и многообразной системы кредитных отношений, которые наряду с финансами способствуют ускорению мобилизации средств для осуществления расширенного воспроизводства, повышения конкурентоспособности экономики и ускорения динамизма всех экономических процессов. В связи с этим особый интерес вызывает изучение кредитно-банковской системы Российской Федерации.
План лекции
1. Сущность и функции кредита. Денежно - кредитная политика государства.
2. Банковская система государства и принципы ее построения.
3.Финансовая политика государства. Фискальная политика государства. Теория и практика налогообложения.
Рекомендованная литература
1. Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс: Принципы, проблемы и политика: В 2 т. / Пер. с англ. 11-го изд. Т.1. М.: Республика, 1992. С.282-319.
2. Экономическая теория: Для студ. вузов / Науч. ред. и рук. авт. коллектива В. Д. Камаев. 4-е изд., перераб. и доп. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. С.299-366.
3. Экономическая теория (политэкономия) / Под общ. ред. акад. В. И. Видяпина, акад. Г. П. Журавлевой. М.: ИНФРА-М, 1999. С.434-443.
4. Экономика (Экономическая теория): Учеб. пособие для вузов / Под рук. и ред. проф. Б. Д. Бабаева. 4-е изд. Иваново – Москва – Тверь: Иван. гос. ун-т; Моск. гос. ун-т экономики, статистики и информации, 2002. С. 188-196, .
1. Сущность и функции кредита. Кредитная политика государства.
Современная рыночная экономика невозможна без разветвленной и гибкой системы кредитных отношений, которые способствуют ускоренной мобилизации средств для осуществления расширенного воспроизводства, ускорения структурной перестройки экономики, повышения ее конкурентоспособности и усиления динамизма всех экономических процессов.
Кредит представляет собой движение имущества или денежного капитала, предоставляемый в ссуду на условиях возвратности, срочности, материальной обеспеченности и за уплату виде процентов.
Теоретической основой кредита является понимания ссудного капитала как капитала собственности и капитала функции. Капитал собственность всегда остается у собственника капитала, а капитал функция передается предпринимателю.
Необходимость кредита обусловлена закономерностями кругооборота и оборота капитала в процессе воспроизводства.
Важнейшими источниками кредита являются:
- средства, предназначенные для восстановления основного капитала;
- часть оборотного капитала, сроки оплаты по которому еще не наступили;
- предназначенная для капитализации, часть прибавочной стоимости;
- доходы и накопления населения.
Основными формами кредита являются.
1. Коммерческий кредит- это кредит, предоставляемый одними функционирующими предпринимателями другим в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Его целью является ускорение реализации товаров.
2. Банковский кредит предоставляется банками функционирующим предпринимателям в виде денежных средств.
3. Потребительский кредит предоставляется потребителям в форме коммерческого и банковского кредита.
4. Ипотечный кредит это долгосрочные ссуды под залог недвижимости.
5. Государственный кредит это совокупность отношений, в которых заемщиком является государство.
6. Международный кредит, связан с предоставлением товарных и валютных ресурсов.
Денежно - кредитная политика государства.
Денежная (монетарная) политика представляет собой совокупность государственных мероприятий регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы, показатели денежного обращения и кредита, рынка ссудных капиталов, порядок безналичных расчетов, с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения ряда общеэкономических целей: укрепления денежной единицы, стабилизация цен, структурная перестройка экономики, стабилизация темпов экономического роста.
Разработка и реализация денежной политики – важнейшая функция центрального банка. Он обладает возможностью влиять на объем денежного предложения в стране, а через него – на уровень производства и занятости, регулируя размеры избыточных резервов коммерческих банков.
В рамках денежно-кредитной политики государство стремится оказать определенное, заранее рассчитанное воздействие на процесс воспроизводства, используя в качестве передаточного механизма различные факторы денежной сферы. В связи с этим процесс регулирования распадается на два этапа.
Первый этап заключается в попытках центрального банка изменить отдельные монетарные факторы.
Второй этап связан с передачей воздействия этих изменений на процесс инвестирования капиталов, потребительский спрос, ценообразование и т.д.
Схематично эти этапы можно представить следующим образом: денежная масса – норма процента – капитализация – национальный доход.
Разработка и реализация денежной политики – важнейшая функция центрального банка. Он обладает реальной возможностью влиять на объем денежного предложения в стране, а через него – на уровень производства и занятости, регулируя размеры избыточных резервов коммерческих банков.
Основные инструменты, которыми располагает центральный банк, включают в себя:
- регулирование официальных резервных требований;
- операции на открытом рынке (продажа и покупка государственных ценных бумаг);
- манипулирование учетной ставкой процента.
В зависимости от экономической ситуации центральный банк проводит политику дешевых или дорогих денег.
Политика дешевых денег характерна для ситуации экономического спада и высокого уровня безработицы. Ее цель – сделать кредит более дешевым и легкодоступным с тем, чтобы увеличить совокупные расходы, инвестиции, производство и занятость.
Для достижения этой цели применяются следующие меры.
Во-первых, уменьшение учетной ставки процента, что побуждает коммерческие банки увеличивать свои резервы.
Во-вторых, центральный банк осуществляет покупку ценных бумаг на открытом рынке, оплачивая их увеличением резервов коммерческих банков.
В-третьих, центральный банк уменьшает норму резервных требований, что приводит к увеличению резервов коммерческих банков.
Политика дорогих денег имеет своей целью ограничение денежного предложения с тем, чтобы сократить совокупные расходы и снизить темпы инфляции.
Она включает следующие мероприятия.
Во-первых, повышение учетной ставки процента.
Во-вторых, продажа центральным банком государственных ценных бумаг.
В-третьих, увеличение нормы резервных требований.
Помимо общих методов денежно-кредитного регулирования центральные банки используют и селективные методы, предназначенные для регулирования конкретных видов кредита. Примером этого могут быть ограничение потребительского кредита.
Положительной стороной денежной политики является ее быстрота и гибкость, меньшая зависимость от политического давления.
Таблица №1. Кредитный рейтинг страны.[9]
№ | Оценка | Расшифровка | Дополнение |
1. | ААА | Минимум риска, исключительно высокая надежность вложений | К рейтингам может добавляться знак + или – для обозначения относительных различий, а также прогнозы: «негативный» или «стабильный». Для сравнения за последние 10 лет Россия поднялась с нижней ступеньки до уровня ВВВ (прогноз стабильный) |
2. | АА | Очень хорошая способность платить по счетам | |
3. | А | Довольно высокая надежность, но страна более уязвима перед внешним негативом | |
4. | ВВВ | Хороший показатель, но чувствительность к неблагоприятному воздействию мировой экономики еще выше. | |
5. | ВВ | В принципе состояние экономики неплохое, но любые перемены могут сыграть злую шутку. | |
6. | В | Пока платить по счетам страна может, но довольно велика опасность ухудшения ситуации | |
7. | ССС | Высоки кредитные риски, но если все будет хорошо, то экономика может справиться с долгами. | |
8. | СС | Очень высокая подверженность кредитным рискам | |
9. | С | Платежи по кредитам идут, но возбуждена процедура банкротства | |
10. | D | Дефолт по финансовым обязательствам |
2. Банковская система государства и принципы ее построения.
Мобилизацию всех денежных средств и их трансформацию в ссудный капитал обеспечивает банковская система.
В истории развития банковских систем известны три ее основных вида.
Первым видом банковской системы является централизованная моно банковская система, в которой все операции выполняются государственным банком. Такая система существовала в СССР, где вся банковская система складывалась из трех, принадлежащих государству банков (Госбанк, Стройбанк, Внешторгбанк) и системы сберегательных касс.
Второй вид банковской системы представлен двухуровневой банковской системой, включающая в себя: Центральный банк и систему коммерческих банков. Такая система распространена во многих развитых странах. Так, например, во Франции Центральный банк и две комиссии (Национальный Кредитный Совет и Комиссия по банковскому контролю), находящиеся под руководством Министерства финансов, осуществляют контроль за деятельностью коммерческих банков.
Третий вид банковской системы это уникальная децентрализованная банковская система - Федеральная резервная система США. Ее возглавляют 12 федеральных резервных банков в различных регионах страны, задачей которых является контроль за деятельностью банков – членов ФРС (около 40% всех коммерческих банков) и определение кардинальных направлений монетарной политики США.
В большинстве стран с рыночной экономикой существует двухуровневая структура банковской системы.
Банковская система включает в себя: центральный банк, коммерческий банк, специализированные, кредитно-финансовые учреждения.
Первый уровень банковской системы образует Центральный банк страны. Он выполняет следующие функции:
- осуществляет эмиссию национальных денежных знаков, организует их обращение и изъятие из обращения, определяет стандарты и порядок ведения расчетов и платежей;
- проводит общий надзор за деятельностью кредитно-финансовых учреждений страны и исполнением финансового законодательства;
- предоставляет кредиты коммерческим банкам;
- выпускает и проводит погашение государственных ценных бумаг;
- управляет счетами правительства, осуществляет зарубежные финансовые операции;
- осуществляет регулирование банковской ликвидности с помощью традиционных для центрального банка методов воздействия на коммерческие банки: проведение политики учетной ставки, операции на открытом рынке с государственными ценными бумагами и регулирование норматива обязательных резервов коммерческих банков.
Коммерческий банк это кредитное учреждение универсального характера, которое производит кредитные, фондовые, посреднические операции, осуществляют расчеты и организуют платежный оборот в масштабе всего народного хозяйства.
Первые коммерческие банки появились в 1988 году, после принятия Закона СССР «О кооперации», в котором объединениям кооперативов предоставлялось право создавать кооперативные банки.
В 1995 году были приняты Законы РФ «О Центральном банке РСФСР (Банке России)» и «О банках и банковской деятельности». Эти законы позволили к началу 1995 года открыть более 2,5 тысяч банков, в то время как в США за сто лет (1781-1860) было открыто только одна тысяча банков.
Коммерческие банки имеют право осуществлять следующие операции:
- привлекать во вклады денежные средства юридических и физических лиц;
- размещать указанные средства от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, срочности и платности;
- открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц;
- покупать у юридических и физических лиц и продавать им иностранную валюту (наличные и на счетах);
- привлекать и размещать драгоценные металлы во вклады;
-финансировать капитальные вложения по поручению владельцев или распорядителей депозитов.
Специализация коммерческих банков на выполнении определенных функций привела к образованию специализированных кредитно-финансовых учреждений, которые занимаются кредитованием определенных сфер и отраслей народного хозяйства.
К их числу относятся.
· Инвестиционные банки занимаются эмиссионно-учредительской деятельностью, то есть проводят операции по выпуску и размещению ценных бумаг.
· Сберегательные учреждения аккумулируют сбережения населения и вкладывают денежный капитал в основном в финансирование коммерческого и жилищного строительства.
· Страховые компании занимаются аккумулированием денежного капитала путем страхования жизни, имущества и здоровья граждан и юридических лиц, направляя средства на долгосрочное финансирование экономики.
· Пенсионные фонды, за счет средств граждан финансируют долговременное развитие экономики.
Таким образом, в России сформирована целая сеть кредитных учреждений.
3. Финансовая политика государства. Фискальная политика государства. Теория и практика налогообложения.
Финансы – это система сложившихся в обществе экономических отношений по формированию и использованию фондов денежных средств на основе распределения и перераспределения валового внутреннего продукта.
Термин «финансы» происходит от латинского слова «finansia», что означает платеж, доход. В значении «денежный платеж» этот термин начал использоваться в XII-XY веках в Италии, в которой ряд городов был общепризнанным центром торговли и банковского дела. В дальнейшем этот термин получил международное распространение и стал употребляться как понятие, связанное с системой денежных отношений, образованием денежных ресурсов, мобилизуемых всеми субъектами государства для выполнения своих политических и экономических задач.
В условиях современной рыночной экономики понятие финансов охватывает, с одной стороны, централизованные государственные финансы, а с другой стороны – децентрализованные финансы частных предприятий и домохозяйств.
Государственные финансы – это особая сфера экономических отношений, связанная с распределением и перераспределением валового внутреннего продукта в целях образования фондов, необходимых государству для выполнения его функций.
Материальным воплощением государственных финансов являются федеральный и местные бюджеты, специальные фонды и финансы государственных предприятий.
Финансы частных предприятий выражают денежные отношения, которые возникают в процессе их функционирования и обеспечивают процесс производства и получения прибыли.
Материальным воплощением финансов частных предприятий являются различные фонды предприятия: фонд амортизационных отчислений, фонд заработной платы и т. д.
Финансы домохозяйств представляют собой личные финансы граждан, которые образуются в процессе их экономической деятельности. Домохозяйство включает в себя ведущих общее хозяйство и совместно проживающих граждан. Причем в отличие от семьи, домохозяйство может включать, кроме родственников, также людей, которые полностью или частично вносят свою долю в бюджет домохозяйства, а также состоять из одного человека, обеспечивающего себя самостоятельно.
Каждый элемент финансовой системы особым образом оказывает воздействие на производство и выполняет присущие ему функции: распределительную, контрольную, стимулирующую и фискальную.
· Распределительная функция финансов заключается в обеспечении субъектов хозяйствования необходимыми финансовыми ресурсами, которые используются в форме денежных фондов целевого назначения. Часть финансов различных субъектов хозяйствования посредством налогов концентрируется в государственном бюджете и направляется на решение народнохозяйственных проблем.
· Контрольная функция финансов связана с тем, что с помощью их имеется возможность контролировать складывающиеся в обществе экономические пропорции.
· Стимулирующая функция финансов заключается в стимулировании государством технического прогресса, увеличения рабочих мест, капитальных вложений в расширение производства. Выполнение этой функции достигается за счет маневрирования налоговыми ставками, льготами и штрафами.
· Фискальная функция финансов связана с изъятием с помощью налоговой системы части доходов частных предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет своих доходов, либо они недостаточны для обеспечения должного уровня их развития (фундаментальная наука, театры, музеи).
Таким образом, все виды финансов предназначены для выполнения особых экономических функций.
Особое значение для национальной экономики имеют государственные финансы. Основным принципом их построения является фискальный федерализм, при котором осуществляется четкое разграничение функций между различными уровнями государственной системы. В соответствии с данным принципом в федеративных государствах – местные бюджеты не входят в состав бюджетов членов федерации, а последние не включаются в федеральный бюджет.
В условиях современной рыночной экономики роль бюджетов всех уровней заключается в том, что они выступают важнейшим инструментом воздействия на процесс общественного воспроизводства, поддержания темпов экономического роста, развития ключевых отраслей хозяйства, структурной перестройки экономики и ускорения НТП. За счет государственного бюджета осуществляется поддержание совокупного спроса, финансирование социальных программ и мероприятий.
Особое значение для национальной экономики имеют государственные финансы. Основным принципом их построения является фискальный федерализм, при котором осуществляется четкое разграничение функций между различными уровнями государственной системы. В соответствии с данным принципом в федеративных государствах – местные бюджеты не входят в состав бюджетов членов федерации, а последние не включаются в федеральный бюджет.
В условиях современной рыночной экономики роль бюджетов всех уровней заключается в том, что они выступают важнейшим инструментом воздействия на процесс общественного воспроизводства, поддержания темпов экономического роста, развития ключевых отраслей хозяйства, структурной перестройки экономики и ускорения НТП. За счет государственного бюджета осуществляется поддержание совокупного спроса, финансирование социальных программ и мероприятий.
Финансовая политика – это совокупность финансовых мероприятий, осуществляемых правительственными органами через звенья и элементы финансовой системы. В ее основе лежат господствующие в данный период теоретические концепции, под влиянием которых формируется экономический курс государства.
Теоретические основы современных концепций государственных финансов заложены экономистами XIX – начала XX века. Их развитие связано с общими законами движения рыночной экономики и отражает принципиальные изменения в хозяйственном развитии государств Запада.
До конца 20-годов XX века в основе финансовой политики лежали концепция, предложенная неоклассической школой. В основе этой концепции лежит невмешательство государства в экономику, сохранение свободной конкуренции, использование рыночного механизма как главного регулятора хозяйственных процессов.
Под влиянием развития капиталистической системы производства в 30-60-е годы XX века в основу финансовой политики были положены кейнсианские и неокейнсианские доктрины. В основу этих концепции были положены следующие
1. Все важнейшие проблемы расширенного воспроизводства должны решаться не с позиции предложения ресурсов, а с позиции спроса, обеспечивающего реализацию ресурсов.
2. Капиталистическая экономика потеряла способность к саморегулированию. В связи с этим государственное регулирование должно существенно дополнить механизм автоматического регулирования экономики с помощью цен.
3. Кризисы перепроизводства показывают недостаток спроса, а следовательно для достижения равновесия в экономике необходимо решать с точки зрения спроса.
4. Главным инструментом регулирования экономики является бюджетная политика. На государственный бюджет и финансовую политику возлагается задача обеспечения занятости рабочей силы производственного оборудования.
На основе идей об «эффективном спросе» была построена вся концепция финансов. Основным инструментом правительственного вмешательства в циклическое развитие экономики являются государственные расходы. Их формирование, структуру и рост Дж. М. Кейнс считал важным фактором достижения «эффективного спроса». Новым положением, введенным им в теорию государственных финансов, является положение о необходимости роста государственных расходов, финансируемых с помощью займов. Его последователи назвали это положение «принципом дефицитного финансирования». Рынок ссудных капиталов становится одним из инструментов достижения «эффективного спроса», дефицит государственного бюджета превращается в один из способов государственного регулирования.
Дальнейшее развитие экономики, переход к интенсивному типу экономического роста в условиях НТР и интернационализация хозяйственной жизни показали несостоятельность модели функционирования государственных финансов Дж. М. Кейнса в новых условиях.
Под влиянием этих факторов сформировалась концепция «неоклассического синтеза». Эта версия получила развитие в работах Дж.Хикса и П. Самуэльсона. В их теории идеи фискализма соединились с концепцией неоклассиков, которая предусматривала регулирование экономики с помощью денежно-кредитной политики.
С конца 70-х годов в основу финансовой политики ряда стран была положена неоконсервативная стратегия, связанная с неоклассическим направлением экономической мысли. Она нашла выражение в теории предложения, одним из главных положений которой является ограничение роли государства, его вмешательства в хозяйственную жизнь и особенно в социальную область. В числе мероприятий этой концепции – реприватизация части государственной собственности, усиление рыночного механизма конкуренции, перенесение центра тяжести в экономике на проблему повышения предложения, стимулирования производства, его эффективности. Главное место в этой концепции отводится предпринимателю, в интересах которого должны вырабатываться стимулы, повышающие его активность и производительность.
В финансовом отношении неоконсервативное направление опирается на необходимость сокращения объема перераспределения национального дохода через финансовую систему, снижения размеров социальных расходов, стимулирования роста сбережений как источника производственного инвестирования. Важная роль отводится налогам – ставится задача их сокращения и уменьшения.
Неоконсерваторы восстанавливают принцип «здоровых» финансов, т. е. обязательного ежегодного равновесия между бюджетными доходами и расходами, поскольку дефицитность государственного бюджета – серьезное препятствие для устойчивого развития экономики, причина роста государственных долгов и инфляции.
Государственный бюджет: сущность, функции и структура.
Главным звеном финансовой системы государства является государственный бюджет – крупнейший централизованный денежный фонд государства, находящийся в распоряжении правительства.
Концентрируемые в государственном бюджете денежные средства являются материальной основой его деятельности и создают широкие возможности активного вмешательства государства в хозяйственную жизнь. В связи с этим основными функциями государственного бюджета является проведение в жизнь финансовой политики и организация выполнения финансовой программы правительства.
Государственный бюджет объединяет все основные финансовые инструменты, используемые государством: все виды расходов, различные источники доходов и государственные займы.
К источникам доходов государственного бюджета относятся. Налоги, получаемые различными видами государственного бюджета.
Источниками формирования федерального бюджета являются: НДС, акцизы на отдельные виды товаров, налог на прибыль с предприятий и организаций, отчисления в дорожные фонды, отчисления на воспроизводство материально – сырьевой базы, налоги на доходы банков, налог на доходы от страховой деятельности, таможенные пошлины, налог на операции с ценными бумагами, подоходный налог с физических лиц, государственная пошлина, налог с имущества переходящего в порядке наследования, налог биржевой деятельности, отчисления на воспроизводство, охрану и защиту окружающей среды.
В современных условиях расходование государственного бюджета широко используется государством для выполнения следующих основных задач.
1. Расходование государственного бюджета в целях воздействия на различные стороны экономической жизни: на повышение нормы накопления, ускорение темпов экономического роста, развитие наиболее перспективных отраслей, регулирование темпов обновления и расширения основного капитала.
Основными формами государственного вмешательства в экономику являются: государственные капиталовложения, развитие производственной и социальной инфраструктуры, расширение государственного потребления, вложение средств в развитие НИОКР.
2. Расходование государственного бюджета в целях воздействия на развитие социальной сферы.
Быстрые темпы НТП повышают требования к качеству рабочей силы, ее профессиональной подготовленности и физической выносливости. Все это приводит к росту объема средств, направляемых на развитие социальной сферы: на общеобразовательную и профессиональную подготовку граждан, здравоохранение и социальное обеспечение.