Монополистическая конкуренция как тип рыночной структуры.

На большинстве реальных рынков продукция конкурирующих фирм не стандартизована. Такая рыночная среда получила название монополисти­ческой конкуренции. В монополистической конкуренции органически представлены две разные стороны. Одна из них состоит в том, что фирма создает легальную монополию, которая с помощью патентов, торговых и фирменных знаков защищается от конкурентов. Этому же способствует дифференциация товаров – придание им таких индивидуальных свойств (по качеству, форме, окраске, упаковке, условиям продажи), которые делают рынок сбыта монополистическим. Другая сторона заключается в том, что на рынке, где продаются однородные товары, имеется много разных конкурентов, которые в целях привлечения покупателей вынуждены прибегать к дифференциации товаров и услуг.

Монополистическая конкуренция базируется на так называемой дифференциациипродукта.Эта дифференциация означает, что какие - то виды продуктов и услуг разделяются на их подвиды, производством и реализацией которых занимаются разные компании. В большинстве своем дифференциация продукции была порождена максимизирующими прибыль продавцами, которые реагировали на различные вкусы потребителей и стремления к разнообразию.

В определении одного из создателей теории отраслевых рынков Э.Х.Чемберлена: «Дифференциация может базироваться на определенных особенностях самого продукта, вроде таких, как особые запатентованные свойства – фабричные марки, фирменные названия, своеобразие упаковки или тары (если таковые имеются), или же таких, как индивидуальные особенности, относящиеся к качеству, форме, цвету или стилю. Дифференциация может существовать в отношении условий, сопутствующих продаже товара. В розничной торговле… эти условия включают в себя такие факторы, как удобство местонахождения продавца, общая атмосфера или общий стиль, свойственные его заведению, его манера ведения дел, его репутация как честного дельца, любезность, деловая сноровка и все личные узы, которые связывают его клиентов либо с ним самим, либо с теми, кто у него работает.»[10]

Прежде всего, конечно, дифференциация идет по качеству. Одни и те же потребности можно удовлетворить продуктами, имеющими одну потребительную стоимость, но разный уровень качества. Продукты могут различаться по надежности, функциональным свойствам, используемым материалам, дизайну и пр. Существенное значение может иметь вид и качество обслуживания покупателей: в одних магазинах вам объяснят назначение товара, покажут, как им пользоваться, упакуют, доставят на дом и пр., в других, торговый процесс основан на самообслуживании, но цены значительно ниже, в третьих, дают гарантию обслуживания после продажи товара и др. Все это влияет на намерения покупателя и заставляет его выбирать тот, а не иной товар.

Однако имеет место и т.н. искусственная дифференциация: одни и те же товары могут продаваться в различной упаковке и различной фасовке, на них могут стоять разные торговые марки и торговые знаки. Большое значение для потребителя может играть в выборе товара близость расположения магазина, где его можно купить, поэтому размещение торговых точек – это тоже условие дифференциации покупаемого товара.

Для достижения эффективного функционирования фирмы необходимо тройное равенство: цены, предельных издержек и средних издержек. Равенство цены и предельных издержек означает, что ресурсы распределены эффективно, равенство цены и средних издержек характеризует эффективность производства. Это означает, что потребители получат максимум продукта по самой низкой цене, которая возможна

В условиях монополистической конкуренции не достигается ни эффективного использования ресурсов, ни возможной производственной эффективности. Монополия всегда вызывает недоиспользование производственных мощностей и ресурсов для производства данного товара. Цена товара, как правило, больше предельных издержек. Это означает, что общество оценивает товар выше, чем он того стоит, чем затраты на его производство, а производители-монополисты производят продукции меньше, чем можно было бы производить. Отсюда более высокие издержки на единицу продукции, значительно отличающиеся от достижимого в аналогичных условиях минимума. Соответственно и цены выше, чем на чисто конкурентном рынке.

Следовательно, потребитель в данных условиях недополучает какое-то количество продукции и постоянно переплачивает за этот продукт из-за высоких цен. Не полностью загруженные мощности предприятия, и потребители, наказанные за это высокими ценами, все вместе составляют издержки монополистической конкуренции. Но нужно иметь в виду, что на практике отличия в прибыли и издержках производства на конкурентных предприятиях и предприятиях монополистической конкуренции не всегда бывают значительны, в тот же время множество производителей дифференцированного товара в условиях монополистической конкуренции увеличивает плотность рынка и возможность выбора для потребителя. Чем сильнее дифференциация продукта, тем дальше фирма от минимальных средних издержек и тем шире диапазон выбора для потребителя.

Разумеется, те негативные моменты, которые присутствуют в монополистической конкуренции, заставляют предпринимателей изыскивать меры для повышения эффективности своих предприятий. Они чаще всего останавливаются на дифференциации продукта и его совершенствовании.

Дифференциация продукта означает, что одновременно выпускается множество модификаций данного продукта различного качества, в различном оформлении. Такое обилие выпускаемого продукта привлекает потребителя, но в то же время разнообразие марок, стилей, форм может просто не позволить ему разумно подойти к выбору. Это тем более важно, что большинство предлагаемых модификаций отличаются друг от друга весьма незначительно, чаще всего только внешне.

Вопросы для самоконтроля

1. Как влияет конкурентное окружение на поведение отдельной фирмы?

2. Каковы сопоставимые признаки при сравнении различных типов рыночных структур?

3. .В чем преимущества и недостатки совершенной конкуренции?

4. Чем отличается недобросовестная конкуренция от несовершенной конкуренции?

5. Каким образом монополия создает препятствия для конкурентов к проникновению в отрасль?

6. Каким образом определяются прибылемаксимизирующий выпуск и цена на монопольном рынке?

7. Какие действия признаются законодательством монополистической практикой?

8. Чем отличается стратегия кооперированной и некооперированной олигополии?

9. Каким образом участники олигопольного рынка учитывают реакцию конкурентов?

10. Почему на рынке монополистической конкуренции возникает избыток производственных мощностей?

11. Каким образом на рынке монополистической конкуренции создаются препятствия для конкурентов?

Наши рекомендации