Цели прохождения учебно-ознакомительной практики
ДЛЯ
ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО НАПРАВЛЕНИЮ
ПОДГОТОВКИ БАКАЛАВРОВ 38.03.02. МЕНЕДЖМЕНТ. ПРОФИЛЬ «АНТИКРИЗИСНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»
Волгоград 2016
Рецензенты:
к.э.н., доцент, заведующая кафедрой экономики и менеджмента Волгоградского государственного медицинского университета Соболева С.Ю.,
к. экон. наук, доцент кафедры экономической теории и экономической политики Волгоградского государственного университета Карнаух И.В.
Утученкова М.В., Объедкова Л.В.
Учебно-ознакомительная практика: методические рекомендации для обучающихся по направлению подготовки бакалавров 38.03.02 Менеджмент. Профиль «Антикризисное управление» [Текст]: учебно-методическое пособие / М.В. Утученкова, Л.В. Объедкова.; Волгогр. гос. ун-т, Каф. менеджмента. – Волгоград: Волгоградское научное издательство, 2016. – 21 с.
В методических указаниях представлены цель, задачи, план проведения практики, сформулированы задания для самостоятельной работы студента-практиканта. Отражены основные требования к содержанию и оформлению отчета по учебно-ознакомительной практике. Предназначены для бакалавров направления подготовки бакалавров 38.03.02 Менеджмент. Профиль: «Антикризисное управление»
© Утученкова М.В., Объедкова Л.В. 2016
© ФГАОУ ВО «Волгоградский государственный университет», 2016
© Оформление. Издательство Волгоградского государственного университета , 2016
Оглавление
Раздел 1. Общие положения.. 4
1.2. Цели прохождения учебно-ознакомительной практики. 4
1.2. Компетенции обучающего,формируемые в результате освоения практики 5
Раздел 2. учебно-ознакомительная практика: Содержание, руководство и контроль.. 7
2.1. Содержание учебно-ознакомительной практики. ….10
2.2. Руководство и контроль прохождения практики. 11
2.2.1. Обязанности кафедры менеджмента, ответственной за проведение учебно-ознакомительной практики. 11
2.2.2. Права и обязанности студента-практиканта. 12
Раздел 3. Подведение итогов учебно- ознакомительной практики……………………………………...13
3.1. Содержание отчета по учебно-ознакомительной практике. 13
3.2. Защита отчета по учебно-ознакомительной практике. 16
ПРИЛОЖЕНИЯ.. 18
Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Цели прохождения учебно-ознакомительной практики
Учебно-ознакомительная практика является не только подготовительной стадией к разработке дипломного проекта и одним из важнейших элементов в подготовке высококвалифицированных специалистов, но и составной частью основной образовательной программы высшего профессионального образования подготовки студентов направлению подготовки бакалавров 38.03.02Менеджмент. Профиль: «Антикризисное управление». Прохождение практики обеспечивает непрерывность и последовательность овладения студентами профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями подготовки студентов менеджмента.
Настоящие методические рекомендации составлены в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования (ФГОС ВПО) по направлению подготовки бакалавров 08.03.02. – Менеджмент Приказ Минобрнауки России от 12.01.2016 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент (уровень бакалавриата) (Зарегистрировано в Минюсте России 09.02.2016 N 41028 и в соответствии с рабочими учебными планами подготовки студентов по направлению подготовки бакалавров 38.03.02Менеджмент Волгоградского государственного университета.
Согласно действующим нормативным образовательным документам, учебно-ознакомительная практика проводиться на 1 курсе студентов, обучающихся по направлению подготовки бакалавров 38.03.02Менеджмент, в объеме 108 учебных часов.
Основное предназначение практики заключается в том, что она является необходимым этапом формирования у обучающихся требуемых компетенций, непосредственно ориентированных на профессионально-практическую подготовку обучающихся. Ее значимость заключается в приобретении новых и закреплении уже полученных знаний по анализу, систематизации теоретической информации и формировании авторских выводов.
Целью прохождения учебно-ознакомительной практики является приобретение студентами получения профессиональных умений и опыта исследовательской деятельности. То есть речь идет о получении навыков аналитической и организаторской работы, а также развитие компетенций, полученных в ходе учебно-ознакомительной практики. В качестве дополнительных целей проведения практики также следует назвать:
- закрепление теоретических знаний и навыков, полученных в процессе обучения;
- приобретение конкретных знаний по исследуемой проблематике;
- получение представление об эволюции взглядов на исследуемые экономические категории;
- подбор материала для подготовки научных докладов, а также дальнейшей конкретизации темы курсовой работы.
1.2. Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения практики
Приступая к прохождению учебно-производственной практики, студент должен уметь: четко формулировать свою точку зрения; анализировать теоретический материал; формировать и аргументировано обосновывать собственную позицию относительно представленного к изучению материала; владеть навыками ориентирования в современной социально-экономической и политической среде; основами профессиональной этики и этикета; навыками работы с информационными источниками.
Результатом прохождения практики является обладание компетенциями, приобретенными в процессе обучения по направлению подготовки студентов бакалавр менеджмента, ФГОС ВПО от 09.02.2016 N 41028 (см таблицу 1).
Таблица 1
Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения практики
КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ (ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ) | |
ОК-1 способность использовать основы философских знаний для формирования мировоззренческой позиции | |
Знать: | |
Уровень 1 | Основы философской деятельности; основные философские категории; специфику авторских подходов к пониманию исторических типов философии |
Уметь: | |
Уровень 1 | Рассматривать и анализировать философские проблемы; раскрыть смысл философских идей и представить рассматриваемые философские проблемы в развитии. |
Владеть: | |
Уровень 1 | Навыками ориентации в профессиональных источниках информации |
ОК-2 способность анализировать основные этапы и закономерности исторического развития общества для формирования гражданской позиции | |
Знать: | |
Уровень 1 | Знать историко-культурное развитие человека и человечества, всемирную и отечественную историю и культуру, особенности национальных традиций различных времен и народов, повлиявших на ход человеческой истории; движущие силы и закономерности исторического процесса; место человека в историческом процессе; политическую организацию общества. |
Уметь: | |
Уровень 1 | Определять ценность исторического или культурного факта, или явления; уметь соотносить факты и явления с исторической эпохой и принадлежностью к культурной традиции; проявлять уважительное отношение к историческому наследию и культурным традициям; анализировать многообразие культур и цивилизаций; оценивать роль цивилизаций в их взаимодействии |
Владеть: | |
Уровень 1 | Навыками бережного отношения к культурному наследию и человеку; информацией о движущих силах исторического процесса в политической борьбе партий и социальных групп; навыками суждений о концепциях географического, демографического, экономического и технического детерминизма, о субъектах истории, которыми могут быть отдельно взятый индивид, социальная группа, классы или общество в целом; приемами анализа сложных социальных проблем в контексте событий мировой истории и современного социума. |
ОК-3 способность использовать основы экономических знаний в различных сферах деятельности | |
Знать: | |
Уровень 1 | Основные положения экономической теории, положения макро- и микроэкономики |
Уметь: | |
Уровень 1 | Развивать свой общекультурный и профессиональный уровень и самостоятельно осваивать новые методы исследования; самостоятельно приобретать и использовать новые знания и умения. |
Владеть: | |
Уровень 1 | Основами экономических знаний в различных сферах деятельности |
ОК-4 способность использовать основы правовых знаний в различных сферах деятельности | |
Знать: | |
Уровень 1 | Правовые и организационные основы, сущность и содержание основных понятий, категорий |
Уметь: | |
Уровень 1 | использовать и составлять нормативные и правовые документы, относящиеся к будущей профессиональной деятельности. |
Владеть: | |
Уровень 1 | Навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности |
ОК-5 способность к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия | |
Знать: | |
Уровень 1 | Лексический минимум в объеме, необходимом для работы с литературой и осуществления взаимодействия на иностранном языке; основные принципы и стратегии публичного выступления: краткое устное сообщение, полемическая речь, презентация, доклад; формулы речевого этикета, правила их употребления в зависимости от социокультурного контекста общения |
Уметь: | |
Уровень 1 | Пользоваться словарем, справочной литературой; аргументировать, убеждать и отстаивать свою точку зрения; применять полученные знания, сформированные навыки и умения в жизненных ситуациях и сфере своей будущей профессии; изучать, анализировать, оценивать научную профессиональную информацию зарубежного опыта. |
Владеть: | |
Уровень 1 | Иностранным языком в объеме, необходимом для работы с иностранной литературой, взаимодействия и общения; основными речевыми действиями (информирующими, уточняющими, побудительными, обмен мнением и т.д.); навыками перевода текстов профессиональной направленности; навыками публичной речи, выступать с докладами на конференциях, семинарах, и т.д.; |
ОК-6 способность работать в коллективе, толерантно воспринимая социальные, этические, конфессиональные и культурные различия | |
Знать: | |
Уровень 1 | Социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
Уметь: | |
Уровень 1 | Работать в коллективе |
Владеть: | |
Уровень 1 | Способностью толерантно воспринимать социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия |
ОК-7 способность к самоорганизации и самообразованию | |
Знать: | |
Уровень 1 | Принципы и технологии, методы и средства самоорганизации и самообразования; основы и структуру самостоятельной работы, принципы конспектирования устных сообщений, владеть культурой мышления способностью к обобщению, анализу, восприятию информации; разновидности методов публикации письменных документов, организацию справочно- информационной деятельности, логически строить письменную и устную речь; |
Уметь: | |
Уровень 1 | Самостоятельно организовывать свою деятельность, заниматься самообразованием; понимать основы и структуру самостоятельной работы, конспектировать устные сообщения, абстрактно мыслить, обобщать, анализировать, воспринимать информацию; использовать в своей деятельности разновидности методов публикации письменных документов; |
Владеть: | |
Уровень 1 | Способностью к самоорганизации и самообразованию; основами и структурой самостоятельной работы, культурой мышления; способностью к обобщению, анализу, восприятию информации; инструментарием обеспечения высокой мотивации к выполнению профессиональной деятельности; навыками повышения значимости своей будущей профессии; |
ОПК-1 владением навыками поиска, анализа и использования нормативных и правовых документов в своей профессиональной деятельности | |
Знать: | |
Уровень 1 | основысоставления нормативных и правовых документов для осуществления профессиональной деятельности |
Уметь: | |
Уровень 1 | обобщать и систематизировать совокупность нормативных и правовых документов для осуществления профессиональной деятельности |
Владеть: | |
Уровень 1 | навыками самостоятельного освоения новых методов необходимых для классификации нормативных и правовых документов для осуществления профессиональной деятельности |
ОПК-2 способностью находить организационно-управленческие решения и готовностью нести за них ответственность с позиций социальной значимости принимаемых решений | |
Знать: | |
Уровень 1 | особенности и типы управленческих решений с позиции социальной ответственности; методы разработки и реализации управленческих решений с позиции социальной ответственности |
Уметь: | |
Уровень 1 | аналитически решать поставленные задачи в типичных и нестандартных ситуациях с учетом социальной ответственности за принятые решения |
Владеть: | |
Уровень 1 | навыками освоения новых методов научного исследования в типичных и нестандартных ситуациях, с учетом социальной ответственности за принятые решения |
ОПК-3 способностью проектировать организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций, планировать и осуществлять мероприятия, распределять и делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия | |
Знать: | |
Уровень 1 | сущность и содержание процесса организационного проектирования, виды и этапы проектирования организационные структуры, участвовать в разработке стратегий управления человеческими ресурсами организаций; виды и направления делегировать полномочия с учетом личной ответственности за осуществляемые мероприятия |
Уметь: | |
Уровень 1 | применять различные методов проектирования организационной структуры на каждом из этапов, с учетом распределения полномочий и ответственности |
Владеть: | |
Уровень 1 | навыками оценки эффективности разработанной организационной структуры и качества реализации полномочий, с учетом личной ответственности; навыками самостоятельного приобретения знаний и умений, непосредственно связанных с процессами организационного проектирования и делегирования полномочий |
ОПК-4 способностью осуществлять деловое общение и публичные выступления, вести переговоры, совещания, осуществлять деловую переписку и поддерживать электронные коммуникации | |
Знать: | |
Уровень 1 | сущность и содержание форм делового общения, особенности разработки форм делового общения, условия эффективной реализации различных форм делового общения и поддержания электронных коммуникаций |
Уметь: | |
Уровень 1 | использовать полученные знания при решении профессиональных задач в процессе ведения различных форм делового общения и публичных выступлений, переговоров, совещаний, деловой переписки и электронных коммуникации |
Владеть: | |
Уровень 1 | навыками ведения различных форм делового общения и публичных выступлений, переговоров, совещаний, деловой переписки и электронных коммуникации |
ОПК-5 владением навыками составления финансовой отчетности с учетом последствий влияния различных методов и способов финансового учета на финансовые результаты деятельности организации на основе использования современных методов обработки деловой информации и корпоративных информационных систем | |
Знать: | |
Уровень 1 | современные методы составления финансовой отчетности с учетом последствий влияния различных способов финансового учета на финансовые результаты деятельности на основе использования современных методов обработки деловой информации и корпоративных информационных систем |
Уметь: | |
Уровень 1 | применять различные методы составления финансовой отчетности с учетом влияния разнообразных способов финансового учета на финансовые результаты деятельности предприятия; оценивать последствия использования современных методов обработки деловой информации и корпоративных информационных систем. |
Владеть: | |
Уровень 1 | навыками составления финансовой отчетности с учетом влияния разнообразных способов финансового учета на финансовые результаты деятельности предприятия; навыками использования современных методов обработки деловой информации и корпоративных информационных систем. |
ОПК-6 владением методами принятия решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций | |
Знать: | |
Уровень 1 | современные методы принятия решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций |
Уметь: | |
Уровень 1 | применять различные методыпринятия решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций . |
Владеть: | |
Уровень 1 | Навыками реализации методов принятия решений в управлении операционной (производственной) деятельностью организаций |
ОПК-7 способностью решать стандартные задачи профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности | |
Знать: | |
Уровень 1 | современные методы решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности |
Уметь: | |
Уровень 1 | применять различные решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности |
Владеть: | |
Уровень 1 | Навыками реализации современного инструментария решения стандартных задач профессиональной деятельности на основе информационной и библиографической культуры с применением информационно-коммуникационных технологий и с учетом основных требований информационной безопасности |
Источник: составлено авторами
В результате освоения практики обучающийся должен:
• Знать:
˗ основные понятия, методы и инструменты количественного и качественного анализа процессов управления,
˗ основные элементы процесса управления,
˗ основные информационные технологии управления бизнес-процессами.
• Уметь:
˗ управлять развитием организации;
˗ осуществлять анализ и разработку стратегии организации на основе современных методов и передовых научных достижений;
˗ обрабатывать эмпирические и экспериментальные данные;
˗ проводить количественное прогнозирование и моделирование управления бизнес-процессами;
˗ организовывать исследование и анализ экономической информации с выходом на позитивные теоретические и практические результаты, имеющие реальный экономический эффект.
• Владеть:
˗ навыками количественного и качественного анализа для принятия управленческих решений;
˗ методикой построения организационно-управленческих моделей;
информационными технологиями для прогнозирования и управления бизнес-процессами.