Исследование систем управления
Для подготовки к Государственному экзамену по специальности
Социология
1. Социальное действие. Мотивация социального действия (М.Вебер, Т.Парсонс о социальном действии).
2. Социальное взаимодействие. Базовые формы социальных взаимодействий. Власть как форма социального взаимодействия.
3. Социальные институты, их многообразие и изменение.
4. Социальные общности. Многообразие социальных общностей.
5. Ценностно-нормативный механизм социальной регуляции.
6. Социальные статусы и роли личности.
7. Понятие общества и его основные признаки. Т.Парсонс об обществе как особом типе социальной системы.
8. Социальные изменения. Основные подходы к изучению социальных изменений.
9. Социальная стратификация и мобильность.
Общая и социальная психология
1. Представление о деятельности. Структура деятельности. Понятия потребности и мотива. Действия и операции.
2. Высшие психические функции (Л.С. Выготский). Ощущения и восприятия как первая ступень познания, их основные свойства.
3. Память, ее основные виды. Процессы и закономерности памяти.
4. Мышление как познавательный процесс. Формы мышления и мыслительные операции. Особенности творческого мышления.
5. Речь, ее виды и функции. Речь как средство общения и мышления. Особенности эгоцентрической речи (Л.С. Выготский, Ш. Пиаже).
6. Понятие способностей. Способности, задатки и индивидуальные различия. Измерение способностей.
7. Темперамент, его физиологические основы. Темперамент и особенности деятельности человека.
8. Характер и личность. Формирование характера. Понятие акцентуации характера.
9. Эмоции и личность. Функции и классификация эмоций. Сравнительная характеристика эмоций и чувств.
10. Волевая сфера личности. Строение волевого процесса.
11. Малая группа как единица анализа в социальной психологии. Динамические процессы в малой группе.
12. Общение как социально-психологический феномен.
13. Понятие и функции социальных установок. Соотношение установок и реального поведения.
Экономическая теория
1. Сущность и функции рынка. Достоинства и недостатки рыночной системы.
2. Закон спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Равновесная цена. Проблема устойчивости равновесия.
3. Издержки производства. Бухгалтерские и альтернативные издержки. Классификация бухгалтерских издержек.
4. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах времени: понятие, классификация. Эффект масштаба производства.
5. Совершенная и несовершенная конкуренция: определение и характеристика. Особенности и последствия несовершенной конкуренции.
6. Характеристика рынка труда. Виды и особенности конкуренции на рынке труда.
7. Основные макроэкономические показатели. Система национальных счетов.
8. Макроэкономическое равновесие: понятие и классификация. Макроэкономическое равновесие в модели "совокупный спрос - совокупное предложение". Классическая и кейнсианская модели макроэкономического равновесия на рынке труда.
9. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия (модель "доходы-расходы). Теория мультипликатора. Акселератор.
10. Теория денег И. Фишера и современный монетаризм.
11. Безработица и ее основные формы. Последствия безработицы.
12. Источники формирования доходов населения. Современные системы оплаты труда.
13. Процесс производства. Воспроизводство и его фазы. Взаимосвязь производства, обмена, распределения и потребления.
14. Уровень и качество жизни населения: основные подходы к исследованию и показатели. Пути сокращения социально-экономической дифференциации в обществе.
15. Экономический рост: сущность, типы, показатели, факторы. Теория экономического роста.
16. Доход и прибыль предприятия: их сущность, различие и классификация.
17. Экономическая эффективность деятельности предприятия: сущность, виды и показатели.
18. Налоги и налоговая система. Налогово-бюджетная политика как инструмент макроэкономического регулирования.
19. Сфера услуг в современной экономике.
20. Цели и проблемы инновационного развития в современных экономических концепциях.
21. Экономическая безопасность и национальная стратегия развития России.
22. «Экономика знаний»: знания и их экономические функции.
23. Сущность денег, их основные формы и функции.
Инфляция: сущность, виды и социально-экономические последствия.
Теория организации
1. Вклад «классической школы» в организационную науку.
2. Школа «человеческих отношений»: проблематика и научный вклад в развитие менеджмента.
3. Типы систем. Организация как открытая система. Системные характеристики организации.
4. Сущность и принципы системного и ситуационного подходов в организационной науке.
5. Жизненный цикл организации.
6. Типы организаций.
7. Законы организации. Закон синергии. Закон композиции и пропорциональности.
8. Законы самосохранения и развития: содержание и формы проявления.
9. Принципы организации.
10. Организационные патологии.
Основы менеджмента
1. Содержание понятия «менеджмент». Управленческая ситуация и проблема. Проблематика менеджмента как науки управления. Менеджмент как искусство.
2.Функции менеджмента.
3. Система управления: факторы ее формирования и принципы построения.
4. Линейная и линейно-функциональная организационные структуры управления, их достоинства и недостатки, области применения.
5. Проектная и матричная организационные структуры, ее достоинства и недостатки, области применения.
6. Коммуникации в управлении: понятие, элементы процесса, этапы и виды. Коммуникационные «шумы» и их преодоление.
7. Стиль и методы управления: понятие, классификация, показатели и факторы выбора.
8. Распределение полномочий: централизация и децентрализация управления.
9. Эффективность управления.
10. Подготовка, принятие и исполнение управленческого решения. Типы управленческих решений.
11. Организационная культура: типы, элементы, проблемы развития. Влияние организационной культуры на эффективность организации.
Дисциплины специализации
Исследование систем управления
1. Методологический раздел программы исследования, формулировка проблемы, определение объекта и предмета.
2. Требования, предъявляемые к гипотезам. Эмпирическая интерпретация и операционализация ключевых понятий.
3. Специфика качественных методов исследования управления.
4. Специфика количественных методов исследования управления.
5. Выборочный метод. Характеристики вероятностной и неслучайной выборок. Ошибки выборки. Репрезентативность.
6. Метод анкетного опроса. Типы шкальных вопросов, открытый и закрытый вопросы.
7. Классификация интервью. Специфика свободного интервью.
8. Метод анализа документов.
9. Анкета как инструмент опроса, требования к ее составлению. Логическая структура и функции анкетного вопроса. Виды анкетных вопросов.
Управление персоналом
- Найм, отбор и прием персонала.
- Подбор и расстановка персонала.
- Деловая оценка персонала.
- Профориентация и трудовая адаптация персонала.
- Организация труда и рабочего места персонала.
- Высвобождение персонала.
- Развитие персонала (обучение, подготовка, переподготовка и повышение квалификации).
- Аттестация персонала.
- Деловая карьера и служебно-профессиональное продвижение сотрудников.
- Управление кадровым резервом.
- Мотивация трудовой деятельности: сущность и механизм этого процесса. Формы практической реализации мотивации в системе управления человеческими ресурсами.
- Оценка эффективности управления персоналом.
Социальный менеджмент
1. Становление социального менеджмента, его объект, функции и методы, место в системе управленческих наук и практики.
2. Социальная защита населения в условиях рынка, ее формы. Основные направления реформирования системы социальной защиты в РФ.
3. Социальная политика государства как инструмент социального менеджмента на макроуровне. Модели социальной политики.
4. Особенности экономики социальной сферы, роль государства в ее управлении. Основные направления реформирования управления социальной сферой в РФ.
5. Признаки некоммерческих организаций, различия их организационно-правовых форм, функции в социальной сфере, особенности управления и налогообложения.
6. Фандрайзинг как технология привлечения финансовых средств в социальную сферу. Основные этапы проведения и анализ эффективности фандрайзинговой компании.
7. Организационное, техническое и информационное обеспечение фандрайзинговой компании. Контакты с потенциальными донорами.
8. Концепция социальной ответственности бизнеса. Стандарт социальной отчетности организации.
9. Сущность социального партнерства, его принципы, уровни и инструменты.
10. Оценка уровня социального развития организации. Понятие социальной эффективности.
4 Маркетинг
1. Понятие концепции маркетинга. Концепции совершенствования производства и товара, их принципиальные отличия и возможности реализации.
2. Понятие стратегии маркетинга как способа долгосрочного действия предприятия на рынке (задачи, алгоритм формирования, виды).
3. Ситуационный анализ, матрица возможностей по товарам и рынкам.
4. Конкурентный анализ и стратегии по М. Портеру.
5. Понятие тактики маркетинга. Комплекс маркетинга.
6. Определение, принципы и процесс сегментирования. Отличия в сегментировании конечных потребителей и организаций.
7. Задачи и методы дифференцирования и позиционирования.
8. Место и роль политики распределения в системе маркетинга. Понятие канала распределения. Современные тенденции развития каналов распределения.
Инновационный менеджмент
1. Новшества и инновации. Источники инновационных идей. Уровни новизны продукта.
2. Сущность и содержание приемов инновационного менеджмента. Бенчмаркинг. Инжиниринг инноваций.
3. Диффузия инноваций. Стимулирование восприятия потребителями нововведений.
4. Персонал организации в инновационной деятельности. Сопротивление изменениям.
5. Управление инновационными проектами. Критерии отбора проектов. Потенциальная ценность проекта.
6. Методы оценки инвестиционных проектов.
7. Интеллектуальная собственность: понятие, объекты, правовая регуляция.
Стратегический менеджмент
1. Сущность стратегического управления. Сходство и различия стратегического и оперативного управления.
2. Миссия и цели организации. Стратегическое значение и правила разработки.
3. Стратегическая оценка положения организации во внешней среде (по М.Портеру).
4. Матрица БКГ как метод стратегического анализа.
5. Виды стратегий (общая характеристика). Корпоративная, деловая и функциональная стратегии.
6. Стратегия диверсификации в стратегическом менеджменте.
7. Стратегические решения, их виды.
8. Роль стратегического контроля в управлении фирмой