Исследование систем управления

Для подготовки к Государственному экзамену по специальности

Социология

1. Социальное действие. Мотивация социального действия (М.Вебер, Т.Парсонс о социальном действии).

2. Социальное взаимодействие. Базовые формы социальных взаимодействий. Власть как форма социального взаимодействия.

3. Социальные институты, их многообразие и изменение.

4. Социальные общности. Многообразие социальных общностей.

5. Ценностно-нормативный механизм социальной регуляции.

6. Социальные статусы и роли личности.

7. Понятие общества и его основные признаки. Т.Парсонс об обществе как особом типе социальной системы.

8. Социальные изменения. Основные подходы к изучению социальных изменений.

9. Социальная стратификация и мобильность.

Общая и социальная психология

1. Представление о деятельности. Структура деятельности. Понятия потребности и мотива. Действия и операции.

2. Высшие психические функции (Л.С. Выготский). Ощущения и восприятия как первая ступень познания, их основные свойства.

3. Память, ее основные виды. Процессы и закономерности памяти.

4. Мышление как познавательный процесс. Формы мышления и мыслительные операции. Особенности творческого мышления.

5. Речь, ее виды и функции. Речь как средство общения и мышления. Особенности эгоцентрической речи (Л.С. Выготский, Ш. Пиаже).

6. Понятие способностей. Способности, задатки и индивидуальные различия. Измерение способностей.

7. Темперамент, его физиологические основы. Темперамент и особенности деятельности человека.

8. Характер и личность. Формирование характера. Понятие акцентуации характера.

9. Эмоции и личность. Функции и классификация эмоций. Сравнительная характеристика эмоций и чувств.

10. Волевая сфера личности. Строение волевого процесса.

11. Малая группа как единица анализа в социальной психологии. Динамические процессы в малой группе.

12. Общение как социально-психологический феномен.

13. Понятие и функции социальных установок. Соотношение установок и реального поведения.

Экономическая теория

1. Сущность и функции рынка. Достоинства и недостатки рыночной системы.

2. Закон спроса и предложения. Факторы, влияющие на спрос и предложение. Равновесная цена. Проблема устойчивости равновесия.

3. Издержки производства. Бухгалтерские и альтернативные издержки. Классификация бухгалтерских издержек.

4. Издержки производства в краткосрочном и долгосрочном периодах времени: понятие, классификация. Эффект масштаба производства.

5. Совершенная и несовершенная конкуренция: определение и характеристика. Особенности и последствия несовершенной конкуренции.

6. Характеристика рынка труда. Виды и особенности конкуренции на рынке труда.

7. Основные макроэкономические показатели. Система национальных счетов.

8. Макроэкономическое равновесие: понятие и классификация. Макроэкономическое равновесие в модели "совокупный спрос - совокупное предложение". Классическая и кейнсианская модели макроэкономического равновесия на рынке труда.

9. Кейнсианская модель макроэкономического равновесия (модель "доходы-расходы). Теория мультипликатора. Акселератор.

10. Теория денег И. Фишера и современный монетаризм.

11. Безработица и ее основные формы. Последствия безработицы.

12. Источники формирования доходов населения. Современные системы оплаты труда.

13. Процесс производства. Воспроизводство и его фазы. Взаимосвязь производства, обмена, распределения и потребления.

14. Уровень и качество жизни населения: основные подходы к исследованию и показатели. Пути сокращения социально-экономической дифференциации в обществе.

15. Экономический рост: сущность, типы, показатели, факторы. Теория экономического роста.

16. Доход и прибыль предприятия: их сущность, различие и классификация.

17. Экономическая эффективность деятельности предприятия: сущность, виды и показатели.

18. Налоги и налоговая система. Налогово-бюджетная политика как инструмент макроэкономического регулирования.

19. Сфера услуг в современной экономике.

20. Цели и проблемы инновационного развития в современных экономических концепциях.

21. Экономическая безопасность и национальная стратегия развития России.

22. «Экономика знаний»: знания и их экономические функции.

23. Сущность денег, их основные формы и функции.
Инфляция: сущность, виды и социально-экономические последствия.

Теория организации

1. Вклад «классической школы» в организационную науку.

2. Школа «человеческих отношений»: проблематика и научный вклад в развитие менеджмента.

3. Типы систем. Организация как открытая система. Системные характеристики организации.

4. Сущность и принципы системного и ситуационного подходов в организационной науке.

5. Жизненный цикл организации.

6. Типы организаций.

7. Законы организации. Закон синергии. Закон композиции и пропорциональности.

8. Законы самосохранения и развития: содержание и формы проявления.

9. Принципы организации.

10. Организационные патологии.

Основы менеджмента

1. Содержание понятия «менеджмент». Управленческая ситуация и проблема. Проблематика менеджмента как науки управления. Менеджмент как искусство.

2.Функции менеджмента.

3. Система управления: факторы ее формирования и принципы построения.

4. Линейная и линейно-функциональная организационные структуры управления, их достоинства и недостатки, области применения.

5. Проектная и матричная организационные структуры, ее достоинства и недостатки, области применения.

6. Коммуникации в управлении: понятие, элементы процесса, этапы и виды. Коммуникационные «шумы» и их преодоление.

7. Стиль и методы управления: понятие, классификация, показатели и факторы выбора.

8. Распределение полномочий: централизация и децентрализация управления.

9. Эффективность управления.

10. Подготовка, принятие и исполнение управленческого решения. Типы управленческих решений.

11. Организационная культура: типы, элементы, проблемы развития. Влияние организационной культуры на эффективность организации.

Дисциплины специализации

Исследование систем управления

1. Методологический раздел программы исследования, формулировка проблемы, определение объекта и предмета.

2. Требования, предъявляемые к гипотезам. Эмпирическая интерпретация и операционализация ключевых понятий.

3. Специфика качественных методов исследования управления.

4. Специфика количественных методов исследования управления.

5. Выборочный метод. Характеристики вероятностной и неслучайной выборок. Ошибки выборки. Репрезентативность.

6. Метод анкетного опроса. Типы шкальных вопросов, открытый и закрытый вопросы.

7. Классификация интервью. Специфика свободного интервью.

8. Метод анализа документов.

9. Анкета как инструмент опроса, требования к ее составлению. Логическая структура и функции анкетного вопроса. Виды анкетных вопросов.

Управление персоналом

  1. Найм, отбор и прием персонала.
  2. Подбор и расстановка персонала.
  3. Деловая оценка персонала.
  4. Профориентация и трудовая адаптация персонала.
  5. Организация труда и рабочего места персонала.
  6. Высвобождение персонала.
  7. Развитие персонала (обучение, подготовка, переподготовка и повышение квалификации).
  8. Аттестация персонала.
  9. Деловая карьера и служебно-профессиональное продвижение сотрудников.
  10. Управление кадровым резервом.
  11. Мотивация трудовой деятельности: сущность и механизм этого процесса. Формы практической реализации мотивации в системе управления человеческими ресурсами.
  12. Оценка эффективности управления персоналом.

Социальный менеджмент

1. Становление социального менеджмента, его объект, функции и методы, место в системе управленческих наук и практики.

2. Социальная защита населения в условиях рынка, ее формы. Основные направления реформирования системы социальной защиты в РФ.

3. Социальная политика государства как инструмент социального менеджмента на макроуровне. Модели социальной политики.

4. Особенности экономики социальной сферы, роль государства в ее управлении. Основные направления реформирования управления социальной сферой в РФ.

5. Признаки некоммерческих организаций, различия их организационно-правовых форм, функции в социальной сфере, особенности управления и налогообложения.

6. Фандрайзинг как технология привлечения финансовых средств в социальную сферу. Основные этапы проведения и анализ эффективности фандрайзинговой компании.

7. Организационное, техническое и информационное обеспечение фандрайзинговой компании. Контакты с потенциальными донорами.

8. Концепция социальной ответственности бизнеса. Стандарт социальной отчетности организации.

9. Сущность социального партнерства, его принципы, уровни и инструменты.

10. Оценка уровня социального развития организации. Понятие социальной эффективности.

4 Маркетинг

1. Понятие концепции маркетинга. Концепции совершенствования производства и товара, их принципиальные отличия и возможности реализации.

2. Понятие стратегии маркетинга как способа долгосрочного действия предприятия на рынке (задачи, алгоритм формирования, виды).

3. Ситуационный анализ, матрица возможностей по товарам и рынкам.

4. Конкурентный анализ и стратегии по М. Портеру.

5. Понятие тактики маркетинга. Комплекс маркетинга.

6. Определение, принципы и процесс сегментирования. Отличия в сегментировании конечных потребителей и организаций.

7. Задачи и методы дифференцирования и позиционирования.

8. Место и роль политики распределения в системе маркетинга. Понятие канала распределения. Современные тенденции развития каналов распределения.

Инновационный менеджмент

1. Новшества и инновации. Источники инновационных идей. Уровни новизны продукта.

2. Сущность и содержание приемов инновационного менеджмента. Бенчмаркинг. Инжиниринг инноваций.

3. Диффузия инноваций. Стимулирование восприятия потребителями нововведений.

4. Персонал организации в инновационной деятельности. Сопротивление изменениям.

5. Управление инновационными проектами. Критерии отбора проектов. Потенциальная ценность проекта.

6. Методы оценки инвестиционных проектов.

7. Интеллектуальная собственность: понятие, объекты, правовая регуляция.

Стратегический менеджмент

1. Сущность стратегического управления. Сходство и различия стратегического и оперативного управления.

2. Миссия и цели организации. Стратегическое значение и правила разработки.

3. Стратегическая оценка положения организации во внешней среде (по М.Портеру).

4. Матрица БКГ как метод стратегического анализа.

5. Виды стратегий (общая характеристика). Корпоративная, деловая и функциональная стратегии.

6. Стратегия диверсификации в стратегическом менеджменте.

7. Стратегические решения, их виды.

8. Роль стратегического контроля в управлении фирмой

Наши рекомендации