Технико – эксплуатационная характеристика автомобиля 1 страница
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине «Экономика отрасли»
на тему: «Регионально – экономический анализ автотранспортного предприятия на примере п. Балаганск »
Выполнила студентка группы: УТСб-14 __ И.Д. Матвеенко
Нормоконтроль ___________ С.А. Яценко
Курсовая работа защищена с оценкой ___________
Иркутск 2016 г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………5
1. АНАЛИЗ, ЭКОНОМИКО - ГЕОГРАФИЧЕСКОГО ПОЛОЖЕНИЯ РЕГИОНА И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ В ПЕРЕВОЗКАХ………………….6
Технико – эксплуатационная характеристика автомобиля…………..8
2. ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ РАБОТЫ АТП…………... 9
2.1. Производственная база………………………………………………...9
2.2. Производственная программа эксплуатации автомобилей………. .10
2.3. Технико-эксплуатационные показатели……………………………..13
3.ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФОНДЫ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ АТП………………………………………...15
3.1. Балансовая стоимость автомобиля…………………………………...15
3.2. Стоимость производственно-технической базы…………………….15
3.3 Среднегодовая стоимость основных производственных фондов……16
3.4. Стоимость основных производственных фондов……………………..16
3.5. Состав и стоимость нематериальных активов…………………………17
3.6. Фондоотдача …………………………………………………………….18
4. ОБОРОТНЫЕ ФОНДЫ АТП……………………………………………..19
4.1. Среднегодовая стоимость нормируемых оборотных средств………19
4.2. Число оборотов…………………………………………………………19
4.3. Продолжительность одного оборота……………………………………20
5.ТРУДОВЫЕ РЕСУРСЫ ……………………………………………………21
5.1 Численность водителей .............................................................................21
5.2. Численность ремонтных рабочих ………………………………………23
5.3. Численность подсобно – вспомогательных рабочих ………………23
5.4 Численность руководителей специалистов ……………………………23
5.5 Производительность труда одного работающего в стоимостном выражении………………………………………………………………………24
6. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФОНДА ОПЛАТЫ ТРУДА ПО КАТЕГОРИЯМ ПЕРСОНАЛА……………………………………………………………………25
6.1. Фонд оплаты труда водителей грузовых автомобилей…………………..25
6.2. Основной фонд заработной платы водителей …………………………..27
6.3. Фонд оплаты труда водителей…………………………………………….27
6.4. Фонд оплаты труда ремонтных рабочих…………………………………28
6.5. Основной фонд заработной платы ремонтных рабочих ………………28
6.6. Фонд оплаты труда ремонтных рабочих………………………………….28
6.7. Фонд оплаты труда вспомогательных рабочих…………………………28
6.8. Фонд оплаты труда служащих…………………………………………….29
7. ОПРЕДЕЛЕНИЕ СЕБЕСТОИМОСТИ ПЕРЕВОЗОК ПО СТАТЬЯМ КАЛЬКУЛЯЦИИ………………………………………………………………...39
8. ФИНАНСОВЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ АТП …………..........................56
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….67
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ……………………………………………………….71
ВВЕДЕНИЕ
Переход к рынку поставил автотранспортные предприятия в новые экономические условия, которые характеризуются формированием жесткой конкурентной среды, заставил кардинально изменить стратегию и тактику поведения. Тем более, что постоянное усложнение процессов взаимодействия между участниками рынка заставляет предприятие более тщательно планировать и прогнозировать свою деятельность. В последние годы отмечается положительная тенденция постепенного перехода предприятий автотранспортного комплекса к современным подходам, технологиям и моделям организации бизнеса.
Способность автотранспортного предприятия к выживанию в современных условиях определяется его конкурентоспособностью. Повышение конкурентоспособности предприятий, преодоление негативных ситуаций в экономическом развитии невозможно без оценки их реальных возможностей. Однако при всем при этом предприятия для оценки своей конкурентоспособности продолжают применять лишь стандартные методики анализа. На рынке автотранспортных услуг потребность в объективной и обоснованной информации о состоянии экономического субъекта очень велика, но применение стандартных методик оценки состояния предприятия предполагает использование большого количества показателей, характеризующих структуру активов, источников финансирования и их соотношения. Такой подход не позволяет комплексно управлять предприятием.
Современные рыночные предпосылки требуют от руководителей предприятий оперативной и нетрудоёмкой оценки рыночных возможностей предприятия, оценки эффективности управленческих решений, оценки стоимости предприятия и др. Необходим новый подход. Этим целям может служить оценка рыночного потенциала автотранспортного предприятия. В свою очередь, рыночный потенциал характеризуется способностью рационального использования имеющихся в распоряжении предприятия ресурсов.
Деятельность предприятия, ориентированная на стратегическое мышление с применением рыночных методов управления, предлагает использование такого инструментария, который позволит быстро оценивать способности и возможности предприятия, обнаруживать скрытые резервы и наращивать эффективность его деятельности. Решение этих задач предполагает необходимость исследования рыночного потенциала предприятий и уровня его использования в качестве приоритетного направления, характеризующего возможность успешного функционирования предприятий в нестабильной правовой и экономической среде.
РАЗДЕЛ 1. АНАЛИЗ, ЭКОНОМИКО - ГЕОГРАФИЧЕСКОГО
ПОЛОЖЕНИЯ РЕГИОНА И ЕГО ПОТРЕБНОСТИ В
ПЕРЕВОЗКАХ
Муниципальное образование Балаганский район расположен в центральной части Иркутской области, в стороне от магистральных путей. Население района на 1 января 2010 года составляет 9730 человек. Удаленность райцентра (пос. Балаганск) до ближайшей железнодорожной станции (Заралари) 86 км, до областного центра (г.Иркутск) 281 км. Балаганский район существовал давно, но в 1962 году во время затопления Братского водохранилища Балаганский район был ликвидирован, а его территория передавалась в Усть-Удинский, Заларинский районы. Снова Балаганский район был воссоздан в 1989 году. В 2000 году был принят Устав муниципального образования Балаганский район. В существующих границах муниципальное образование Балаганский район включает в себя 6 сельских и одно городское поселение. Всего 13 населенных пунктов. Районный центр р.п. Балаганск. Площадь территории Балаганского района 634,7 тыс. га.
1.1 Земельные ресурсы Балаганского района
В структуре земельного фонда Балаганского района 83% приходится на лесные земли, 17% - земли сельскохозяйственного назначения. Под водными объектами занято 8,6%, а под болотами 0,1% территории Балаганского района. Балаганский район относится к сельскохозяйственным. Использование сельскохозяйственных земельных ресурсов более подходит для кормопроизводства, скороспелых зерновых, овощей, картофеля и т.д. Основное направление эксплуатации земель Балаганского района - для обеспечения кормовой базы животноводства и потребности местных жителей в продукции земледелия. Проблематично само обеспечение зерном для хлебопечения. Балаганский район относится к рискованным по производству зерновых из-за засух.
1.2 Минерально-сырьевые ресурсы Балаганского района
На территории Балаганского района разведано Балаганское месторождение суглинков для производства кирпича марки 125. Оно находится в 2-х км юго-западнее пос. Балаганск. Его балансовые запасы (В+С1) – 251 млн. т., по категории С2 – 963 млн.т. При необходимости может быть подготовлена необходимая сырьевая база для развития промышленности, строительства материалов (производство бетона, строительных растворов, кирпича).
1.3 Лесные ресурсы Балаганского района
Основной лесофондодержатель в Балаганском районе – Балаганский лесхоз. Общий запас древесины на территории Балаганского района составляет 91 млн. куб. м, хвойных – 69,6%. Леса 1 и 2 группы занимают около 10% площади. В леса 1 группы входят водоохранные леса вдоль Братского водохранилища. Средний возраст хвойных насаждений – 102 года.
Основным направлением в развитии лесного комплекса Балаганского района является рациональное освоение расчетной лесосеки, комплексное использование вырубленной древесины, модернизация предприятий, увеличение инвестиций, расширение объемов и видов заготовок продукции побочного пользования.
1.4 Балаганский район : Рекреационные ресурсы
Рекреационный потенциал Балаганского района находится на среднем для Иркутской области уровне, что обусловлено относительно благоприятным климатом, наличием водохранилища, пригодного для развития различного вида отдыха на воде (парусный, вводно-моторный и т.д.). Освоение рекреационного потенциала может повысится при создании намечаемого Балаганско-Нукутского заказника по охране птиц.
В районе необычайно разнообразен растительный и животный мир. Не редко встречаются белки, соболь, с величавыми рогами лоси, дикие козы, в тайге обитают медведи.
На берегах Братского водохранилища находятся колонии серых цапель, гнездовья диких уток, гусей.
В районе развит охотничий промысел и любительская охота. Площадь охотугодий более 500 тыс. га.
В Братском водохранилище водится множество видов рыб: таймень, лещ, сазан, щука, омуль, сом, карась, плотва, окунь. В таежных реках любители-рыболовы ловят хариус и ельца. Промысловые запасы рыбы, обитающей в водоемах района, довольно велики и оцениваются в 4,59 тыс. цн в год, в том числе ценных видов – в 0,2 тыс. цн в год.
На территории района судоходна одна река Ангара (Братское водохранилище), принадлежащая к категории магистральных водных путей и представляющая часть судоходного пути между Иркутском и Братском.
Технико – эксплуатационная характеристика автомобиля
ГАЗон NEXT
· Тип авто - Бортовой
· Колесная формула: 4x2
· Полная масса авто, кг 8700
· Грузоподъемность, кг 4700
· Масса снаряженного авто, кг 4000
· Максимальная скорость (км/ч) 110
· Двигатель ЯМЗ 534 (Евро-4)
· Мощность двигателя (л.с.) 137
· Коробка передач 5-ти ступенчатая механическая
· Число передач 5
· Подвеска рессорная
· Размер шин 245/70R19.5
· Топливный бак 102
РАЗДЕЛ 2. ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ
РАБОТЫ АТП
2.1 Производственная база
2.1.1 Среднесписочное количество автомобилей.
Среднесписочное количество подвижного состава за год определяется по формуле:
, (2.1)
где - списочное количество автомобилей на начало года, ед.;
- количество автомобилей, выбывающих в текущем году, ед.;
- количество календарных дней в году;
- количество автомобиле-дней пребывания на АТП поступающих автомобилей (автомобиле-дни в хозяйстве поступающих в течение года автомобилей), дн.;
- количество автомобиле-дней пребывания на АТП выбывающих автомобилей (автомобиле-дни в хозяйстве выбывающих в течение года автомобилей), дн.
Таблица 2.2 Поквартальное поступление и выбытие автомобилей
Квартал | Месяцы | Дата | Количество автомобилей, ед. (поступление/выбытие) |
1 квартал | январь февраль март | 15 февраля | 1/0 |
2 квартал | апрель май июнь | 15 мая | 0/2 |
3 квартал | июль август сентябрь | 15 августа | 3/1 |
4 квартал | октябрь ноябрь декабрь | 15 ноября | 0/1 |
Данный расчет производим по производственному календарю на текущий год.
= 18 ед.
= 4 ед.
= 1∙319+0∙230+3∙138+0∙46 = 733
=733 авт- дн.
= 0∙46+2∙135+1∙227+1∙319 = 816
АДВЫБ = 816 авт – дн.
ед.
2.1.2 Общая грузоподъемность автомобилей
, (2.2)
где - среднесписочное количество автомобилей, ед.;
- номинальная грузоподъемность автомобиля,
= 91.2 т.
2.2. Производственная программа эксплуатации автомобилей
2.2.1 Объем перевозок
(2.3)
где - количество дней в году, = 365 дн.;
aв - коэффициент выпуска автомобиля на линию, aв = 0,83;
- продолжительность нахождения автомобиля на линии, =8,4;
Vт - техническая скорость автомобиля (автопоезда). Принимаем
равной расчетной норме пробега грузовых автомобилей по
справочным данным: Vт = 28 км/час;
b - коэффициент использования пробега, b = 0,76;
g - коэффициент использования грузоподъемности, g = 1;
ℓег - средняя длина ездки с грузом, ℓег = 32 км;
- время простоя под погрузкой и разгрузкой за одну ездку, час.
Рассчитаем время простоя автопоезда под погрузкой-разгрузкой за одну ездку для 3-го класса груза
, (2.4)
где - норма времени простоя автомобиля при погрузке-разгрузке
одной тонны для 1-ого класса груза, мин;
, (2.5)
где - норма времени простоя при погрузке-разгрузке одной тонны груза 1-ого класса для данного автомобиля [1];
= 30 мин
т
2.2.2 Грузооборот
P=Q∙ℓср (2.6)
т۰км
2.2.3 Среднесуточный пробег одного автомобиля
(2.7)
км
2.2.4 Общий пробег
(2.8)
где - средне суточный пробег автомобиля, км;
- автомобиле-дни в работе за рассматриваемый период (год),
авт-дн.
(2.9)
авт-дн.
км.
2.2.5 Автомобиле-часы в работе
(2.10)
час
2.3. Технико-эксплуатационные показатели
2.3.1 Годовая выработка на одну среднесписочную авто тонну, т.
(2.11)
т
2.3.2 Годовая выработка на одну среднесписочную авто тонну, т۰км
(2.12)
т۰км
Далее необходимо внести все расчетные данные в таблицу 2.1.
Таблица 2.1 - Показатели работы АТП
Показатели | Обозначения | По АТП за год |
Производственная база | ||
1. Среднесписочное количество автомобилей, ед. | Асс | 18.24 |
2. Общая грузоподъемность автомобилей, т | qобщ | 91.2 |
Производственная программа эксплуатации автомобилей | ||
3. Объем перевозок, тыс. т | Q | 129916.5 |
4. Грузооборот, тыс. т۰км | P | 1948747.5 |
5. Общий пробег автомобилей, тыс. км | Lобщ | 119062.7 |
6. Автомобиле-часы работы, тыс. ч | АЧр | 43007.4 |
Технико-эксплуатационные показатели | ||
7.Коэффициент выпуска автомобилей на линию | aв | 0,68 |
8.Продолжительность нахождения автомобиля на линии в течение суток, ч | Тн | 9.5 |
9.Среднетехническая скорость, км/ч | ||
10.Коэффициент использования грузоподъемности | g | 0.8 |
11.Время простоя под погрузкой и разгрузкой за одну ездку, ч | tп-р | 0,25 |
12.Коэффициент использования пробега | b | 0,65 |
13.Средняя длина ездки с грузом, км | lег | |
14.Среднесуточный пробег одного автомобиля, км | Lсс | 165.5 |
15.Годовая выработка на одну среднесписочную автотонну: | ||
ü в тоннах | ВQ | 209.5 |
ü в тонно километрах | ВP | 3772.6 |
РАЗДЕЛ 3. ОСНОВНЫЕ ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ФОНДЫ ИНЕМАТЕРИАЛЬНЫЕ АКТИВЫ АТП
3.1. Балансовая стоимость автомобиля
где - цена одного автомобиля без НДС, руб.;
- стоимость доставки, руб.
1580000/1,18 = 1338983
1338983 руб.
руб.
руб.
3.2 Стоимость производственно-технической базы
Условно принимаем, что стоимость производственно-технической базы не изменялась в течение года. Для ее определения используем нормативы удельных капитальных вложений на новое строительство для авто предприятий и соответствующие коэффициенты их корректирования. Расчет выполняем по формуле:
(3.1)
где - норматив удельных капитальных вложений на один автомобиль, тыс. руб. Норматив удельных капитальных вложений на новое строительство для автопредприятий с полным объемом работ по ТО и ТР и среднесписочной численностью автомобилей до 100 единиц устанавливаем в размере 7860 руб., = 7860 руб.
К1 – коэффициент, учитывающий тип подвижного состава – 1,77;
К2 – коэффициент, учитывающий наличие прицепа - 1,12;
К3 - коэффициент, учитывающий способ хранения подвижного состава – 0,94;
К4 - коэффициент, учитывающий влияние условий эксплуатации -0,69 К5 - коэффициент, учитывающий среднесуточный пробег - 1,
- индекс цен, учитывающий удорожание строительства, =45.
руб.
3.3 Среднегодовая стоимость основных производственных фондов
,(3.2)
где - списочное количество единиц подвижного состава на начало
года, Анг =18ед.;
- списочное количество единиц подвижного состава
соответственно на 1 число 4-го, 7-го, 10-го месяца;
- списочное количество единиц подвижного состава на конец
года.
ед.
ед.
ед.
ед.
ед.
руб.
3.4 Стоимость основных производственных фондов
(3.3)
Результаты расчетов по оценке основных производственных фондов АТП представлены в виде таблицы 6.
Таблица 3.1 Основные производственные фонды АТП
Элементы основных фондов | Балансовая стоимость единицы подвижного состава, руб. | Среднегодовая стоимость, руб. |
1. Подвижной состав | ||
2. Производственно-техническая база | --- | |
ИТОГО | ---- | 32396918.2 |
3.5 Состав и стоимость нематериальных активов
Примем, что данное грузовое АТП имеет в составе своих активов нематериальные активы.
Таблица 3.2. Состав и стоимость нематериальных активов
Состав нематериальных активов | Стоимость нематериальных активов, руб. |
1.Товарные знаки (знак обслуживания) | |
2. Программы для ЭВМ и баз данных | |
3. Изобретения, ноу-хау | - |
ИТОГО |
3.6 Фондоотдача
(3.4)
где - доход от перевозочной деятельности, полученный за год, руб
- среднегодовая стоимость основных производственных фондов, руб.
= 112,764 руб.