Оценка конкурентоспособности икры соленой пробойной
Конкурентоспособность товара формируется на предприятии, являющемся его разработчиком, и поддерживается продавцами в рамках жизненного цикла товаров.
Допуск товара на рынок возможен при подтверждении производителем его соответствия техническим регламентам и стандартам. В противном случае товар не имеет пропуска на рынок и является неконкурентоспособным / 9 /.
Конкурентоспособность товаров может быть оценена различными методами в зависимости от цели исследования. При оценке конкурентоспособности используют два подхода. Первый – квалиметрический, основанный на расчете показателя конкурентоспособности с учетом потребительских показателей качества и экономических показателей (цены потребления товаров). Второй – маркетинговый, учитывающий показатели рыночной и конкурентной ситуации, а также изменение рыночной ситуации / 8 /.
В данной работе мы оценивали конкурентоспособность 8 образцов икры соленой пробойной:
-Образец №1 –Икра минтая соленая пробойная. Товарный знак- «Русское море».
-Образец №3 – Икра минтая соленая пробойная. Товарный знак - «Noris»
-Образец №4 - Икра минтая соленая пробойная. Товарный знак – «Санта Бремор».
-Образец №5 - Икра минтая соленая пробойная. Товарный знак – «Путина»
-Образец №6 - Икра минтая соленая пробойная. Товарный знак – «Лукоморье»
-Образец №8 - Икра минтая соленая пробойная. Товарный знак – «Авистрон»
-Образец №9 - Икра трески соленая пробойная. Товарный знак – «Noris»
-Образец №10 - Икра трески соленая пробойная. Товарный знак – «Золотой улов»
Образцы № 2,7 признаны не конкурентоспособными, так как не соответствуют требованиям ГОСТ 1573-73 «Икра пробойная соленая. Технические условия» по различным показателям и не могут быть допущены к реализации.
Для оценки конкурентоспособности икры соленой пробойной мы будем использовать квалиметрический подход, основанный на сравнении качества товаров с качеством базовой модели или качеством товаров конкурентов / 20 /.
Данные для расчета конкурентоспособности икры соленой пробойной результаты представлены в таблице 18.
В качестве базы сравнения взяты показатели «идеального продукта» с точки зрения потребителя.
Расчет комплексного показателя конкурентоспособности по потребительским свойствам проводится по формуле:
Jп = ∑qimi (i от 1 до n),(7)
где Jп – комплексный показатель конкурентоспособности по потребительским свойствам;
qi– i-й единичный показатель конкурентоспособности по потребительским свойствам;
n – число показателей;
mi–весомость i-го показателя потребительского свойства в общем наборе из n показателей, характеризующих потребность.
Jбазовый =10
J1 =0,9·4,0 + 0,6·4,0 + 0,5·5,0 = 8,5;
J2 =0,9·4,0 + 0,6·5,0 + 0,5·3,0 = 8,1;
J3 =0,9·5,0 + 0,6·5,0 + 0,5·3,0 = 9;
J4 =0,9·4,0 + 0,6·4,0 + 0,5·3,0 = 7,5;
J5 =0,9·5,0 + 0,6·5,0 + 0,5·3,0 = 9;
J6 =0,9·4,0 + 0,6·4,0 + 0,5·3,0 = 7,5;
J7 =0,9·4,0 + 0,6·4,0 + 0,5·5,0 = 8,5;
J8 =0,9·5,0 + 0,6·5,0 + 0,5·5,0 = 10;
Расчет относительного показателя конкурентоспособности товара производится по формуле:
qi = Pi / Pi0, (8)
где qi–относительный единичный показатель конкурентоспособности;
Pi– значениеi-го единичного показателя конкурентоспособности оцениваемого товара;
Pi0 – значение i-го единичного показателя конкурентоспособности базового образца товара.
Эту формулу используют, если рост единичного показателя ведет к повышению конкурентоспособности исследуемого товара по сравнению с базовым образцом.
Если при увеличении значения показателя свойство товара ухудшается, то используется формула
qi´= Pi0 / Pi , (9)
Расчет комплексного экономического показателя проводится по формуле:
Jэ = З / З0,(10)
где Jэ – экономический комплексный показатель конкурентоспособности;
З, З0 – полные затраты потребителя соответственно по оцениваемой продукции и базе сравнения, руб. Для продовольственных товаров
Таблица 18: Показатели потребительских свойств и расчет относительных показателей свойств икры пробойной соленой, вырабатываемой различными производителями (по отношению к идеальному образцу)
№ п\п | Показатели | Идеальный | Образец №1 | Образец №2 | Образец №3 | ||||||||
образец | |||||||||||||
Исходное значение, баллы | Коэффициент весомости | Расчетное значение показателя | Фактическая оценка | Расчетное значение показателя | Относительное значение показателя | Фактическая оценка | Расчетное значение показателя | Относительное значение показателя | Фактическая оценка | Расчетное значение показателя | Относительное значение показателя | ||
Вкус | 0,9 | 4,5 | 3,6 | 0,4 | 3,6 | 0,4 | 4,5 | 0,5 | |||||
Запах | 0,6 | 2,4 | 1,6 | ||||||||||
Консистенция | 0,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | |||||
Комплексный показатель конкурентоспособности по потребительским свойствам | 8,5 | 1,6 | 8,1 | 1,2 | 1,5 | ||||||||
Цена потребления (средневзвешенная), руб. за кг. | 52,63 | 68,9 | 38,72 | 66,9 | |||||||||
Комплексный экономический показатель | 1,31 | 0,74 | 1,27 | ||||||||||
Интегральный показатель конкурентоспособности | 10,39 | 13,21 | 10,62 |
Образец №4 | Образец №5 | Образец №6 | Образец №7 | Образец №8 | |||||||||||
Фактическая оценка | Расчетное значение показателя | Относительное значение показателя | Фактическая оценка | Расчетное значение показателя | Относительное значение показателя | Фактическая оценка | Расчетное значение показателя | Относительное значение показателя | Фактическая оценка | Расчетное значение показателя | Относительное значение показателя | Фактическая оценка | Расчетное значение показателя | Относительное значение показателя | |
3,6 | 0,4 | 4,5 | 0,5 | 3,6 | 0,4 | 3,6 | 0,4 | 4,5 | 0,5 | ||||||
2,4 | 1,6 | 2,4 | 1,6 | 2,4 | 1,6 | ||||||||||
1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 1,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | 2,5 | ||||||
7,5 | 0,96 | 1,5 | 7,5 | 0,96 | 8,5 | 1,6 | 2,5 | ||||||||
45,9 | 37,9 | 45,73 | |||||||||||||
0,87 | 1,22 | 0,72 | 0,87 | 1,01 | |||||||||||
8,26 | 11,10 | 10,00 | 15,65 | 24,83 |
За полные затраты принимается цена реализации. Таким образом:
Збазовый = 52,63
З1 =68,9; JЭ1 = 68,9 / 52,63 = 1,31;
З2 =38,72; JЭ2 = 38,72 / 52,63 = 0,74;
З3 =66,9; JЭ2 = 66,9 / 52,63 = 1,27;
З4 =45,9; JЭ2 = 45,9 / 52,63 = 0,87;
З5 =64;JЭ1 = 64 / 52,63 = 1,22;
З6 =37,9;JЭ1 = 37,9 / 52,63 = 0,72;
З7 =45,73;JЭ1 = 45,73 / 52,63 = 0,87;
З8=53. JЭ1 = 53 / 52,63 = 1,01.
Интегральный показатель конкурентоспособности рассчитывается по формуле
К = JНП × JП / JЭ,(11)
гдеJНП1- комплексный нормативный показатель конкурентоспособности, рассчитываемый по формуле
JНП1 = ∏qНi (i от 1 до n),(12)
JНП1= 0,4· 1,6· 2,5 = 1,6;
JНП2= 0,4 · 2 · 1,5 = 1,2;
JНП3= 0,5 · 2 · 1,5 = 1,5;
JНП4= 0,4 · 1,6 · 1,5 = 0,96;
JНП5= 0,5 · 2 · 1,5 = 1,5;
JНП6= 0,4 · 1,6 · 1,5 = 0,96;
JНП7= 0,4 · 1,6 · 2,5 = 1,6;
JНП8= 0,5 · 2 · 2,5 = 2,5;
Таким образом, интегральные показатели конкурентоспособности (К) образцов равны:
К1= 1,6 · 8,5 / 1,31 = 10,39;
К2= 1,2 · 8,1 / 0,74 = 13,21;
К3 = 1,5 · 9 / 1,27 = 10,62;
К4 = 0,96 · 7,5 / 0,87 = 8,26;
К5 = 1,5 · 9 / 1,22 = 11,1;
К6 = 0,96 · 7,5 / 0,72 = 10;
К7 = 1,6 · 8,5 / 0,87 = 15,65;
К8 = 2,5 · 10 / 1,01 = 24,83.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод о том, что наиболее конкурентоспособным образцом икры пробойной соленой является образец № 8, икра трески пробойная соленая, выпускаемый под торговой маркой «Золотой улов», за счет более высоких потребительских свойств по вкусу, запаху и консистенции.
Конкурентоспособность образца № 8 (икра трески пробойная соленая, товарный знак – «Золотой улов») не уступает идеальному образцу по потребительским свойствам.
Образец № 3 (икра минтая пробойная соленая, товарный знак – «Санта Бремор») уступает образцу № 8 (икра трески пробойная соленая, товарный знак – «Золотой улов») на 10%, образец № 5 (икра минтая пробойная соленая, товарный знак – «Лукоморье») - на 10 %, образец № 1 (икра минтая соленая пробойная, производитель –«Русское море») - на 15 %, образец № 7 (икра трески пробойная соленая, товарный знак – «Noris» ) на 15%, образец № 2 (икра минтая пробойная соленая, товарный знак – «Noris» ) – на 19%, образец № 4 (икра минтая пробойная соленая, товарный знак – «Путина» ) – на 25%, образец № 6 ( икра минтая пробойная соленая, товарный знак – «Свежий ветер» ) – на 25%.