Структура курсового проекта
Курсовой проект выполняется студентом самостоятельно на материалах конкретных субъектов хозяйственной деятельности (сельскохозяйственных организаций, перерабатывающих предприятий, предприятий агросервисного обслуживания и др.) с обязательным использованием и обработкой бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности не менее чем за 3 последних года. Курсовой проект выполняется на основе изучения современной экономической, правовой, агротехнической и другой необходимой литературы.
Курсовой проект должен включать в себя следующие структурные части:
- титульный лист;
- задание;
- содержание;
- введение;
- основная часть (разбитая на главы и параграфы);
- заключение;
- список использованных источников;
- приложения (при необходимости).
Титульный лист является первой страницей курсового проекта и оформляется в соответствии с приложением А. Страница титульного листа включается в общую нумерацию страниц проекта. Исчисление страниц начинается с титульного листа. Номер страницы на титульном листе не проставляется.
Задание на выполнение курсового проекта оформляется на типовом бланке, выдается преподавателем и собственноручно, подписывается студентом (Приложение Б).Номер страницы на задании не ставится и не включается в общую нумерацию страниц.
Содержание включает перечисление всех заголовков проекта: введение, номера и заголовки разделов, подразделов, заключение, список использованных источников и приложения с указанием номера страницы, на которой помещен каждый заголовок (приложение В). Содержание оформляется на отдельном листе и учитывается при нумерации страниц курсового проекта. Слово "Содержание" записывается в виде заголовка по центру строки прописными буквами.
Введение— вступительная, начальная часть курсового проекта. В нем дается общая оценка состояния изучаемой отрасли, раскрывается актуальность разрабатываемой темы, определяются цель и задачи курсового проекта, указываются использованные методы экономических исследований, объект исследования и материалы, на основании которых выполнялся курсовой проект.
Основная часть курсового проекта содержит, как правило, три главы (раздела), каждая из которых включает не менее двух подразделов. В подразделах могут быть выделены пункты.
Первая глава (раздел) является теоретической и, по сути, есть не что иное, как обзор литературы по избранной теме. На основе изучения учебной, научной, методической литературы отечественных и зарубежных авторов, анализа нормативных и законодательных актов Республики Беларусь рассматриваются теоретические аспекты изучаемой темы. Приводятся мнения различных авторов по вопросам экономической оценки и подходов к решению проблем по теме исследования. В данной главе приводятся цифровые данные (характеризующие тему исследования) по Республике Беларусь, сравнивается их уровень с аналогичными данными стран ближнего и дальнего зарубежья.
В данной главе важно увязать теоретическую часть курсового проекта с последующей аналитической частью.
При написании первой главы необходимо основное внимание уделить экономическому аспекту изучаемой темы. Нецелесообразно подробно описывать технологию производства и вдаваться в глубокий исторический экскурс по проблемам изучаемой темы.
Теоретический материал должен содержать ссылки на источники использованной литературы.
Вторая глава является аналитической частью курсового проекта. Она должна состоять не менее чем из трех подразделов.
В первом подразделе дается краткая характеристика объекта исследования. В нем рассматриваются общие сведения о сельскохозяйственной организации, состав и структура землепользования, наличие и эффективность использования трудовых ресурсов, структура и эффективность использования основных фондов, показатели эффективности использования оборотных средств, анализируется специализация, дается экономическая оценка эффективности отрасли растениеводства и животноводства, а также общие производственно-экономические показатели и финансовые результаты работы организации в целом.
Во втором подразделе, на примере конкретной сельскохозяйственной организации, освещается современное состояние рассматриваемой проблемы, на фактическом материале проводится оценка экономической эффективности.
Экономическую оценку необходимо проводить в динамике (не менее чем за 3 последних года), сравнивать производственные показатели изучаемого объекта с показателями передовых сельскохозяйственных организаций, средними данными района, области и республики. Анализ должен быть целенаправленным и конкретным. Не следует подменять аргументированные доказательства и выводы простой перепиской данных годового отчета без дополнительной их обработки.
Излагая данную главу, студент обрабатывает цифровой и аналитический материал и рассчитывает необходимые экономические показатели. На их основе составляются таблицы, которые должны быть простыми для понимания и правильно отражать содержание изучаемого вопроса. В данной главе (как и во всем проекте) также приветствуется использование графиков, диаграмм, схем. Все таблицы, графики и рисунки должны иметь номер и название. Таблицы, графики и рисунки следует располагать непосредственно на странице с текстом после абзаца, в котором они упоминаются впервые или отдельно на следующей странице. При этом текст должен полностью или частично предшествовать таблицам и рисункам со ссылкой на них.
Третья глава (конструктивная часть курсового проекта по глубине изложения вопросов должна быть центральной. Она посвящается разработке студентом своих технико-экономических обоснований по внедрению на предприятие инновационных технологий, новых технических средств, увеличению производства продукции, эффективному использованию ресурсов, улучшению качества, сокращению потерь продукции, снижению ее себестоимости, росту производительности труда и т. д. Целесообразность и реальность рекомендуемых мероприятий должны быть подкреплены соответствующими расчетами или фактическими данными. В данной главе лучше привести одно – два конкретных предложения по решению изучаемой проблемы и сделать их обоснование экономическими расчетами, чем перечислить все возможные пути решения проблемы без подтверждения их конкретным цифровым материалом.
В связи с большим разнообразием тематики и объектов исследования этот раздел курсового проекта будет более других разделов индивидуальным как по содержанию, так и по форме изложения материала.
Структуру этой главы студент определяет самостоятельно, но учитывает тот факт, что в данной главе должны содержаться пути совершенствования исследуемой проблемы, резервы повышения эффективности, а также предложения и мероприятия по улучшению ситуации на анализируемом предприятии.
Дополнительные темы выбираются студентом при наличии достаточного цифрового материала для проведения полноценного исследования по теме курсового проекта.
Заключение является логическим завершением курсового проекта. Оно должно быть конкретным и вытекать из результатов проведенного экономического исследования. В данном разделе должны содержаться основные результаты исследования и выводы, сделанные на их основе. Другими словами, заключение является кратким резюме вышеизложенных разделов. Пишутся выводы и предложения тезисно (по пунктам).
Список использованных источников должен включать полный перечень библиографических источников, которые студент использовал на всех этапах выполнения курсового проекта. В ходе написания курсового проекта необходимо использовать современную литературу: книги и монографии не более 5–7-летней давности издания по отношению ко времени написания курсового проекта; журнальные статьи — не более 3–5-летней давности. Использование литературы более позднего года издания допускается, если требуется анализ изменения каких-либо понятий во времени или рассматриваемая тема длительное время никем не исследовалась.
В списке использованных источников сведения об источниках нумеруют арабскими цифрами. Список использованных источников студента формируются в порядке появления ссылок в тексте курсового проекта либо в алфавитном порядке фамилий первых авторов и (или) заглавий.
Сведения об источниках печатают с абзацного отступа. В списке использованных источников после номера ставят точку. Содержание сведений об источниках должно соответствовать примерам согласно Приложению Е.
Приложения содержат вспомогательный и дополнительный материал, который использован при выполнении проекта, включение которых в текст основной части работы приведет к ее загромождению и затруднению понимания содержания. Также в приложение выносятся промежуточные расчеты, таблицы исходных данных, инструкции и положения, формы статистической и финансовой отчетности, алгоритмы или тексты программ, справочные и другие материалы. По форме приложения могут представляться в виде текста, таблиц, иллюстраций (графиков, схем, диаграмм и т. п.).
Объем курсового проекта составляет 30–40 страниц печатного текста, выполненного на персональном компьютере. Курсовой проект помещают в папку-скоросшиватель или переплетают.
1.3 Защита курсового проекта
Защита курсового проекта проводится до начала зачетно-экзаменационной сессии в соответствии с графиком, утвержденным на кафедре.
Защита курсового проекта производится публично перед комиссией, в состав которой входит не менее двух человек. На защите возможно присутствие студентов группы (потока). Комиссия назначается заведующим кафедрой. В состав комиссии входит руководитель курсового проекта и преподаватели кафедры.
Защита состоит в коротком (5–10 минут) докладе студента по выполненной работе и в ответах на вопросы преподавателей. Студент должен дать четкие объяснения по существу проекта. Доклад может сопровождаться презентацией, разработанной студентом.
Результаты защиты оцениваются комиссией по десятибалльной шкале. При принятии решения об оценке должны учитываться: полнота материала, представленного в разделах, оригинальность принятых решений, качество доклада, ясность ответов на вопросы, соблюдение требований стандартов к графическим и текстовым документам. Комиссия принимает решение большинством голосов. При равенстве голосов решающим является голос председателя. При положительном результате защиты, отметка заносится в ведомость за подписью членов комиссии и в зачетную книжку за подписью руководителя курсового проекта, а также проставляется на титульном листе курсового проекта. Полное название курсового проекта вносится в зачетную книжку студента и в выписку к диплому.
Студенту, получившему неудовлетворительную отметку при защите курсового проекта, по решению декана может быть разрешена одна повторная защита этого же курсового проекта. Комиссия для защиты (не менее 3-х человек) назначается деканом факультета. Решение комиссии является окончательным.