Пример расчета полной себестоимости (исходные данные)
Вид продукции | Количество (штук) | Прямые затраты на продукцию (руб.) | |
Материалы | Заработная плата с ЕСН | ||
А | 20 000 | ||
Б | 6 000 | 12 000 |
Косвенные затраты (цеховые, общезаводские и внепроизводственные) составили 90 000 рублей. Расчет полной себестоимости разными способами представлен в табл. 33.
Табл. 33
Варианты включения косвенных затрат в себестоимость продукции
Котловой метод: | Метод «директ-костинг». | Традиционный метод. |
Порядок расчета себестоимости | ||
1. Σ КР = 90 000 2. Σ Qi = 100 + 200 = 300 3. КР1 = 90 000/ 300 = 300 4. ПС1А = (5000 + 20 000) / /100 + 300 = 250 + 300 = 550 5. ПС1Б = (6000 + 12 000) / /200 + 300 = 90 + 300 = 390 | 1. Σ КР = 90 000 2. Σ ПР = 5000 + 20000 + 6000 + 12000 = 43000 3. КНР = 90000 /43000 = 2,1 4. ПС1А = 250 + 250· 2,1 = 775 5. ПС1Б = 90 + 90· 2,1 = 279 | 1. Σ КР = 90 000 2. ∑ ЗП. = 20000+ 12000 = 32000 3. КНР = 90000/32000 = 2,81 4. ПС1А = 250 + + 20000/100· 2,81 = 812 5. ПС1Б = 90 + + 12000/200· 2,81 = 258,6 |
Доход фирмы
Доход (выручка) – сумма денег, полученная фирмой от продажи продукции (в общем объеме, на единицу продукции в среднем, либо на единицу дополнительно реализованного блага). Графически доход фирмы представлен на рис. 30, 31.
ТR Т R
TR
TR
O Q O Q
Рис. 30. Общая выручка от реализации продукции фирмы
График общей выручки в виде прямой линии, выходящей из начала координат соответствует ситуации постоянной цены. В тех случаях, когда цены изменчивы, общая выручка достигает максимума и начинает падать. Объясняется это тем, что увеличить объем продажи возможно лишь в том случае, если фирма уменьшит цены (табл. 34).
Табл. 34
Совокупный и предельный доход фирмы при уменьшающихся ценах
Р | |||||||||||
Q | |||||||||||
TR | |||||||||||
MR | - | -2 | -4 | -6 | |||||||
AR | - |
За счет сокращения общей выручки предельный доход может быть равен нулю и даже быть отрицательным. Графики среднего и предельного доходов представлены на рис. 31.
R,P R, P
P, AR, MR
P, AR
Q MR Q
a) б)
Рис. 31. Предельный и средний доход фирмы
Ситуация а) характеризует доход при постоянных ценах (AR, MR совпадают с ценой). Ситуация б) показывает особенности предельного и среднего дохода при уменьшающейся цене. Как видно, AR больше MR, но оба показателя уменьшаются при увеличении объемов продаж.
Прибыль и рентабельность
Прибыль (π) определяется как разность между выручкой и издержками фирмы. Ввиду того, что издержки бывают внешние и внутренние, выделяется экономическая и бухгалтерская прибыль. Бухгалтерская прибыль является завышенной, так как она не учитывает внутренние (скрытые) издержки. Экономическая прибыль – разница между доходом и совокупными (включающими внутренние) издержками фирмы. Ввиду того, что выделяются разновидности дохода и издержек, можно выделить прибыль общую, среднюю и предельную. На рис. 32 можно проследить общую прибыль как разницу между доходом и совокупными издержками.
R R TC
TC D
TR
F
A TR
A
O Q O Q
а) б)
R, C TC R,C
TC
TR D
E TR
F
O Q O Q
В) г)
Рис. 32. Общий доход и издержки фирмы: варианты
Вариант г) показывает ситуацию с изменяющимися ценами. Как видно из графиков, даже при благополучной ситуации (б и г) на начальном этапе фирма получает убытки. Связано это с большими начальными расходами фирмы на организацию дела. Выгодным, прибыльным является производство между точками F и D. Точка F (точка безубыточности) показывает минимально допустимый объем производства, а точка D – максимально возможный. В случае а) фирма прибыли не получает, а в случае в) есть точка безубыточности Е. Классический варианта графика общей прибыли представлен на рис. 33. Точка Е показывает оптимальный объем производства продукции, так как при данном количестве совокупная прибыль максимальная.
Тπ
E
О Q
F D
A
Рис. 33. График совокупной прибыли
Предприятие может получать прибыль не только от продажи произведенной продукции но и реализации неиспользуемого имущества. Фирма может получить прибыль от сдачи имущества в аренду, иметь доходы по операциям с ценными бумагами, получать проценты по депозитам и пр. В зависимости от этапов распределения выделяется балансовая прибыль (прибыль по всем операциям фирмы), чистая прибыль (после уплаты налогов), располагаемая прибыль (после исполнения первоочередных обязательств). Располагаемая прибыль – часть чистой прибыли, которую фирма может использовать по своему усмотрению: на развитие производства, выплату дивидендов, благотворительность и пр. Как правило, предприятие оставляет часть прибыли в качестве резерва, на непредвиденные расходы, то есть имеет нераспределенную, остаточную прибыль. В РФ велика доля предприятий, имеющих убытки (табл. 35).
Табл. 35
Финансовый результат организаций в январе-мае 2006 года
Вид экономической деятельности | Прибыль, млн. рублей | Доля прибыльных организаций (% от общего числа) | Убыток, млн. рублей | Доля убыточных организаций (% от общего числа) |
Добывающая промышленность | 349 419 | 56, 5 | 11 640 | 43,5 |
Обрабатывающая промышленность | 538 956 | 62,1 | 44 768 | 37,9 |
Строительство | 21 230 | 58,1 | 11 698 | 41,9 |
Транспорт и связь | 194 134 | 51,8 | 20 828 | 48,2 |
Источник: данные Федеральной службы государственной статистики.
Для оценки эффективности работы предприятия использование только показателя прибыли недостаточно. Необходимо сопоставить прибыль c иными показателями фирмы. Рентабельность – доходность прибыльность фирмы относительно иных показателей деятельности предприятия (табл. 36).
Табл. 36
Показатели рентабельности предприятия
Показатели рентабельности предприятия | Пояснение | Формула |
Рентабельность капитала ( Rk*) | Показывает эффективность использования фондов предприятия. Рассчитывается относительно всего привлекаемого капитала, либо только относительно собственных средств | Rk* = Тπ/K x 100 |
Рентабельность оборота (Rq*) | Показывает степень выгодности реализации продукции | Rq* = Тπ/TR x 100 |
Рентабельность товара (Rt*) | Позволяет оценить степень выгодности отдельных видов продукции | Rt* = Аπ/ P x 100 Или Rt*= Аπ/ ATC x 100 |
Несмотря на значительный удельный вес убыточных предприятий, промышленность РФ сохраняет относительно стабильную рентабельность по отдельным видам производства. В первом полугодии 2006 года рентабельность продаж в черной металлургии составила 24,5%; в цветной – 46,7%; в химической промышленности – 18%; при производстве машин и оборудования – 7%; при производстве транспортных средств – 5,6% (данные министерства промышленности и энергетики РФ).
Ценовая стратегия фирмы
Особенностью рыночной экономики является то, что цены формируются объективно. Это не значит, что фирма не может повлиять на цену. В отдельных случаях, в условиях несовершенной конкуренции, фирма может управлять ценой. Виды цен в России представлены в табл. 37.
табл. 37
Виды цен в РФ
Классификация цен | Виды цен | Пояснение |
По видам благ | Цены на товары, тарифы на услуги | - |
По роли косвенного налога | На обычные товары, на подакцизные товары | В цену подакцизных товаров (например, ликероводочных изделий) включается акциз, перечисляемый производителем в бюджет |
По внешнеэкономическому регулированию | Цены на импортные товары, цены на экспортируемые товары | Импортные товары облагаются ввозными пошлинами, включаемыми в цену. Экспортируемые товары, наоборот, освобождаются от налогов (например, от налога на добавленную стоимость) в целях повышения конкурентоспособности |
Окончание табл. 37
По продавцам | Цены отпускные производителя; цены оптовой торговли; цены розничной торговли | Отличаются размером издержек на реализацию (у производителя они минимальные) |
По покупателям | Цены единые, дифференцированные | Цены либо едины для всех категорий покупателей, либо отдельные категории покупателей могут рассчитывать на скидки. Возможны наценки для ряда покупателей (например, тарифы на электроэнергию для фирм выше, чем для населения) |
По ценовой стратегии | Цена проникновения, цена вытеснения, цена «снятия сливок» и пр. | За счет ценовой стратегии фирма захватывает рынок, конкурирует с другими фирмами, получает высокую прибыль |