Тема 1. Понятие организационной диагностики
Тема 1
Раздел 1. Основы организационной диагностики
Тема 1. Понятие организационной диагностики
Изучив тему, студент должен:
Знать: что такое организационная диагностика;
какую роль организационная диагностика играет в совершенствовании системы управления;
какие особенности присущи организационной диагностике;
какие основные направления выделяют в диагностическом обследовании предприятия;
недостатки и преимущества коллективной диагностики.
Уметь: определять перечень вопросов, подлежащих диагностике.
Изучая тему, необходимо акцентировать внимание на следующих понятиях:
– организационная диагностика,
– диагностическое обследование,
– коллективная диагностика.
Проблема совершенствования управления предприятиями, их функционирования в настоящее время обусловлена переходом к современной концепции менеджмента. Переход и становление рыночной экономики требует резкого поворота к интенсификации производства, переориентации предприятий на первоочередное и полное использование качественных факторов экономического роста, что может обеспечить рациональная система менеджмента, разрешение накопившихся проблем компании.
Совершенствование деятельности компании (фирмы, предприятия) требует организации специальных исследований, при которых разрабатываются не только методы сбора и обработки информации для подготовки решений, но и способы, процедуры и правила проведения самого исследования. В качестве основы здесь применяется методология системного анализа. Исследование текущей ситуации в организации — первый шаг на пути подготовки мероприятий, направленных на повышение эффективности ее работы, и планирования изменений в структуре организации, в системе оплаты труда, в кадровой политике.
Диагностика существующего положения дел в компании, существующей системы управления, связана со сбором и обработкой информации по различным аспектам менеджмента, таким как организационная структура, управленческие кадры, методы принятия решений и пр., с рассмотрением всех внешних и внутренних связей и процессов компании.
Диагностика является одним из способов распознания и предвидения проблем в организации. Представляет собой комплекс методов, разных способов и приемов изучения и выявления проблем организации, получения четкого представления о нынешним состоянии.
Организационная диагностика рассматривается как исследовательская деятельность, направленная на установление, анализ и оценку проблем развития и повышения эффективности системы менеджмента организации и выявление главных направлений их решений. Диагностика является первым этапом процесса совершенствования управления, в результате которого определяются и формулируются задачи, подлежащие выполнению в ходе разработки и реализации комплекса конкретных мероприятий.
Цель диагностики – формирование общего представления о предприятии и определение направлений углубленных исследований. Методика анализа ориентируется на выявление проблем и узких мест в системе управления. Диагностика дает установление зависимостей между проблемами дает ответ на вопрос: "С чего начать решение проблем?". На основе диагностики консультант дает собственные рекомендации, оказывает методическую помощь сотрудникам организации в решении проблем в виде групповой работы, деловой игры или аналитического семинара.
Время от времени любые организации, даже наиболее успешные, вынуждены приостанавливать свой бег, чтобы взглянуть на себя со стороны, оценить сложившуюся ситуацию, осмыслить собственный опыт и ответить на ряд важных вопросов:
- Что представляет собой организация сегодня?
- Чего достигли, чего - нет?
- Какие накопились противоречия и трудности?
- Почему их не удается в полной мере преодолеть?
- Что нужно изменить для того, чтобы эти проблемы и трудности преодолевались легче и быстрее?
Чтобы ответить на эти вопросы и дать новый импульс развитию компании, в организации проводится комплекс работ под общим названием "ОРГАНИЗАЦИОННАЯ ДИАГНОСТИКА". Организационная диагностика - это своеобразный аудит существующей системы управления фирмой, это исследование, которое проводится с целью получения новой ценной информации о состоянии организации, выявления ее проблем и взаимосвязей между ними. Организационная диагностика дает представление о сильных и слабых сторонах организации, ее ресурсах, потенциальных возможностях, показывает, какие элементы системы управления игнорируются, упускаются или недооцениваются. Кроме того, диагностика организации - это чрезвычайно полезная работа для развития управленческого мышления и повышения управленческой квалификации самих менеджеров компании. Это ценнейший ресурс, который нуждается в постоянной "подпитке" и непрерывном развитии.
Организационная диагностика проводится в несколько этапов с помощью специальных методов. Первый этап - это самодиагностика организации. Кроме самодиагностики для получения необходимой информации проводятся диагностические интервью, диагностическое наблюдение и анализ управленческих решений.
Своеобразие диагностики состоит в том, что, с одной стороны, уже в начале исследования она позволяет обнаружить проблемы и выбрать основные направления целесообразных углубленных обследований, наметить меры по совершенствованию управления и соответствующую программу действий; с другой стороны, по завершении всего комплекса исследований можно проверить выдвинутую на начальном этапе диагностическую гипотезу, сформировать окончательное мнение об имеющихся проблемах в области менеджмента и конкретизировать пути их решения с учетом особенностей данной организации и ее внешней среды.
Для этого следует получить достаточный объем информации о резервах и возможностях развития фирмы.
Наиболее важная информация может быть получена при обследовании либо производственного процесса (если речь идет о производственном промышленном предприятии), либо делового процесса функционирования компании: так, недостатки могут быть выявлены в виде отклонений от заданного качества, нарушений ритмичности и пр. При этом выделяются наиболее существенные факторы или узкие места системы управления и оценивается их влияние на конечный результат и главную цель предприятия. Исследуются различные документальные источники, внешняя среда, затем проводится анкетирование и интервьюирование персонала.
На практике используется и такой подход, при котором первоначально организуется коллективная диагностика в форме учебы руководителей предприятия, в ходе которой фиксируются основные проблемы в системе менеджмента, далее исследуются другие источники информации и после этого проводится серия интервью с работниками, тесно связанными с выявленными проблемами. Перечень вопросов, необходимых для диагностики, вытекает из сущности выявленных проблем, внутренних и внешних причин их возникновения.
Задачи, которые решаются в ходе организационной диагностики:
1. определение функциональных проблем с точки зрения самого персонала (налаживание коммуникаций между топ-менеджментом и исполнительским звеном компании);
2. определение реальной подчиненности (формальное и неформальное лидерство в компании);
3. определение противоречий на уровне должностных обязанностей/функционала сотрудников с точки зрения самих сотрудников и непосредственного руководства;
4. определение точек внутреннего напряжения, межличностных конфликтов, которые в итоге выливаются в производственные конфликты и отсутствие результатов работы.
В следующем разделе приведены основные источники и пути получения фактических данных для проведения диагностических исследований.
Контрольные вопросы к разделу 1:
1. Дайте определение понятия «организационная диагностика».
2. В чем состоит особенность организационной диагностики?
3. Как Вы считаете: диагностирование производственных промышленных предприятий и предприятий сферы услуг может осуществляться одними и теми же методами диагностики?
4. Какими могут быть проблемы в зависимости от причин их возникновения? Приведите примеры каждого из видов проблем.
5. В чем состоит суть коллективной диагностики?