Одержание разделов дисциплин. Раздел 1 Понятийный аппарат маркетинга.(7)
Раздел 1 Понятийный аппарат маркетинга.(7)
Лекция 1.Введение, предмет и задачи дисциплины (2 час)
Предмет и задачи дисциплины. Ее структура и взаимосвязь с другими дисциплинами. Маркетинг, как наука, философия бизнеса и вид деятельности на предприятии.
Самостоятельное изучение: Роль маркетинга в экономическом развитии страны.
Лекция 2.Основные понятия маркетинга. Эволюция концепций маркетинга (5 часов)
Понятие о маркетинге. Основные этапы развития маркетинга. Концепция маркетинга и ее эволюция. Современное представление о маркетинге. Понятие внутренней и внешней среды маркетинга. Основные цели маркетинговой деятельности. Принципы маркетинга. Функции маркетинга и их сущность, роль основных функций маркетинга в деятельности предприятия.
Самостоятельное изучение Маркетинг на внутреннем рынке. Маркетинг на внешнем рынке. Особенности реализации основных функций маркетинга на предприятиях.
Раздел 2 Управление маркетингом на предприятии (7)
Лекция 3.Маркетинг – менеджмент (5 часов).
Понятие, задачи и основные элементы маркетинга – менеджмента. Процесс маркетинга – менеджмента и основные направления управленческих воздействий. Стратегия и тактика маркетинга – менеджмента
Цикл и функции управления маркетингом на предприятии. Стратегическое и тактическое планирование маркетинга. Программа маркетинга как инструмент рыночной деятельности предприятия. Анализ, контроль и регулирование маркетинговой деятельности предприятия. Контроль в маркетинге, объекты и виды контроля. Бюджет маркетинга.
Информационное обеспечение маркетинга на предприятии. Классификация и требования к маркетинговой информации. Структура и содержание маркетинговой информационной системы (МИС) предприятия.
Самостоятельное изучение. Структура маркетинга – микса, основные инструменты субмиксов маркетинга – товарного макиса, договорного микса, коммуникабивного микса, распределительного микса. Автоматизированные базы данных (АБД), базы знаний и экспертные системы в маркетинговой деятельности. Прикладной программный продукт «Касатка».
Лекция 4. Организация и управление маркетингом на предприятии (2 часа)
Организационные структуры предприятий со сбытовой и маркетинговой ориентацией. Факторы, определяющие организационную структуру предприятий, работающих на принципах маркетинга. Организация маркетинговой службы по функциональному, товарному, рыночному, географическому и матричному принципам. Преимущества и недостатки применяемых структур. Состав подразделений и основные направления деятельности маркетинговой службы предприятия.
Самостоятельное изучение. Функции подразделений службы маркетинга и специалистов по маркетингу. Должностная инструкция маркетолога.
Раздел 3 Разработка комплекса маркетинга(30)
Лекция 5 Маркетинговые исследования (7 часов)
Понятие о рынке классификация рынков. Емкость товарных рынков. Понятие и направления маркетинговых исследований. Цели и содержание исследования рынка. Процесс маркетинговых исследований, методы исследований и их информационное обеспечение. «Кабинетные» и «полевые» исследования рынка. Сбор и анализ вторичных и первичных данных.
Сегментация рынка, ее сущность, принцип и цели рыночной сегментации. Признаки и критерии сегментации рынка. Особенности сегментации рынков товаров индивидуального потребления и производственного назначения. Анализ рыночных возможностей предприятия и выбор целевого рынка.
Самостоятельное изучение. Методы анализа и прогнозирования рынка. Исследование поведения потребителей. Анализ сильных и слабых сторон предприятия (SWOT-анализ).
Лекция 6 Товар в маркетинговой деятельности (7 часов)
Понятие о товаре как объекте маркетинга. Товар как средство удовлетворения потребностей. Классификация товаров. «Жизненный» и «рыночный» циклы товара. Содержание маркетинговых мероприятий на различных стадиях «жизненного» цикла товара.
Конкурентоспособность товара. Основные показатели и методы оценки конкурентоспособности товара. Товары рыночной новизны.
Товарная политика предприятия. Формирование ассортиментной политики предприятия. Планирование разработки и производства новой продукции. Товарные марки, правовая защита. Установка товара, маркетинговые функции упаковки и решения об упаковке товара на предприятии.
Позиционирование товара на рынке
Самостоятельное изучение Товарные линии. Базовые стратегии конкуренции.
Лекция 7 Цены и ценовая стратегия (4 часа)
Сущность и цели ценовой политики предприятия. Факторы, влияющие на уровень цен и ценовую политику предприятия. Виды цен. Порядок ценообразования и методы определения цен.
Формирование ценовой политики. Виды ценовых стратегий. Ценовая политика на различных стадиях «жизненного» цикла товара. Ценовая линия. Скидки в ценообразовании.
Самостоятельное изучение Функции цены в рыночной экономике. Информация, необходимая для принятия решения по ценам.
Лекция 8 Реализация товара (6 часов)
Цели и основные элементы системы реализации товара. Каналы распределения, их назначение, виды уровни и функции. Прямой маркетинг. Виды и роль посредников в распределении продукции. Оптовая и розничная торговля. Торговые агенты.
Товародвижение. Организация, планирование и эффективность системы товародвижения. Стимулирование сбыта продукции. Виды и формы сервиса.
Самостоятельное изучение Маркетинг - логистика
Лекция 9 Маркетинговые коммуникации (6 часов)
Комплекс маркетинговых коммуникаций. Процесс маркетинговых коммуникаций. Структура и характеристика элементов комплекса маркетинговых коммуникаций.
Реклама. Ее сущность и задачи. Виды и средства рекламы. Планирование рекламной компании. Бюджет и эффективность рекламы.
Связи с общественностью. Цели и основные мероприятия в области связей с общественностью.
Роль и цели стимулирования сбыта. Основные мероприятия и разработка плана стимулирования сбыта. Стимулирование торговых посредников, продавцов и конечных потребителей.
Персональные (личные) продажи.
Выставки и ярмарки. Планирование участия в выставках и ярмарках.
Самостоятельное изучение. Мультимедиатехнология в маркетинге. Особенности использования электронного обмена информацией (ЭОИ) и система Интернет в коммуникационной политике предприятия.
Раздел 3. Особенности маркетинга, связанные с современным этапом развития мировой экономики (10)
Лекция 10 Международный маркетинг (3 часа)
Сущность и среда международного маркетинга. Особенности организации маркетинговых исследований в международном маркетинге. Стратегия и тактика проникновения на международные рынки.
Самостоятельное изучение. Продвижение продукции на международные рынки.
Лекция 11. Интернет-маркетинг(7 часов)
Направления развития информационных технологий, оказавших наибольшее влияние на появление и рост электронного бизнеса.
Электронный бизнес и электронная коммерция. Их масштабы и перспективы развития. Особенности и отличия Интернет-маркетинга от традиционного маркетинга.
абораторный практикум
(не предусмотрен).