Требования к уровню освоения содержания дисциплины.
(требования к знаниям, умениям и навыкам, приобретенным в результате изучения дисциплины).
В результате изучения курса студент должен:
- иметь представление об альтернативных экономических концепциях, что позволяет разрешить проблему выбора между конкурирующими теориями;
- иметь навыки аккумуляции, анализа, первичной теоретической обработки разнообразной экономической информации;
- уметь разграничивать в процессе познания истинного и ложного, прогрессивного и реакционного, преходящего и непреходящего и т.д.
- овладеть в должной мере понятийным аппаратом и аналитическим инструментарием современной экономической науки.
- уметь показать процесс формирования основных понятий и категорий экономической теории;
- выделять узловые моменты в экономических концепциях;
- выделять и анализировать противоречия в экономических взглядах ученых-представителей различных школ;
- выработать свою позицию по отношению к рассматриваемым теориям.
В целом изучение программного материала должно способствовать формированию у студентов экономического мышления.
Формы контроля
Предусматриваются следующие формы контроля:
1. Текущий контроль:
- устный опрос на семинарских занятиях;
- решение практических и ситуационных задач на семинарских занятиях;
- выполнение самостоятельных домашних заданий.
Задания могут быть как теоретическими, касающимися отдельных актуальных вопросов развития экономики, так и практическими.
2. Промежуточный контроль - проведение контрольных работ и/или тестирование. Рекомендуется включать в контрольные работы практические задачи. Проведение деловых игр.
3. Итоговый контроль - проведение экзамена по окончании изучения дисциплины.
В соответствие с учебным планом предусмотрена контрольная работа.
Требования к минимуму содержания программы.
(требования к знаниям, умениям и навыкам, приобретенным в результате изучения дисциплины).
Согласно государственному образовательному стандарту высшего профессионального образования предъявляются следующие требования к обязательному минимуму содержания программы по экономической теории для подготовки экономистов по специальности «Мировая экономика» и «Экономика и управление на предприятии».
Количество и содержание тем курса соответствует требованиям ГОСа, предусматривающего изучение таких основных вопросов, как особенности экономических воззрений в традиционных обществах (отношение к собственности, труду, богатству, деньгам, ссудному проценту), систематизация экономических знаний, первые теоретические системы (меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия, марксизм). Формирование и эволюция современной экономической мысли: маржиналистская революция, австрийская школа, неоклассическое направление, кейнсианство, монетаризм, институционализм. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли: особенности развития экономической науки в России, научный вклад М.И. Туган-Барановского в понимание экономических циклов, А.В. Чаянова в изучении крестьянского хозяйства и Н.Д. Кондратьева в понимание экономической динамики; традиции экономико-математической школы в России и СССР (В.К. Дмитриев, Е.Е. Слуцкий, Г.А. Фельдман, В.В. Новожилов, Л.В. Канторович).
Тематический расчет часов
№ п/п | Наименование тем | Дневное | Заочное | ||||
Лек-ции | Семинары | Сам. раб | Лек-ции | Семинары | Сам. раб | ||
1. | Введение. Историко-экономическое знание как основа теоретического уровня экономического мышления | ||||||
1. | Экономические учения эпохи дорыночной экономики. Экономическая мысль Древнего Востока и античного мира | ||||||
2. | Меркантилизм | ||||||
3. | Экономические учения и концепции эпохи нерегулируемой рыночной экономики. Зарождение классической политической экономии. | ||||||
4. | Экономическая теория физиократов. Сущность воспроизводства в “экономической таблице” Ф.Кенэ (1694-1774) | ||||||
5. | Экономическая система А.Смита (1723-1790) | ||||||
Экономическая система Д.Рикардо (1772-1823) | |||||||
7. | Основные направления западной экономической мысли (XVIII - середина XIX веков) | ||||||
8. | Экономическая теория Карла Маркса (1818 - 1883) | ||||||
9. | Возникновение маржинализма. Первые концепции неоклассического направления. | ||||||
10. | Неоклассицизм | ||||||
11. | Российская экономическая мысль 1920-1930-х гг. | ||||||
12. | Экономические концепции эпохи регулируемой рыночной экономики. Экономическая система Джона Мейнарда Кейнса (1883 - 1946) | ||||||
13. | Основные направления современного этапа развития экономической мысли: институционализм и неолиберализм. | ||||||
14. | Современный этап развития экономической мысли: монетаризм, ТРО и теория экономики предложения | ||||||
ВСЕГО ЧАСОВ |
Содержание учебной дисциплины «история экономических учений».
Тема 1. Введение. Историко-экономическое знание как основа теоретического уровня экономического мышления.
Предмет истории экономических учений - исторический процесс возникновения, развития и смены экономических идей и концепций, представленных в теориях отдельных экономистов, в теоретических школах, течениях и направлениях.
Место и роль принципов историчности и системного анализа в историко-экономической науке. Аргументы неприятия в методологии исследования и структуре курса постулатов об антагонизме классового общества, о каузальной зависимости категорий «базис» и «надстройка» в системе общественных отношений.
Структура курса: от эпохи дорыночных отношений до регулируемой государством рыночной экономики.
Учебная и научная литература курса.