Понятие лицензии и порядок лицензирования отдельных видов предпринимательской деятельности.
Лицензия – специальное разрешение на право осуществления ХС конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью (ст. 3 Закона о лицензировании).
По общему правилу лицензия действует бессрочно. В то же время, федеральными законами, регулирующими оказание услуг связи, частную детективную и охранную деятельность, образовательную деятельность, может быть установлен иной срок действия лицензии. Например, лицензия на право осуществления образовательной деятельности составляет не более 6 лет; частной детективной и охранной деятельности – 5 лет.
Юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, получившие лицензию, вправе осуществлять деятельность, на которую представлена лицензия, на всей территории РФ. Деятельность, на осуществление которой лицензия предоставлена лицензирующим органом субъекта РФ, может осуществляться на территориях других субъектов РФ при условии уведомления лицензиатом лицензирующих органов соответствующих субъектов РФ в порядке, установленном Правительством РФ.
Лицензирование осуществляют лицензирующие органы – это уполномоченные федеральные органы исполнительной власти и (или) их территориальные органы, в случае передачи осуществления полномочий РФ в области лицензирования органам государственной власти субъектов РФ, – органы исполнительной власти субъектов РФ, осуществляющие лицензирование. Перечень лицензирующих органов определен постановлением Правительства РФ «Об организации лицензирования отдельных видов деятельности» от 21 ноября 2011 г. № 957. В него входят, например, ФСБ России, ФНС России, Минпромторг России, Ространснадзор, Ростехнадзор, МЧС России, Рослесхоз, Росздравнадзор, Роспотребнадзор.
В зависимости от уровня публичной власти выделяют следующие виды лицензирующих органов:
– федеральные органы исполнительной власти;
– органы исполнительной власти субъектов РФ. Данным органам полномочия РФ в области лицензирования отдельных видов деятельности могут быть переданы в случаях, предусмотренных федеральными законами. Примером передачи полномочий по лицензированию с федерального уровня на уровень субъектов РФ может служить медицинская деятельность (см. ст. 15 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации»);
– органы местного самоуправления. Исполнение функций по лицензированию на уровне органов местного самоуправления предусмотрено специальным лицензионным законодательством. Например, о возможности наделения органов местного самоуправления полномочиями по лицензированию розничной продажи алкогольной продукции говорится в ст. 7 и п. 10 ст. 18 Федерального закона «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ.
Институт лицензирования предусматривает определенную систему правовых средств для достижения своих целей и задач («предотвращение ущерба», «предупреждение, выявление и пресечение нарушений»), элементами которой являются: лицензионные требования осуществления отдельных видов деятельности; предварительный и последующий лицензионный контроль; приостановление действия лицензии и аннулирование лицензии; система санкций за осуществление деятельности без лицензии и с нарушением лицензионных требований.
Лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством РФ. Они включают в себя требования к созданию и деятельности ХС в соответствующих сферах деятельности.
В перечень лицензионных требований могут быть включены следующие требования:
1) наличие у соискателя лицензии и лицензиата помещений, зданий, сооружений и иных объектов по месту осуществления лицензируемого вида деятельности, технических средств, оборудования и технической документации, принадлежащих им на праве собственности или ином законном основании, соответствующих установленным требованиям и необходимых для выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности;
2) наличие у соискателя лицензии и лицензиата работников, заключивших с ними трудовые договоры, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и (или) имеющих стаж работы, необходимый для осуществления лицензируемого вида деятельности;
3) наличие у соискателя лицензии и лицензиата необходимой для осуществления лицензируемого вида деятельности системы производственного контроля;
4) соответствие соискателя лицензии и лицензиата требованиям, установленным федеральными законами и касающимся организационно-правовой формы юридического лица, размера уставного капитала, отсутствия задолженности по обязательствам перед третьими лицами и др. (ст. 8 Закона о лицензировании).
Лицензирование выступает в качестве допуска лицензиата в производственный или хозяйственный оборот. Однако деятельность ХС должна соответствовать предъявляемым лицензионным требованиям и условиям не только на «входе» в данный оборот, но и в дальнейшем, т.е. в процессе осуществления лицензируемой деятельности. В указанных целях законодатель предусматривает предварительный и последующий лицензионный контроль.
Предварительный лицензионный контроль осуществляется на стадии подачи соискателем лицензии в лицензирующий орган заявления о выдаче лицензии, в котором указываются: наименование юридического лица, его организационно-правовая форма (ФИО индивидуального предпринимателя), адрес его места нахождения и мест осуществления лицензируемого вида деятельности, государственный регистрационный номер записи о создании юридического лица (регистрации индивидуального предпринимателя) и др.
Лицензирующий орган принимает решение о предоставлении или об отказе в предоставлении лицензии в срок, не превышающий 45 рабочих дней со дня получения заявления. Соответствующее решение оформляется приказом (распоряжением).
Закон о лицензировании содержит исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче лицензии:
1) наличие в представленных соискателем лицензии заявлении о предоставлении лицензии и (или) прилагаемых к нему документах недостоверной или искаженной информации; 2) установленное в ходе проверки несоответствие соискателя лицензии лицензионным требованиям; 3) представление соискателем лицензии заявления о предоставлении лицензии на деятельность по изготовлению экземпляров аудиовизуальных произведений, программ для электронных вычислительных машин, баз данных и фонограмм на любых видах носителей, если в отношении соискателя лицензии имеется решение об аннулировании ранее выданной лицензии на такой вид деятельности.