Исходные данные для решения задачи 2

Показатель Вариант
λ 1,37 1,62 1,42 1,83 1,75 1,55 1,4 1,65 1,7 1,3
Исходные данные для решения задачи 2 - student2.ru об 2,3 2,5 1,5 1,7 1,2 2,6 2,5

Указание.Прежде чем использовать формулы предельных вероятностей, необходимо быть уверенным в их существовании, ведь в случае, когда время t → Исходные данные для решения задачи 2 - student2.ru , очередь может неограниченно возрастать. Доказано, что если ρ < 1, т. е. среднее число приходящих заявок меньше среднего числа обслуженных заявок (в единицу времени), то предельные вероятности существуют. Если ρ ≥ 1, очередь растет до бесконечности. Очередь не будет возрастать до бесконечности при условии ρ /n < 1, т. е. при n > ρ.

Решение. n > 1, m = Исходные данные для решения задачи 2 - student2.ru , т. е. имеем многоканальную систему с неограниченной очередью. По условию λ = 1,35 (1/мин). Показатель нагрузки системы определяется по формуле (4.2): ρ = 1,35∙2 = 2,7.

Очередь не будет возрастать до бесконечности при условии ρ / n < 1, т. е. при n > ρ = 2,7. Таким образом, минимальное количество контролеров-кассиров nmin = 3.

Найдем характеристики обслуживания СМО при nmin = 3.

Вероятность того, что в узле расчета отсутствуют покупатели, определяется по формуле

Исходные данные для решения задачи 2 - student2.ru , (4.8)

р0 = (1 + 2,7 + 2,72/2! + 2,73/3! + 2,74/3! ∙ (3 – 2,7))–1 = 0,025, т. е. в среднем 2,5 % времени контролеры-кассиры будут простаивать.

Вероятность того, что в узле расчета будет очередь, определяется по формуле

Исходные данные для решения задачи 2 - student2.ru , (4.9)

Роч = (2,74/3!(3 – 2,7)) ∙ 0,025 = 0,735.

Среднее число покупателей, находящихся в очереди, определяется по формуле

Исходные данные для решения задачи 2 - student2.ru , (4.10)

Исходные данные для решения задачи 2 - student2.ru оч = (2,74/3 ∙ 3!(1 – 2,7/3)2) ∙ 0,025 = 7,35.

Среднее время ожидания в очереди определяется по формуле

Исходные данные для решения задачи 2 - student2.ru , (4.11)

Исходные данные для решения задачи 2 - student2.ru оч = 7,35/1,35 = 5,44 мин.

Среднее число покупателей в узле расчета определяется по формуле

Исходные данные для решения задачи 2 - student2.ru , (4.12)

Исходные данные для решения задачи 2 - student2.ru сист = 7,35 + 2,7 = 10,05.

Среднее время нахождения покупателей в узле расчета определяется по формуле

Исходные данные для решения задачи 2 - student2.ru , (4.13)

Исходные данные для решения задачи 2 - student2.ru сис = 10,05/1,35 = 7,44 мин.

Среднее число контролеров-кассиров, занятых обслуживанием покупателей, определяется по формуле

Исходные данные для решения задачи 2 - student2.ru , (4.14)

Исходные данные для решения задачи 2 - student2.ru = 2,7.

Коэффициент (доля) занятых обслуживанием контролеров-кассиров

Исходные данные для решения задачи 2 - student2.ru = ρ/n = 2,7/3 = 0,9.

Абсолютная пропускная способность узла расчета А = 1,35 (1/мин), или 81 (1/ч), т. е. 81 покупатель в час.

Вывод.Анализ характеристик обслуживания свидетельствует о значительной перегрузке узла расчета при наличии трех кассиров.

Задача 3.На грузовой станции имеется два выгрузочных фронта. Интенсивность подхода составов под выгрузку составляет 0,4 состава в сутки. Среднее время разгрузки одного состава – 2 суток. Приходящий поезд отправляется на другую станцию, если в очереди на разгрузку стоят более трёх составов. Оценить эффективность работы выгрузочных фронтов грузовой станции: вероятность, что выгрузочные фронты свободны, вероятность, что состав останется без разгрузки, относительную пропускную способность, абсолютную пропускную способность, среднее число поездов, ожидающих разгрузки, среднее число заявок в системе, среднее время пребывания заявки в очереди, среднее время пребывания заявки в системе (табл. 4.4).

Таблица 4.4

Наши рекомендации