Каков жизненный цикл создания, развития и эксплуатации ИС?
Жизнеᶤнный цикл информационных систеᶤм. В основеᶤ деᶤятеᶤльности по созданию и использованию ИС леᶤжит понятиеᶤ жизнеᶤнного цикла ИС.
Жизнеᶤнным циклом ИС называют стадии и этапы, которыеᶤ проходит ИС от момеᶤнта принятия реᶤшеᶤния о создании ИС до момеᶤнта преᶤкращеᶤния функционирования ИС. По сути, жизнеᶤнный цикл являеᶤтся модеᶤлью создания и использования ИС.
Традиционно выдеᶤляются слеᶤдующиеᶤ основныеᶤ этапы жизнеᶤнного цикла ИС:
1) предпроектный;
2) проектирование логическое и техническое;
3) проектирование рабочее (физическое);
4) внедрение;
5) эксплуатацию;
6) изъятие.
Предпроектный этап включает в себя исследование и анализ системы управления компанией, выявляющие имеющихся информационных потребителей. Целью данного этапа является формирование требований к ИС, корректно и точно отражающих цели и задачи организации-заказчика.
Проектирование логическое и техническое – это разработка в соответствии со сформулированными требованиями и выявленными информационными потребностями системной и функциональной архитектуры ЭИС.
Проектирование рабочее (физическое) включает создание и настройку программ, наполнение баз данных, создание рабочих инструкций для персонала. Проектирование заканчивается созданием рабочего проекта.
Эксплуатация ЭИС – ее использование в реальных условиях. В ходе эксплуатации также осуществляется сопровождение, анализ работы системы, исправление ошибок и недоработок, оформление требований и разработка планов по модернизации и расширению системы.
Изъятием ЭИС из эксплуатации называется полное изъятие ЭИС из эксплуатации или существенная модернизация, позволяющая говорить о создании принципиально новой информационной системы.
Практическое задание
Вариант 12
Задание:
1. Реализуйте следующую таблицу средствами СУБД Access (приведите структуру таблицы):
Код цеха | Код изделия | Количество изготовленных изделий | Тариф на изготовление изделия |
5,00 | |||
3,00 | |||
2,00 | |||
4,00 | |||
7,00 | |||
5,00 |
2. Получите отчет следующего вида:
Код цеха | Код изделия | Стоимость изготовления |
Приведите отчет в режиме конструктора и в режиме просмотра.
3. Установите логические операции, которые следует выполнить, и получите отчет следующего содержания:
Код цеха | Код изделия | Количество изготовленных изделий |
Итого по коду изделия | ||
Итого по цеху |
Приведите отчет в режиме конструктора и в режиме просмотра.
Решение:
Создаем таблицу «Готовые изделия» в MS Access (рис.5):
Рис 5. Таблица «Готовые изделия» в режиме конструктор MS Access
Характеристики полей таблицы «Готовые изделия»
Имя поля | Тип данных | Свойства поля |
Код цеха | числовой | Реквизит-признак |
Размер поля Длинное целое | ||
Обязательное поле Да | ||
Индексированное поле Да (Совпадения допускаются) | ||
Код изделия | Числовой | Реквизит-признак |
Размер поля Длинное целое | ||
Обязательное поле Да | ||
Индексированное поле Да (Совпадения не допускаются) | ||
Количество изготовленных изделий | Числовой | Реквизит-основание |
Размер поля 255 | ||
Обязательное поле Да | ||
Тариф на изготовление изделий | Текстовый | Реквизит-основание |
Размер поля Двойное с плавающей точкой, Формат поля Фиксированный | ||
Обязательное поле Да | ||
Стоимость изготовления | Вычисляемый | Реквизит-основание |
Выражение [Количество изготовленных изделий]*[Тариф на изготовление изделий] | ||
Формат поля Денежный | ||
Обязательное поле Да |
Поле Стоимость изготовления имеет тип данных Вычисляемый, выражение создается с помощью Построителя выражений MS Access (рис 6).
Рис 6. Построитель выражения для поля Стоимость изготовления
Таблица «Готовые изделия» в режиме таблицы (рис 7.)
Рис.7 Таблица Готовые изделия в режиме Таблица
Создаем отчет Готовые изделия с помощью мастера отчетов, выбираем поля Код цеха, Код изделия и Стоимость изготовления (рис 8.)
Рис.8 Создание отчета с помощью Мастера отчетов
Отчет в режиме просмотра (рис. 9)
Рис.9 Отчет в режиме просмотра
Отчет в режиме конструктора (рис. 10)
Рис.10 Отчет в режиме конструктора
Создание отчета Количество изготовленных изделий (рис 11):
Рис.11 Выбор полей для отчета
Добавляем уровни группировки (рис. 12):
Рис.12 Добавления уровней группировки
Нажимаем кнопку Итоги и указываем итоговые значения (рис.13):
Рис.13 Итоговые значения
Выбираем макет отчета (рис.14)
Рис.14 Выбор макета
Получаем отчет Готовые изделия (рис.15)
Рис.15 Отчет в режиме конструктор
Настраиваем отчет и открываем в режиме просмотра (рис.16)
Рис.16 Отчет в режиме просмотра
Библиографический список
1. Пецевич В. С., Пецевич Г. А. Практикум по дисциплине «Информационные системы в экономике». Учебное пособие. ОмГАУ, 2015
2. Трофимов В. В. Информационные системы и технологии в экономике и управлении. Учебник для бакалавров Юрайт, 2011.
3. http://support.office.microsoft.com/ru-ru/article/Основные сведения об отчетах в Access
4. http://www.lessons-tva.info/edu/e-inf2/m2t4_6.html. Создание отчетов в Access