Государственное регулирование рынка (экономики).

Государственное регулирование рынка — это деятельность госу­дарственных органов по выполнению следующих двух основных функций:

1) обеспечение нормальных условий работы рыночного механизма;

2) воздействие на экономику в областях, где рыночные механизмы несостоятельны. Государственное вмешательство в функционирование рыночной экономики реализуется через государственное регулирование экономики.

Государственное регулирование экономики — это воздействие го­сударства на деятельность хозяйствующих субъектов и рыночную конъюнктуру в целях обеспечения нормальных условий функциониро­вания рыночного механизма. По объекту воздействия государствен­ное регулирование экономики включает регулирование ресурсов, производства и финансов. Оно реализуется путем проведения эко­номической политики. Экономическая политика — система мер, совокупность действий по управлению экономикой, включающая определенный набор элементов, основными из которых являются:

• антициклическая политика;

• отраслевая политика;

• антимонопольная политика;

• организация денежной системы;

• социальная защищенность населения;

• удовлетворение спроса на услуги и товары коллективного пользования;

• борьба с безработицей и др.

Наиболее общая функция государства в процессе регулирова­ния экономики — обеспечение условий для смягчения воздействия на экономику механизма циклического развития. С этой целью государство проводит антициклическую политику, включающую комплекс законодательных актов, административных мер воздейст­вия на спрос и предложение населения и субъектов хозяйственной деятельности для вывода экономики из кризисного состояния, а также сдерживание стадии экономического бума. Базой реализа­ции антициклической политики является государственный бюджет.

Монополией государства является организация денежного обра­щения. Изменяя количество денег, обращающихся на националь­ном рынке, государство влияет на условия функционирования денежной системы. Важная роль в данном вопросе отводится Банку России, который располагает обширным набором инструментов (учетные ставки, операции с ценными бумагами, резервы, админи­стративные ограничения) для активного воздействия на состояние денежного рынка.

Государство, выступающее гарантом прав человека, призвано заботиться о социальной защищенности населения, временно испы­тывающего экономические затруднения, и обездоленных слоев общества. Основной инструмент обеспечения финансирования этого процесса — налоговое законодательство. Государством со­зданы специальные органы, такие, как налоговая инспекция, Фонд социального страхования, Комитет по социальной политике и др.

Рыночные механизмы не реализуют автоматически право на труд для каждого члена общества. Поэтому борьба с безработицей воз­ложена на государство. Государство должно регулировать рынок труда в целях поддержания определенного уровня занятости, матери­ального обеспечения людей, утративших рабочие места. Решающую роль здесь играет трудовое законодательство и контролирующие 1-го исполнение государственные организации. Кроме того, эле­ментами экономической политики являются отраслевая и анти­монопольная политика.

Государство играет главенствующую роль в удовлетворении спроса по услуги и товары коллективного пользования: национальную обо­рону, государственное управление, единую энергетическую систему, национальные сети коммуникаций, охрану общественного по­рядка, вакцинацию и т. д. Кроме того, оно поддерживает те области человеческой деятельности, которые не могут в полном объеме функционировать на коммерческой основе (наука, образование, культура, здравоохранение и т. д.).

Обеспечивая нормальное функционирование национальных рынков, государство проводит соответствующую внешнеторговую политику, контроль за международной миграцией капитала и рабочей силы, воздействует на валютные курсы, управляет платежными балансами и т.д.

Система рыночных отношений предъявляет к государствен­ному регулированию ряд требований. Первоочередным является недопустимость любых действий государства, деформирующих или разрывающих внутренние взаимосвязи элементов рынка. Следует избегать установления административного контроля со стороны государства над ценами и натурального распределения имеющихся ресурсов, так как эти действия наносят удар по центральным звеньям рыночного механизма — ценам, спросу, предложению. Экономи­ческие стимуляторы, применяемые государством, не должны ос­лаблять или подменять собой рыночные стимулы.

Для регулирования экономики государство использует как эко­номические, так и административные методы. Существуют области, где применение административных методов эффективно и не противоречит рыночному механизму. Например, оправданы жесткий государственный контроль за монопольными рынками, контроль за экологической безопасностью, поддержание минимальных пара­метров благосостояния населения (гарантированного минимума заработной платы, пособий по безработице и др.), защита нацио­нальных интересов в системе мирового хозяйства (лицензирование экспорта и др.),

Отметим тесную взаимосвязь экономических и административ­ных методов государственного регулирования рынка, ибо любой экономический регулятор несет в себе элементы администрирова­ния, в то же время в каждом административном регуляторе есть экономическая составляющая. Важнейшим фактором обеспечения эффективности государственного регулирования рыночных отноше­ний следует считать рациональное сочетание в интересах развития национальной экономики экономических и административных методов воздействия на рынок.

Наши рекомендации