Конституционные права жителей в области самоуправления.
Конституция РФ 1993 года четко определяет границы и сущность самоуправления жителей:
Статья 12:
В РФ признается и гарантируется местное самоуправление. Местное самоуправление в пределах своих полномочий самостоятельно. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти.
Статья 130:
1. Местное самоуправление в РФ обеспечивает самостоятельное решение вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.
2. Местное самоуправление осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Статья 131:
1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских и других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.
2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.
Статья 132:
1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.
2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.
Статья 40:
Каждый имеет право на жилье. Никто не может быть лишен жилища.
Статья 42:
Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Статья 15:
Конституция РФ имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории РФ. Законы и иные правовые акты, принимаемые в РФ, не должны противоречить Конституции РФ.
Статья 2:
Человек его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность государства.
Статья 3:
1. Носители суверенитета и единственным источником власти в РФ является ее многонациональный народ.
2. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления.
3. Высшим непосредственным выражением власти народа является референдум и свободные выборы.
4. Никто не может присваивать власть в РФ. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуется по федеральному закону.
Приведенный перечень действующей Конституции РФ создает правовую основу и безусловную основу для решения проблем самоуправления, в том числе в сфере ЖКХ.
Каков правовой акцент этих статей?
· Высшая власть принадлежит народу. И он, и только он непосредственно
путем прямого волеизъявления может решать свою судьбу и , в том
числе, вопросы общенародного значения.
· Самоуправление является основой государственной и социальной
стабильности и является фундаментальным понятием управления в
целом.
· Конституции РФ, как основной закон должен свято выполняться всей
властью и народом в целом. Все остальные законы и подзаконные акты,
изданные на любом уровне, не могут противоречить Конституции РФ и
не подлежат исполнению в той части, в которой противоречат
Конституции. Конституции РФ имеет прямое действие и все иные её
толкования фактически являются её умышленным нарушением.
Это право, а каково правоприменение?
Еще во времена Салтыкова-Щедрина говорили: “Законы святы, да применяют их лихие супостаты”.
О том, каково правоприменение в области самоуправления в нашей стране – особый интересный разговор. Мы сосредоточим свое внимание на правоприменении самоуправления на примере ЖКХ.
Варианты самоуправления жильем,
предлагаемые исполнительной властью
Вариант первый. Истинное самоуправление.
Допускается, что в многоквартирном доме, инициативная группа жителей возьмет на себя все вопросы сложным комплексом проблем от содержания до обслуживания здания.
Выше уже дали оценку этому провокационному варианту. Предлагая этот вариант исполнительная власть убеждена в безысходности его, но тем не менее заявляет, что у жителей многоквартирного дома есть полная свобода прямого волеизъявления и самоуправления, главное здесь заключается в том, что пока жители не осознали всю сложность этого варианта и соблазняются возможностью “свободного рыночного плавания и самоуправления” сбросить на плечи жителей весь груз коммунальных проблем. Отрицательные последствия этого варианта исполнительную власть совершенно не беспокоит, да она и не хочет их знать, зная, что жители все равно будут вынуждены выбрать её варианты (второй или третий).
Вариант второй. ТСЖ
Товарищество собственников жилья (ТСЖ) есть коллектив собственников жилья, сформированный в виде юридического лица и действующий полностью на обеспечении. ТСЖ является улучшением 1-ого варианта. Правление ТСЖ может состоять полностью из жильцов дома или сторонних наёмных лиц.
Сама по себе эта форма организации собственников жилья никакой угрозы для жителей не несет, все недостатки, и отрицательные последствия реализации выражаются в механизме его управления, в правоотношениях жильцов с правлением, ТСЖ в целом, существующей исполнительной властью и имеющемся законодательством.
Жилищные и жилищно-строительные кооперативы известны и существуют давно (ЖСК). Их отличие от ТСЖ в том, что они имели меньше возможностей и претензий, например, на придомовую территорию и фактически их собственность выражалась собственно зданием, в котором они проживали.
ТСЖ является более сложным комплексом, который включает строение, землю под домом, а также нормативную придомовую территорию. ТСЖ в современном законодательстве рассматривается как коммерческая или производственная организация с соответствующим налоговым обложением, хотя эта организация кроме мусора ничего не производит.
Жители не особенно рвутся в ТСЖ. Это объясняется теми недостатками, которыми обладают ТСЖ, а именно:
- ТСЖ как производственная организация и облагается налогами как производственное предприятие. Лишь в последнее время в результате длительных судебных тяжб удалось предотвратить отнесение ТСЖ к производству, т.е. устранить самоуправство исполнительной власти.
- Правление ТСЖ при неудачно составленном договоре о своем статусе и при низком или отсутствующем надлежащим официальным контроле со стороны жильцов может превратиться в авторитарного, жуликоватого руководителя, который, используя “демократические” нормы голосования, может ТСЖ привести к краху.
- Если создание ТСЖ в новостройке благо, то в старом жилом фонде ТСЖ может оказаться настоящей ловушкой для жителей. Дело в том, что организация ТСЖ в старом жилом фонде означает, что жители берут на себя все бремя расходов на капитальный ремонт этого жилфонда. А этого делать не следует до тех пор, пока исполнительная власть не выполнит капитальный ремонт этого дома, поскольку жители уже оплатили, заблаговременно делая амортизационные отчисления в рамках оплаты жилья.
- ТСЖ сталкивается с большими трудностями, если в доме имеется смешанный состав правообладателей по жилью, т.е., например, имеется 50 и более процентов собственников жилья и меньшая доля арендаторов, нанимателей муниципального жилья. Исполнительная власть подталкивает жителей к созданию ТСЖ, как правило ”общипывая” по нормативам придомовой территории и в ряде случаев, вообще не закрепляет придомовую территорию за ТСЖ.
- В старом жилфонде исполнительная власть сдала в аренду нежилые, подвальные помещения и даже расширила помещения 1-ого этажа, т.е. уже произвела незаконный отъем собственности у жителей этого дома. Если в доме имеется хотя бы одна приватизированная квартира, то её собственник имеет право на общедолевую, пропорциональную площади его квартиры собственность в доме (чердак, подъезд, подвал, все нежилые помещения дома), а также на общедолевую часть придомовой территории. Создание ТСЖ на таком старом жилом фонде есть согласие жителей с незаконным отъемом у них их собственности исполнительной властью.
Приватизированная квартира без приватизации земли под домом и придомовой территории является далеко идущей аферой почище чубайсовской ваучеризации.
Действительно, по откровенному мнению коммунальщиков, приватизированные квартиры напоминают вороньи гнезда: т.е. ветер сдул гнезда или упало дерево – жилья фактически нет! По их мнению, жители приватизировали воздушное пространство квартиры.
К сожалению, это мнение коммунальщиков оправданно и связано с некорректностью определения правоотношения собственников приватизированных квартир с землей.