Таким образом, потребность в таможенных сборах появлялась на фоне развития торговли

Тема: Зарождение и становление таможенного дела на Руси

  1. Зарождение и развитие таможенного дела и таможенной политики
  2. Становление внешней торговли на Руси и ее влияние на развитие таможенного дела

1. Изучение многовековой истории, как отечественной, так и зарубежных стран, дает основание полагать, о том, что таможенная политика во все времена была и остается неотъемлемой частью внешней и внутренней политики государства, а таможенная служба является одним из базовых институтов любой экономики.

Основными функциями таможенной службы любого государства являются:

- регулирование внешнеторгового оборота;

- сбор пошлин и налогов;

- защита государства от негативного влияния контрабанды товаров, оружия, наркотических средств и т. п.

Как инструмент протекционистских мер государства таможенная служба обеспечивает экономическую безопасность страны.

Зарождение таможенного дела относится к глубокой древности. Ещё в III веке до нашей эры в городе Тарифа в нынешней Андалусии, в провинции Кадис, на юге Испании, где в то время господствовал Карфаген, была впервые составлена таблица, в которую вносилось название товара, его меры измерения и указана величина пошлины (сбора) за его провоз через Гибралтарский пролив. Таблица (перечень товаров) систематизировала порядок и величину пошлины и была названа по названию города – тариф.

Самым древним, дошедшим до нашего времени, таможенным законом является Пальмирский пошлинный тариф. На центральной площади Пальмиры (ныне территория Сирии) в 137 году нашей эры был установлен камень, на котором высечено постановление совета города на греческом и арамейском языках: «Закон о пошлинах, взыскиваемых на рынке Адрианы – Пальмиры и у источников вод Юлия Цезаря».

Таможенный тариф стал для таможенных органов государства важным инструментом пополнения казны. Ставки тарифа ежегодно увеличивались или уменьшались с учетом экономической конъюнк­туры.

Древние государства, умело используя тарифную сетку, приспо­сабливали ее к своим потребностям и пополняли казну. Практически около 80% поступлений в казну шли за счет таможенных пошлин.

Появление тарифа породило новое явление - составную часть таможенного дела - таможенную пошлину, которая носила объек­тивный характер и требовала систематического учета. Недооценка аспекта объективности пошлины приводила к разрушительным последствиям.

Примером является Карфаген, где Ганнибал, используя систему таможенного тарифа, не только пополнил казну и вел на эти сред­ства войну с Римом, но и освободил часть населения от налогов. Од­нако стремление собрать как можно больше доходов за счет тамо­женных пошлин имело и свою противоположную сторону: оно спо­собствовало появлению альтернативного явления - контрабанды - и тем самым ослабляло экономику государства. Чем выше пошлины, тем выше становились цены на ввозимые товары, а одновременно на рынок проникали товары по более низким ценам контрабандным путем. Государство от этого проигрывало, казна недополучала возможные в других условиях денежные поступления. Это случилось не только в Карфагене, но и в Древней Греции, Месопотамии и других государствах.

Развитие государств предопределяло необходимость таможенного регулирования товарного обмена на фоне возникновения и развития внешнеэкономических отношений между странами.

Таким образом, потребность в таможенных сборах появлялась на фоне развития торговли.

Развитие государства привело к созданию его институтов, адми­нистрации, армии, полиции. В связи с этим возросла потребность в средствах для их содержания. Пополнением казны занимались налоговые органы, в руках которых сосредоточился не только сбор налогов с населения, но и сбор торговых взносов на рынках, путях сообщения, в морских портах.

Таможни в древних государствах выполняли две основные функции:

- фискальную (для пополнения казны государства);

- охранную (защитную) для купцов.

Таможенное дело нахо­дится в тесной связи с господствующим в данный период общест­венно-экономическим строем государств. В V веке натуральное хозяйство переходит в денежное. Деньги, - конечная цель хозяйст­венной деятельности. Таможенная политика в этот период стояла на страже накопительства.

Развитие таможенного дела и превращение его в инструмент регулирования товарообмена прослеживается в VII - XI веках. В связи с расширением экономических связей между городами и государствами в таможенной политике проявляется стремление выработать общую пошлинную систему, складываются элементы таможенного права.

В XV - XVII веках в связи с промышленным переворотом в передовых странах Европы, в первую очередь в Англии, где политика меркантилизма была тесно связана с политикой протекционизма, в таможенном деле появляются новые явления связанные с влиянием таможенных тарифов на поощрение вывоза товаров в другие государства, прежде всего в колонии, и запрещение ввоза на территорию собственного государства подобных товаров из других стран.

Таможенное дело посредством таможенного тарифа способствовало ускорению развития промыш­ленности, защищало ее от конкуренции извне. В этом случае таможенное дело выступало как средство, способствующее переходу от одного способа производства к другому. Протекционизм, являясь средством защиты национальной экономики и составной частью таможенного дела, имеет свою альтернативу - свободную торговлю. Эти две противоположные части единого целого тесно связаны с таможенным делом, с экономикой и финансами.

Главное же состояло в том, что если ранее таможенное дело играло в основном фискальную роль, то с появлением протекцио­низма просматривается его политический аспект. Речь идет о взаимном влиянии, с одной стороны, таможенного дела на внешнюю политику, на решение политических вопросов, с другой, внешней и внутренней политики на таможенное дело.

Т.о. таможенная политика, являясь составной частью внутренней и внешней политики государства, определяет стратегию таможенного дела, формирует таможенный механизм регулирования, который находит свое проявление в соответст­вующих законодательных и нормативных актах.

Таможенное дело - это объективный процесс, проявляющийся в сфере эко­номических и торговых связей между государствами и внутри государств, это один из механизмов регулирования экономики, внешней торговли, стабилизации финансов.

2. Таможенное дело в России прошло длительный и сложный путь становления и развития. Основываясь на реальных исторических фактах, можно утверждать, что возникновение таможенного дела и его правовых институ­тов восходит к древнейшим временам российской истории и существует не менее 1000 лет.

По некоторым дан­ным, еще в V-VI вв. до нашей эры в городах Причерноморья на­чался процесс становления и расширения внешней торгов­ли, развития структур и институтов таможенного дела. Их использовали в Скифском государстве в торговых отно­шениях с Ольвией, Херсонесом и другими городами.

Как утверждают специалисты, финансовые сборы и обычаи были неотъемлемой частью общей политики Ки­евской Руси. Как норма обычного права существовало правило взимать так называемый мыт, или мыто, — сбор за пользование участком, отведенным для торговли това­рами, провозимыми через внешние или внутренние заста­вы, а также за покровительство, оказываемое купцам, и со­блюдение порядка во время торговли и т.п. Считается, что именно к этим понятиям восходят сохранившиеся в сла­вянских языках слова «мытник» и «мытчик» - сборщик пошлин, а «мытница» - место сбора мыта. Это был своеобразный налог на право торговли для по­полнения государственной казны.

В тот период мытницами заведовала не верховная власть, а непосредственно духовенство и боярство. Сами мытницы находились либо при монастырях, либо в непо­средственной близости от них. Именно они распоряжа­лись мерами и весами и получали пошлины с продавав­шихся товаров.

Определенный интерес представляет договор князя Олега с Византией, в котором таможенные обычаи и льго­ты упоминаются как издавна бытовавшие в жизни явле­ния. Этот договор предусматривал освобождение русских купцов в Византии от уплаты мыта.

При Ярославе Муд­ром происходит процесс зарождения таможенного законодательства. Некоторые сведения о мерах по защите интересов русских купцов по охране их имущества содер­жатся в известном памятнике права — «Русской правде».

В Древней Руси налаживалось денежное дело. Вначале появля­ются монетные знаки в виде куска кожи или меха, затем слитков серебра и золота. Фунт серебра назывался гривной, полфунта - гривенником, четверть фунта (перерубленный пополам гривенник) - рублем. В конце XI - начале XII века отчеканены первые монеты. Развитие внешней и внутренней торговли в XI—XII вв., для которых был характерен довольно быстрый рост торгово-ремесленных центров в городах, способствовало това­рообмену, совершенствованию таможенного дела.

В ХII - ХШ вв. Киевская Русь распалась на отдельные княжества. Между княжествами возникли границы, на которых неизбежно появились стража и таможенники. Пошлины, сборы и т.п. стали одной из главных статей поступлений денежных средств в казну князей. Если в Киевской Руси пошлины были едины для всех, то с распадом государства на отдельные земли феодалы установили на своих терри­ториях таможенные границы и пошлины в соответствии со своими экономическими интересами и политическими претензиями.

В тот период применялись пошлины, которые обычно называли проезжими или торговыми. Первоначально они взимались с известного количества товаров — с воза, меры без учета стоимости объекта обложения. К проезжим по­шлинам относился в первую очередь «мыт» -основная пошлина за провоз товара: от 1 до 3 денег. В зависимости от величины воза в саженях возникла раз­новидность мыта - посаженное. Если купец объезжал мытную заставу, чтобы уклониться от уплаты пошлин, то с воза взимался двойной штраф - промыт, а с купца как с личности - дополнительный штраф (заповедь). С нахо­дившегося на возу взималась головщина - от 0,5 до 6 де­нег в разной местности. С людей, сопровождавших товар, иногда собирались костки - по 1 деньге с души.

При возвращении купца с его людьми после распрода­жи товара с них нередко взимались разновидности головщины - задние колочи: 0,5 деньги с человека. При проезде через мосты взималась мостовщина, но уже не мытниками, а мостовщиками под предлогом улучшения и ремонта мос­тов.

С течением времени появились новые виды таможен­ных платежей. Торговые пошлины становились более раз­нообразными. При определении их размера учитывалась также ценность облагаемого пошлиной имущества. С на­чала XIII в. пошлину уже взимали не только с определен­ного количества, но также в зависимости от ценности взвешиваемых продуктов (при определении «весчего сбо­ра»). Так, «замыт» стал взыскиваться не только с воза, но и с цены товара (с 1 руб. стоимости товара по 1 деньге) и давал право торговать этим товаром. «Явкой» назывался сбор с торговца по 1-3 деньги за предъявление товара на заставе. «Амбарное» - сбор за наем амбара на гостином дворе по 1-4 деньги в неделю. «Гостиное» — сбор за наем торгового места на гостином дворе. Взимались и другие пошлины и сборы. Например, роговая и привязная пошлины - за привязывание скота на торгах; узольцовое - за обвязку товара с приложением таможенных платежей в качестве гарантии продажи его только в местах, где установлены местные знаки. Один и тот же товар облагался несколькими видами сборов, кото­рые взыскивались независимо друг от друга. Некоторые сборы взимались с товара неоднократно.

Основным источником таможенного права стали ус­тавные грамоты, издаваемые великими князьями, в кото­рых определялись порядки, размеры, формы уплаты тамо­женных сборов, санкции за уклонение от таможенного об­ложения и т.д. Специальными, так называемыми тархан­ными, грамотами от уплаты пошлин освобождались монастыри, духовенство, лица, оказавшие определенные услуги государству. Важно отмстить, что в рассматривае­мый период таможенные сборы носили исключительно фискальный характер.

Такой порядок взимания налогов фактически не изме­нился во времена монголо-татарского ига, хотя в опреде­ленной степени этот порядок усложнился. Особые чинов­ники, или так называемые осминники, мытники, таможен­ники, пошлинники и т.д., систематически собирали с насе­ления дань, значительная часть которой передавалась завоевателям.

В тот период появился термин «тамга», ко­торый в переводе с тюркского означает - «печать, письмо». Выдача ханских ярлыков с печатью - тамгой, подтвер­ждающих привилегии феодалов и духовенства, сопровож­далась сбором, который назывался тамгой, а вскоре тамгой стала называться пошлина, взыскиваемая при торговле на рынках и ярмарках.

Именно от слова «тамга» был образован глагол «там-жить», т.е. ставить печать и взыскивать пошлину, тамгу. Место на ярмарке, рынке, где тамжили товар, стало назы­ваться таможней, а тот, кто тамжил, - таможенником. Тамга взималась не только со всех товаров, но и с денег, на которые покупали товар, т.е. как с продавца, так и с поку­пателя. Тамга составляла известный процент заявленного покупателем капитала, на который он хотел приобрести товар. Постепенно за всеми сборами с товаров, предназна­ченных для продажи, закрепилось наименование таможен­ных. Некоторые из указанных сборов, называемых боль­шой тамгой, уплачивались на границе.

Особенность торговой и таможенной деятельности в этот период заключалась в том, что она осуществлялась на основе грамот (ярлыков) монголо-татарских ханов, разре­шавших торговлю в Северо-Восточной Руси, между раз­личными княжествами на основе договорных и духовных грамот великих и удельных князей.

Удельная система княжеств стала глав­ным препятствием на пути формирования на Руси единой налоговой системы. Но вместе с тем в период раздроблен­ности русских земель довольно успешно развивались тор­говые связи, что соответственно требовало дальнейшего развития таможенного дела. Вопросы таможенного обло­жения в тот период регулировались главным образом дву­сторонними договорами между отдельными княжествами и городами.

Вопросы для самоконтроля:

Наши рекомендации