Таким образом, потребность в таможенных сборах появлялась на фоне развития торговли
Тема: Зарождение и становление таможенного дела на Руси
- Зарождение и развитие таможенного дела и таможенной политики
- Становление внешней торговли на Руси и ее влияние на развитие таможенного дела
1. Изучение многовековой истории, как отечественной, так и зарубежных стран, дает основание полагать, о том, что таможенная политика во все времена была и остается неотъемлемой частью внешней и внутренней политики государства, а таможенная служба является одним из базовых институтов любой экономики.
Основными функциями таможенной службы любого государства являются:
- регулирование внешнеторгового оборота;
- сбор пошлин и налогов;
- защита государства от негативного влияния контрабанды товаров, оружия, наркотических средств и т. п.
Как инструмент протекционистских мер государства таможенная служба обеспечивает экономическую безопасность страны.
Зарождение таможенного дела относится к глубокой древности. Ещё в III веке до нашей эры в городе Тарифа в нынешней Андалусии, в провинции Кадис, на юге Испании, где в то время господствовал Карфаген, была впервые составлена таблица, в которую вносилось название товара, его меры измерения и указана величина пошлины (сбора) за его провоз через Гибралтарский пролив. Таблица (перечень товаров) систематизировала порядок и величину пошлины и была названа по названию города – тариф.
Самым древним, дошедшим до нашего времени, таможенным законом является Пальмирский пошлинный тариф. На центральной площади Пальмиры (ныне территория Сирии) в 137 году нашей эры был установлен камень, на котором высечено постановление совета города на греческом и арамейском языках: «Закон о пошлинах, взыскиваемых на рынке Адрианы – Пальмиры и у источников вод Юлия Цезаря».
Таможенный тариф стал для таможенных органов государства важным инструментом пополнения казны. Ставки тарифа ежегодно увеличивались или уменьшались с учетом экономической конъюнктуры.
Древние государства, умело используя тарифную сетку, приспосабливали ее к своим потребностям и пополняли казну. Практически около 80% поступлений в казну шли за счет таможенных пошлин.
Появление тарифа породило новое явление - составную часть таможенного дела - таможенную пошлину, которая носила объективный характер и требовала систематического учета. Недооценка аспекта объективности пошлины приводила к разрушительным последствиям.
Примером является Карфаген, где Ганнибал, используя систему таможенного тарифа, не только пополнил казну и вел на эти средства войну с Римом, но и освободил часть населения от налогов. Однако стремление собрать как можно больше доходов за счет таможенных пошлин имело и свою противоположную сторону: оно способствовало появлению альтернативного явления - контрабанды - и тем самым ослабляло экономику государства. Чем выше пошлины, тем выше становились цены на ввозимые товары, а одновременно на рынок проникали товары по более низким ценам контрабандным путем. Государство от этого проигрывало, казна недополучала возможные в других условиях денежные поступления. Это случилось не только в Карфагене, но и в Древней Греции, Месопотамии и других государствах.
Развитие государств предопределяло необходимость таможенного регулирования товарного обмена на фоне возникновения и развития внешнеэкономических отношений между странами.
Таким образом, потребность в таможенных сборах появлялась на фоне развития торговли.
Развитие государства привело к созданию его институтов, администрации, армии, полиции. В связи с этим возросла потребность в средствах для их содержания. Пополнением казны занимались налоговые органы, в руках которых сосредоточился не только сбор налогов с населения, но и сбор торговых взносов на рынках, путях сообщения, в морских портах.
Таможни в древних государствах выполняли две основные функции:
- фискальную (для пополнения казны государства);
- охранную (защитную) для купцов.
Таможенное дело находится в тесной связи с господствующим в данный период общественно-экономическим строем государств. В V веке натуральное хозяйство переходит в денежное. Деньги, - конечная цель хозяйственной деятельности. Таможенная политика в этот период стояла на страже накопительства.
Развитие таможенного дела и превращение его в инструмент регулирования товарообмена прослеживается в VII - XI веках. В связи с расширением экономических связей между городами и государствами в таможенной политике проявляется стремление выработать общую пошлинную систему, складываются элементы таможенного права.
В XV - XVII веках в связи с промышленным переворотом в передовых странах Европы, в первую очередь в Англии, где политика меркантилизма была тесно связана с политикой протекционизма, в таможенном деле появляются новые явления связанные с влиянием таможенных тарифов на поощрение вывоза товаров в другие государства, прежде всего в колонии, и запрещение ввоза на территорию собственного государства подобных товаров из других стран.
Таможенное дело посредством таможенного тарифа способствовало ускорению развития промышленности, защищало ее от конкуренции извне. В этом случае таможенное дело выступало как средство, способствующее переходу от одного способа производства к другому. Протекционизм, являясь средством защиты национальной экономики и составной частью таможенного дела, имеет свою альтернативу - свободную торговлю. Эти две противоположные части единого целого тесно связаны с таможенным делом, с экономикой и финансами.
Главное же состояло в том, что если ранее таможенное дело играло в основном фискальную роль, то с появлением протекционизма просматривается его политический аспект. Речь идет о взаимном влиянии, с одной стороны, таможенного дела на внешнюю политику, на решение политических вопросов, с другой, внешней и внутренней политики на таможенное дело.
Т.о. таможенная политика, являясь составной частью внутренней и внешней политики государства, определяет стратегию таможенного дела, формирует таможенный механизм регулирования, который находит свое проявление в соответствующих законодательных и нормативных актах.
Таможенное дело - это объективный процесс, проявляющийся в сфере экономических и торговых связей между государствами и внутри государств, это один из механизмов регулирования экономики, внешней торговли, стабилизации финансов.
2. Таможенное дело в России прошло длительный и сложный путь становления и развития. Основываясь на реальных исторических фактах, можно утверждать, что возникновение таможенного дела и его правовых институтов восходит к древнейшим временам российской истории и существует не менее 1000 лет.
По некоторым данным, еще в V-VI вв. до нашей эры в городах Причерноморья начался процесс становления и расширения внешней торговли, развития структур и институтов таможенного дела. Их использовали в Скифском государстве в торговых отношениях с Ольвией, Херсонесом и другими городами.
Как утверждают специалисты, финансовые сборы и обычаи были неотъемлемой частью общей политики Киевской Руси. Как норма обычного права существовало правило взимать так называемый мыт, или мыто, — сбор за пользование участком, отведенным для торговли товарами, провозимыми через внешние или внутренние заставы, а также за покровительство, оказываемое купцам, и соблюдение порядка во время торговли и т.п. Считается, что именно к этим понятиям восходят сохранившиеся в славянских языках слова «мытник» и «мытчик» - сборщик пошлин, а «мытница» - место сбора мыта. Это был своеобразный налог на право торговли для пополнения государственной казны.
В тот период мытницами заведовала не верховная власть, а непосредственно духовенство и боярство. Сами мытницы находились либо при монастырях, либо в непосредственной близости от них. Именно они распоряжались мерами и весами и получали пошлины с продававшихся товаров.
Определенный интерес представляет договор князя Олега с Византией, в котором таможенные обычаи и льготы упоминаются как издавна бытовавшие в жизни явления. Этот договор предусматривал освобождение русских купцов в Византии от уплаты мыта.
При Ярославе Мудром происходит процесс зарождения таможенного законодательства. Некоторые сведения о мерах по защите интересов русских купцов по охране их имущества содержатся в известном памятнике права — «Русской правде».
В Древней Руси налаживалось денежное дело. Вначале появляются монетные знаки в виде куска кожи или меха, затем слитков серебра и золота. Фунт серебра назывался гривной, полфунта - гривенником, четверть фунта (перерубленный пополам гривенник) - рублем. В конце XI - начале XII века отчеканены первые монеты. Развитие внешней и внутренней торговли в XI—XII вв., для которых был характерен довольно быстрый рост торгово-ремесленных центров в городах, способствовало товарообмену, совершенствованию таможенного дела.
В ХII - ХШ вв. Киевская Русь распалась на отдельные княжества. Между княжествами возникли границы, на которых неизбежно появились стража и таможенники. Пошлины, сборы и т.п. стали одной из главных статей поступлений денежных средств в казну князей. Если в Киевской Руси пошлины были едины для всех, то с распадом государства на отдельные земли феодалы установили на своих территориях таможенные границы и пошлины в соответствии со своими экономическими интересами и политическими претензиями.
В тот период применялись пошлины, которые обычно называли проезжими или торговыми. Первоначально они взимались с известного количества товаров — с воза, меры без учета стоимости объекта обложения. К проезжим пошлинам относился в первую очередь «мыт» -основная пошлина за провоз товара: от 1 до 3 денег. В зависимости от величины воза в саженях возникла разновидность мыта - посаженное. Если купец объезжал мытную заставу, чтобы уклониться от уплаты пошлин, то с воза взимался двойной штраф - промыт, а с купца как с личности - дополнительный штраф (заповедь). С находившегося на возу взималась головщина - от 0,5 до 6 денег в разной местности. С людей, сопровождавших товар, иногда собирались костки - по 1 деньге с души.
При возвращении купца с его людьми после распродажи товара с них нередко взимались разновидности головщины - задние колочи: 0,5 деньги с человека. При проезде через мосты взималась мостовщина, но уже не мытниками, а мостовщиками под предлогом улучшения и ремонта мостов.
С течением времени появились новые виды таможенных платежей. Торговые пошлины становились более разнообразными. При определении их размера учитывалась также ценность облагаемого пошлиной имущества. С начала XIII в. пошлину уже взимали не только с определенного количества, но также в зависимости от ценности взвешиваемых продуктов (при определении «весчего сбора»). Так, «замыт» стал взыскиваться не только с воза, но и с цены товара (с 1 руб. стоимости товара по 1 деньге) и давал право торговать этим товаром. «Явкой» назывался сбор с торговца по 1-3 деньги за предъявление товара на заставе. «Амбарное» - сбор за наем амбара на гостином дворе по 1-4 деньги в неделю. «Гостиное» — сбор за наем торгового места на гостином дворе. Взимались и другие пошлины и сборы. Например, роговая и привязная пошлины - за привязывание скота на торгах; узольцовое - за обвязку товара с приложением таможенных платежей в качестве гарантии продажи его только в местах, где установлены местные знаки. Один и тот же товар облагался несколькими видами сборов, которые взыскивались независимо друг от друга. Некоторые сборы взимались с товара неоднократно.
Основным источником таможенного права стали уставные грамоты, издаваемые великими князьями, в которых определялись порядки, размеры, формы уплаты таможенных сборов, санкции за уклонение от таможенного обложения и т.д. Специальными, так называемыми тарханными, грамотами от уплаты пошлин освобождались монастыри, духовенство, лица, оказавшие определенные услуги государству. Важно отмстить, что в рассматриваемый период таможенные сборы носили исключительно фискальный характер.
Такой порядок взимания налогов фактически не изменился во времена монголо-татарского ига, хотя в определенной степени этот порядок усложнился. Особые чиновники, или так называемые осминники, мытники, таможенники, пошлинники и т.д., систематически собирали с населения дань, значительная часть которой передавалась завоевателям.
В тот период появился термин «тамга», который в переводе с тюркского означает - «печать, письмо». Выдача ханских ярлыков с печатью - тамгой, подтверждающих привилегии феодалов и духовенства, сопровождалась сбором, который назывался тамгой, а вскоре тамгой стала называться пошлина, взыскиваемая при торговле на рынках и ярмарках.
Именно от слова «тамга» был образован глагол «там-жить», т.е. ставить печать и взыскивать пошлину, тамгу. Место на ярмарке, рынке, где тамжили товар, стало называться таможней, а тот, кто тамжил, - таможенником. Тамга взималась не только со всех товаров, но и с денег, на которые покупали товар, т.е. как с продавца, так и с покупателя. Тамга составляла известный процент заявленного покупателем капитала, на который он хотел приобрести товар. Постепенно за всеми сборами с товаров, предназначенных для продажи, закрепилось наименование таможенных. Некоторые из указанных сборов, называемых большой тамгой, уплачивались на границе.
Особенность торговой и таможенной деятельности в этот период заключалась в том, что она осуществлялась на основе грамот (ярлыков) монголо-татарских ханов, разрешавших торговлю в Северо-Восточной Руси, между различными княжествами на основе договорных и духовных грамот великих и удельных князей.
Удельная система княжеств стала главным препятствием на пути формирования на Руси единой налоговой системы. Но вместе с тем в период раздробленности русских земель довольно успешно развивались торговые связи, что соответственно требовало дальнейшего развития таможенного дела. Вопросы таможенного обложения в тот период регулировались главным образом двусторонними договорами между отдельными княжествами и городами.
Вопросы для самоконтроля: