Правовое обеспечение профессиональной деятельности 3 страница
Под лицензированием понимаются мероприятия, связанные с выдачей лицензий, переоформлением документов, подтверждающих их наличие, приостановлением и аннулированием лицензий и надзором лицензирующих органов за соблюдением лицензиатами при осуществлении лицензируемых видов деятельности соответствующих лицензионных требований и условий.
Лицензирование в Российской Федерации осуществляется на основе следующих принципов:
- обеспечения единства экономического пространства на территории Российской Федерации;
- установления единого перечня лицензируемых видов деятельности;
- установления единого порядка лицензирования на территории Российской Федерации;
- установления лицензионных требований и условий положениями о лицензировании конкретных видов деятельности;
- гласности и открытости лицензирования;
- соблюдения законности при осуществлении лицензирования.
Лицензирование представляет собой постоянно осуществляемую
деятельность органов государства. В этой деятельности отчетливо прослеживаются два параллельных направления: выдача лицензий и контроль за соблюдением лицензионных требований и условий.
Лицензионные условия — это совокупность установленных норм и правил, выполнение которых обязательно для получения и дальнейшего владения лицензией на осуществление лицензируемого вида деятельности. Одним из обязательных лицензионных требований и условий осуществления лицензиатами лицензируемых видов деятельности является соблюдение законодательства Российской Федерации, экологических, санитарно-эпидемиологических, гигиенических, противопожарных норм и правил, а также положений о лицензировании конкретных видов деятельности. В отношении лицензируемых видов деятельности, требующих для их осуществления специальных знаний или специальных условий, в лицензионные требования и условия могут дополнительно включаться квалификационные требования к лицензиату. Перечень дополнительных лицензионных требований и условий в отношении лицензионного вида деятельности определяется положением о лицензировании конкретного вида деятельности.
Деятельность, на осуществление которой лицензия выдана федеральными органами государственной власти, может осуществляться на всей территории Российской Федерации. Деятельность, на осуществление которой лицензия выдана лицензирующим органом субъекта Российской Федерации, может осуществляться на территории этого субъекта Российской Федерации.
Срок действия лицензии устанавливается положением о лицензировании конкретного вида деятельности. Федеральными законами и положениями о лицензировании конкретных видов деятельности может быть предусмотрено бессрочное действие лицензии. Срс*к действия лицензии может быть продлен по заявлению лицензиата, если иное не предусмотрено положением о лицензировании конкретного вида деятельности. В таком продлении может быть отказано в случае, если за время действия лицензии зафиксированы нарушения лицензионных требований и условий.
Реорганизация юридических лиц
Юридическое лицо может быть создано не только путем учреждения, но и путем реорганизации уже существующего юридического лица. Реорганизация — это способ создания и (или) прекращения юридических лиц, вследствие которого между ними происходит правопреемство в правах и обязанностях. Реорганизация может осуществляться по решению учредителей (участников), органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, компетентного государственного органа (например, федерального антимонопольного органа) или суда.
Закон различает пять видов реорганизации: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование.
Слияние — вид реорганизации, при котором из двух и более юридических лиц создается одно юридическое лицо, а все имущественные права и обязанности каждого из реорганизованных лиц переходят к вновь возникшему юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.
Присоединение — вид реорганизации, при котором одно или несколько юридических лиц присоединяются к другому юридическому лицу, а все имущественные права и обязанности присоединившегося лица переходят к тому юридическому лицу, к которому оно присоединилось, в соответствии с передаточным актом.
Разделение — вид реорганизации, при котором юридическое лицо делится на два и более юридических лиц, права и обязанности реорганизуемого юридического лица переходят к вновь создаваемым юридическим лицам в соответствующих частях согласно разделительному балансу.
Выделение — вид реорганизации, при котором из состава юридического лица выделяется одно или несколько юридических лиц, причем то юридическое лицо, из которого произошло выделение, продолжает существовать, а часть его прав и обязанностей переходит к выделившимся юридическим лицам в соответствующих частях по разделительному балансу.
Преобразование — это изменение организационно-правовой формы юридического лица, его трансформация в юридическое лицо другого вида. Оно влечет за собой переход всех имущественных прав и обязанностей к новому юридическому лицу в соответствии с передаточным актом.
Как правило, в процессе реорганизации происходит и определенное изменение структур, управляющих юридическим лицом, характер которого обычно зависит от его вида.
Таким образом, выделение является способом создания юридических лиц, присоединение — способом их прекращения, слияние, разделение и преобразование — одновременно способами и создания, и прекращения юридических лиц.
Одним из последствий реорганизации юридических лиц является правопреемство, т. е. переход субъективных прав и обязанностей от одних юридических лиц к другим. Правопреемство оформляется передаточным актом или разделительным балансом. При реорганизации в форме слияния, присоединения или преобразования составляется передаточный акт, а при разделении и выделении — разделительный баланс (документ, в котором указывается, какие именно права и обязанности реорганизуемого юридического лица к какому из вновь созданных юридических лиц переходят).
Реорганизация производится путем регистрации вновь создаваемых юридических лиц, а также исключения из реестра юридических лиц, прекращающихся вследствие реорганизации. Реорганизация в форме присоединения считается завершенной с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица. Реорганизация в других формах считается завершенной с момента регистрации вновь возникших юридических лиц.
Ликвидация юридических лиц
Любое юридическое лицо имеет свой «жизненный цикл». С момента его создания проходит время, изменяются условия функционирования, среда, в которой оно существует. Все это может вызвать возникновение определенных обстоятельств, преодолеть которые данное юридическое лицо будет не в состоянии. В этом случае оно ликвидируется.
Ликвидация — это прекращение деятельности юридического лица без перехода его прав и обязанностей к другим юридическим лицам.
Ликвидация бывает добровольная и принудительная и обычно осуществляется по следующим основаниям:
- по истечении срока, на который было создано юридическое лицо, или при достижении цели, ради которой оно создавалось (в этом случае в учредительных документах должны быть указаны цель и сроки функционирования юридического лица);
- по решению учредителей (участников) юридического лица или уполномоченного учредительными документами органа юридического лица;
- по решению суда, если юридическим лицом нарушено действующее законодательство (например, оно осуществляет какой- либо вид деятельности, не получив на это лицензии).
Порядок ликвидации юридического лица
Ликвидация юридического лица имеет определенный порядок и должна пройти ряд этапов.
1. Решение о ликвидации юридического лица. Такое решение могут принять учредители (участники) юридического лица или орган, уполномоченный принимать решение о ликвидации.
2. Создание ликвидационной комиссии. Ликвидационная комиссия представляет собой орган, который будет осуществлять основные мероприятия по ликвидации юридического лица. После создания к ней переходят все полномочия по управлению делами юридического лица.
3. Занесение в единый государственный реестр юридических лиц сведений о начале ликвидации юридического лица. Сведения о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, в реестр юридических лиц вносит регистрирующий орган на основании сообщения ликвидационной комиссии.
4. Публикация в печати сообщения о ликвидации юридического лица, порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Сообщение о ликвидации юридического лица должно содержать сведения о порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации.
5. Выявление кредиторов и взыскание дебиторской задолженности. Оно производится ликвидационной комиссией. При недостаточности у юридического лица денежных средств для удовлетворения всех предъявленных кредиторами требований ликвидационная комиссия продает имущество юридического лица с публичных торгов.
6. Расчеты с кредиторами. Для удовлетворения требований кредиторов установлена строгая очередность: требования каждой очереди удовлетворяются только после полного удовлетворения требований предыдущей очереди. При этом очередность требований определяется законом исходя из их социальной значимости.
В первую очередь должны быть удовлетворены требования граждан (в том числе работников ликвидируемой организации) о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью.
Во вторую очередь производятся расчеты по выплате заработной платы, выходных пособий, а также вознаграждений по авторским договорам.
В третью очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемого юридического лица.
В четвертую очередь погашается задолженность по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды.
В пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.
Если после удовлетворения требований какой-либо очереди имущества не остается, требования остальных очередей не подлежат удовлетворению. Такие требования считаются погашенными (т. е. соответствующие им обязанности ликвидируемого юридического лица прекращаются). При недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов одной очереди оно распределяется между кредиторами этой очереди пропорционально суммам их требований. Если после удовлетворения всех заявленных кредиторами требований у юридического лица остается какое-либо имущество (так называемый ликвидационный остаток), оно по общему правилу передается его участникам.
7. Внесение записи в единый государственный реестр юридических лиц. После завершения процесса ликвидации регистрирующий орган вносит в государственный реестр запись о ликвидации юридического лица. С этого момента ликвидация считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свое существование.
Банкротство юридического лица
Процесс ликвидации юридических лиц, включая предпринимательские организации, далеко не всегда проходит гладко. Дело в том, что периодически возникают такие ситуации, в которых предприниматель, не имея достаточных денежных средств и иного имущества, не может исполнить всех взятых на себя обязательств перед своими контрагентами и (или) бюджетом (внебюджетными фондами). Такая ситуация может возникнуть по различным причинам:
- у предпринимателя отсутствует опыт или он не способен вести бизнес;
- происходят колебания спроса и предложения на производимые товары;
- партнеры хозяйствующего субъекта действуют недобросовестно (в их числе может быть и государство, не оплачивающее поставленные товары по причине отсутствия денег в бюджете) и др.
В подобных случаях между кредиторами и ликвидационной комиссией может возникнуть конфликт: некоторые из кредиторов будут опасаться, что другие получат все долги, а им из-за нехватки имущества должника не достанется ничего. Во избежание описанных выше последствий необходимо поставить хозяйственную деятельность несостоятельного должника, в том числе связанную с погашением им своей задолженности, под строгий контроль. Этой цели и служит институт несостоятельности (банкротства).
Все существующие в различных странах мира системы несостоятельности (банкротства) можно условно разделить на пять видов:
1) прокредиторская;
2) радикально прокредиторская;
3) нейтральная;
4) продолжниковская;
5) радикально продолжниковская.
Отнесение существующей в государстве системы к тому или иному виду зависит от того, чьи интересы — кредитора или должника — эта система защищает в первую очередь. Известно, что во
Франции и в США действует продолжниковская система банкротства, в Европе (кроме Франции) с давних времен применяется прокредиторская система. Что же касается современной российской системы банкротства, то ее можно определить как нейтральную.
Несостоятельностью (банкротством) называется признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по гражданско-правовым денежным обязательствам и (или) исполнить обязанности по уплате обязательных платежей.
В законодательстве определены признаки банкротства юридического лица. Юридическое лицо считается банкротом, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены им в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены.
Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на дату подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.
Обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом имеют право должник, его кредиторы, налоговые и иные уполномоченные органы.
Приняв заявление о банкротстве, арбитражный суд назначает судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику, по результатам которого, в случае признания этих требований обоснованными и соответствующими названным выше формальным условиям подачи заявления о банкротстве, вводит процедуру наблюдения.
Наблюдение — это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.
С этого момента приостанавливаются производство и исполнение по всем делам, связанным с обращением взыскания на имущество должника, а любые имущественные требования к нему могут предъявляться лишь в конкурсном порядке. Цель этих мер — сохранение имущества должника для соразмерного удовлетворения требований всех кредиторов. Поэтому в период наблюдения органы управления должника не вправе совершать большинство сделок без согласия временного управляющего, а также не могут принимать решения о реорганизации или ликвидации должника, его участии в иных юридических Лицах, выплате дивидендов и размещении эмиссионных ценных бумаг, так как это может ущемить интересы кредиторов. Для соблюдения этого порядка в государственный реестр юридических лиц должна вноситься соответствующая запись. Временным управляющим в этот период проводится анализ финансового состояния должника и устанавливается размер требований всех его кредиторов. Последние на своем общем собрании принимают решение либо о применении к должнику предупредительных мер, либо об обращении в суд с ходатайством о признании его банкротом и об открытии конкурсного производства.
Конкурсное производство — это процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Конкурсное производство открывается с момента судебного признания должника банкротом. Оно относится к ликвидационным процедурам, влекущим прекращение деятельности юридического лица — банкрота, и осуществляется назначенным судом конкурсным управляющим в срок, как правило, не более года. С этого же момента считается наступившим срок исполнения всех денежных обязательств должника и одновременно прекращается начисление пени (неустоек) и процентов по всем видам его задолженности.
Совершение сделок с имуществом должника, предъявление требований отдельными кредиторами и исполнение в их пользу теперь допускаются только в порядке конкурса (конкурсный иммунитет).
Все полномочия по управлению делами должника и распоряжению его имуществом переходят к конкурсному управляющему (а полномочия органов управления и собственника имущества должника соответственно прекращаются). Конкурсный управляющий вправе требовать признания недействительными совершенных должником сделок, расторжения заключенных им договоров, направленных на уменьшение его имущества; он может предъявлять иски об истребовании имущества должника у третьих лиц, а также принимать иные меры по поиску, выявлению и возврату находящегося у них имущества должника. Затем конкурсный управляющий проводит инвентаризацию и оценку выявленного имущества должника, которое предназначено для удовлетворения требований кредиторов (конкурсной массы). Имущество, составляющее конкурсную массу, продается управляющим с согласия кредиторов по общему правилу на открытых (публичных) торгах. Из вырученных от продажи сумм производятся расчеты с кредиторами в соответствии с очередностью их требований и в порядке, установленном законом для ликвидации юридических лиц. Вне очереди покрываются судебные расходы и вознаграждения управляющим при банкротстве, а также требования, возникшие в периоды наблюдения, внешнего управления и конкурсного производства (в том числе текущие коммунальные и эксплуатационные платежи). Требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества должника, считаются погашенными.
Действия конкурсного управляющего контролируются кредиторами и арбитражным судом. По завершении расчетов с кредиторами конкурсный управляющий представляет суду отчет, после рассмотрения которого арбитражный суд выносит определение о завершении конкурсного производства. Это определение является основанием для внесения записи в единый государственный реестр юридических лиц о ликвидации юридического лица—должника. С момента внесения такой записи в данный реестр конкурсное производство считается завершенным, а юридическое лицо — ликвидированным.
Организационно-правовые формы юридических лиц
В зависимости от организационно-правовой формы выделяют следующие виды юридических лиц:
1) хозяйственные товарищества;
2) хозяйственные общества;
3) производственные кооперативы;
4) унитарные предприятия;
5) потребительские кооперативы;
6) фонды;
7) учреждения;
8) общественные и религиозные организации (объединения);
9) объединения юридических лиц (ассоциации и союзы).
Рассмотрим перечисленные организационно-правовые формы
юридических лиц подробнее.
Хозяйственные товарищества
Хозяйственные товарищества бывают двух видов: полные и товарищества на вере (коммандитные).
Полное хозяйственное товарищество характеризуется тем, что все его участники (полные товарищи) могут заниматься предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность по его обязательствам всем своим имуществом, не только тем, что каждый из них передал в складочный капитал товарищества, но и личным имуществом. Поэтому лицо может быть участником только одного полного товарищества: у него ведь не остается имущества для обеспечения обязательств другого полного товарищества.
Товарищество на вере (коммандитное товарищество) объединяет две группы участников — полные товарищи и вкладчики (коммандитисты). Их правовое положение различно. Полные товарищи управляют всеми делами товарищества, но они и несут неограниченную ответственность по его обязательствам. Вкладчики же практически не участвуют в управлении, однако и риск их ограничен размерами их вкладов в капитал товарищества. Товарищество на вере возникло как видоизмененная форма полного товарищества, позволяющая товарищам привлекать средства со стороны на менее рискованных условиях, чем по договору займа. Для вкладчиков же она оказалась привлекательна возможностью получать доходы от предпринимательской деятельности, лично в ней не участвуя и не рискуя всем своим имуществом.
Хозяйственные общества
ГК РФ различает несколько видов хозяйственных обществ: общество с ограниченной ответственностью, общество с дополнительной ответственностью, акционерное общество (закрытое и открытое).
Общество с ограниченной ответственностью — это коммерческая организация, имеющая разделенный на доли участников уставный капитал и самостоятельно отвечающая по своим обязательствам. Участники общества не отвечают личным имуществом по его обязательствам и риск убытков, связанных с деятельностью общества, несут лишь в пределах внесенных ими долей (участники, внесшие свои вклады не полностью, несут солидарную ответственность по обязательствам общества в пределах стоимости неоплаченной части вклада каждого). Именно в этом состоит смысл ограниченной ответственности общества.
ГК РФ допускает возможность создания общества с ограниченной ответственностью и одним лицом в отличие от акционерных обществ. С другой стороны, общество с ограниченной ответственностью является организацией с закрытым составом участников, в которой, подобно товариществам, важное значение имеет личный элемент, его численный состав не может быть безграничным. Поэтому ГК РФ предусматривает, что число участников общества с ограниченной ответственностью не должно превышать предела, который установлен законом об обществах с ограниченной ответственностью: число участников общества не может быть более пятидесяти. >
Следующий вид хозяйственного общества — это общество с дополнительной ответственностью. У общества с дополнительной ответственностью одна особенность: если уставного капитала недостаточно для покрытия долгов общества, то все его участники должны внести недостающую сумму в кратном размере к стоимости их вкладов (однократном, двукратном и т.д., сколько надо). В остальном к обществу с дополнительной ответственностью применяются правила общества с ограниченной ответственностью.
Акционерным обществом признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций; участники акционерного общества (акционеры) не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций.
Акционерное общество может выпускать обыкновенные и привилегированные акции. Держатели привилегированных акций не имеют права участвовать в управлении обществом, но зато дивиденд по этим акциям устанавливается, как правило, в процентах к номинальной стоимости акции и выплачивается независимо от полученной акционерным обществом прибыли.
Акционерные общества могут быть двух видов: открытые и закрытые.
Открытым является такое акционерное общество, акционеры которого могут отчуждать (т.е. продавать, дарить и т.д.) свои акции без согласия других акционеров. ОАО может проводить открытую подписку на выпускаемые им акции, т.е. продавать их любому пожелавшему купить, иными словами, неопределенному кругу лиц. Эти акции также находятся в свободной продаже на рынке ценных бумаг, и их рыночная стоимость, как правило, не совпадает с номинальной, указанной в акции и проданной по подписке. В этом одно из главных отличий акционерного общества от любого товарищества, где стоимость имущественного вклада не подвержена рыночным колебаниям и не является предметом купли-продажи.
Закрытым является такое акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц. ЗАО не имеет права проводить открытую подписку на акции и продавать их неопределенному кругу лиц. Акционер такого общества, пожелавший продать свои акции, должен сначала предложить их другим акционерам, которые имеют преимущественное право покупки. И только после их отказа акционер может продать акции постороннему лицу. Законодательство устанавливает максимально возможное число участников закрытого акционерного общества, при превышении которого оно должно быть преобразовано в открытое.
Производственные кооперативы
Производственный кооператив (артель) — это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом участии и объединении имущественных паевых взносов.
От остальных коммерческих юридических лиц производственный кооператив отличается рядом признаков:
- участие в кооперативе происходит в форме членства;
- участие является личным трудовым;
- прибыль кооператива, как правило, распределяется в соответствии с трудовым участием его членов (хотя допускается и иной порядок распределения, например смешанный, когда часть прибыли распределяется по труду, а часть — по размеру паевых взносов);
- члены кооператива несут субсидиарную (т.е. дополнительную) ответственность по его долгам.
Государственные и муниципальные унитарные предприятия
Государственные и муниципальные унитарные предприятия —
это такие коммерческие организации, которые не наделены правом собственности на закрепленное за ними имущество. Такие предприятия называются унитарными (от франц. unitaire, восходящего к лат. unitas — единство) потому, что их имущество неделимо и не может быть распределено по вкладам, в том числе и между работниками предприятия.
Собственник передает имущество унитарному предприятию либо на праве хозяйственного ведения, либо на праве оперативного управления.
Предприятие, имеющее право хозяйственного ведения, самостоятельно осуществляет свою хозяйственную деятельность, самостоятельно отвечает по своим обязательствам (закрепленным за ним имуществом) и не несет ответственности по обязательствам собственника. Это предприятие создается по решению соответствующего государственного или муниципального органа.
Предприятие, получившее имущество на праве оперативного управления, создается только по решению Правительства Российской Федерации и только на базе имущества, находящегося в федеральной собственности. Такое предприятие является федеральным казенным предприятием; оно может быть только государственным.
Потребительские кооперативы
Потребительский кооператив является добровольным объединением граждан и юридических лиц на основе членства с целью удовлетворения материальных (имущественных) потребностей членов кооператива. Для достижения этой цели члены кооператива объединяют имущественные взносы (паи). Этим он похож на хозяйственные товарищества и производственный кооператив.
Однако коренное отличие потребительского кооператива состоит в том, что он не производит, а потребляет, поэтому доходы, полученные потребительским кооперативом, могут распределяться только в соответствии с законом.
Участниками потребительских кооперативов могут быть как граждане, достигшие 16 лет, так и юридические лица, причем наличие хотя бы одного гражданина обязательно; в противном случае кооператив превратится в объединение юридических лиц.
Фонды
Фондом признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная гражданами и (или) юридическими лицами на основе добровольных имущественных взносов, преследующая социальные, благотворительные, культурные, образовательные или иные общественно полезные цели.
Имущественная база фонда составляется за счет взносов его учредителей и пожертвований (даров) любых других лиц. Поскольку фонд не имеет фиксированного членства и постоянных источников доходов, ему разрешено участвовать в предпринимательских отношениях как непосредственно, так и через создаваемые для этих целей хозяйственные общества (акционерные, с ограниченной или с дополнительной ответственностью), в которых он может быть и единственным участником, и учредителем. Однако непосредственная предпринимательская деятельность фонда подвергается целевым ограничениям. Она должна полностью соответствовать общественно полезным целям деятельности фонда и быть необходимой для их достижения.
Имущество, переданное фонду его учредителями (учредителем), является собственностью фонда. Учредители не отвечают по обязательствам созданного ими фонда, а фонд не отвечает по обязательствам своих учредителей.
Фонд использует имущество для целей, определенных в его уставе. Фонд обязан ежегодно публиковать отчеты об использовании своего имущества.
Учреждения
Учреждением признается организация, созданная собственником для осуществления управленческих, социально-культурных или иных функций некоммерческого характера и финансируемая им полностью или частично. Поскольку учреждение полностью или частично финансируется собственником, оно отвечает по своим обязательствам в пределах находящихся в его распоряжении средств. Если их недостаточно, то собственник несет субсидиарную ответственность по части долга, не покрытого средствами самого учреждения. К учреждениям относятся государственные больницы, институты, культурно-просветительные учреждения и т.д. Учредительным документом учреждения является его устав, утверждаемый собственником.
Общественные и религиозные организации (объединения)
Общественными и религиозными организациями (объединениями) признаются добровольные объединения граждан, в установленном законом порядке объединившихся на основе общности их интересов для удовлетворения духовных или иных нематериальных потребностей.