Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия
Основные компоненты рынка
Появление общественного разделения труда, возникшего между скотоводческими и земледельческими племенами, а также повышение производительности и эффективности общественного производства привели к необходимости обмена продуктами этого труда. Изначально рынок означал свободную розничную торговлю продуктами и товарами хозяйственного обихода в специально отведенных местах, на больших площадях и оживленных улицах, где в качестве всеобщего эквивалента стоимости выступали деньги. За проданный товар получали деньги и на них приобретали необходимый товар.
Обмен может осуществляться в двух формах:
1) бартер (обмен товара на товар);
2) товарно-денежный обмен, состоящий из двух фаз:
а) фаза покупки;
б) фаза продажи.
Описывая рыночный механизм, следует особо охарактеризовать его функции:
1) регулирующая функция – через механизм спроса и предложения, закон стоимости рынок устанавливает (регулирует) необходимые пропорции в экономике;
2) стимулирующая – через цену рынок стимулирует развитие НТР, снижение затрат производства, повышение качества товаров и услуг и т. д.;
3) информирующая – через изменяющиеся цены рынок сообщает предпринимателям о текущем состоянии экономики;
4) ценообразующая функция рынка возникает при столкновении товарного спроса и предложения, а также благодаря конкуренции среди покупателей и продавцов;
5) посредническая состоит в том, что рынок напрямую соединяет продавцов и покупателей, предоставляя им возможность общаться друг с другом на экономическом языке свободной купли-продажи товаров, свободных цен, свободной игры спроса и предложения;
6) социальная – рынок обеспечивает социальную справедливость через выполнение государством своих функций;
7) санирующая (оздоровительная) – рынок поощряет эффективного предпринимателя и вынуждает уйти нежизнеспособного.
Изучая рыночный механизм, необходимо различать субъекты (физические и юридические лица) и объекты (все то, по поводу чего возникают отношения купли-продажи) рынка.
Инфраструктура рынка – это система организаций и предприятий, которые обеспечивают свободное движение товаров и услуг. В инфраструктуре выделяют:
1) организационную базу (фирмы, посреднические организации и т. д.); 2) материальную базу (складское и товарное хозяйство, транспорт и т. д.); 3) кредитно-расчетную базу (банки, страховые фирмы и т. д.); 4) государственные финансы; 5) систему законодательства, регулирующую правовые отношения рыночных субъектов (представлена на рынке юридическими, консалтинговыми (консультационными) компаниями и т. д.); 6) кредитную систему, включающую банки, страховые компании, фонды профсоюзов, имеющих право коммерческой деятельности.
В качестве элементов инфраструктуры можно выделить:
1) ярмарки – рынки широкого значения, где осуществляется распродажа многих (одного) видов товаров;
2) аукцион – продажа товаров в установленном месте тому покупателю, который предлагает самую высокую цену;
3) биржу – место заключения сделок по контракту.
Основными элементами рынка являются спрос, предложение, цена, конкуренция, их взаимодействие носит название рыночного механизма. Рыночная цена, которая формируется на свободном рынке под влиянием спроса и предложения, информирует товаропроизводителя о необходимом товаре (если товара не хватает, то цена на товар высока).
Нормативные правовые акты, регламентирующие деятельность предприятия
Экономика предприятия регулируется множеством нормативных актов, которые различаются по уровню и виду органа, издавшего акт. В зависимости от того, каким органом принят нормативный акт, определяется его юридическая сила.
Нормативные акты подразделяются на законы, акты федеральных органов государственного управления, акты федеральных органов исполнительной власти, акты исполнительных органов субъектов Российской Федерации.
Федеральный конституционный закон (ФКЗ) — нормативный акт, принимаемый Федеральным Собранием с соблюдением установленной Конституцией РФ процедуры, вносящий изменения и дополнения в Конституцию, а также закон, принятие которого специально предусмотрено в Конституции.
Федеральный закон — нормативный акт, принимаемый Федеральным Собранием по остальным вопросам, которые должны регулироваться законами. Федеральный закон не может противоречить федеральным конституционным законам.
Ответственность за нарушение законодательства:
Существуют уголовная, административная, экономическая и гражданская формы ответственности предпринимателей в случае нарушения ими действующего законодательства.
Уголовная ответственность — это вид юридической ответственности, заключающийся в ограничении прав и свобод лиц, виновных в совершении преступления, предусмотренного
Административная ответственность — это вид юридической ответственности граждан, должностных лиц, юридических лиц за совершенное административное правонарушение. За совершение административных правонарушений могут применяться следующие административные взыскания:
• предупреждение;• штраф;• возмездное изъятие предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;• конфискация предмета, явившегося орудием совершения или непосредственным объектом административного правонарушения;• лишение специального права, предоставленного гражданину (например, права охоты);• исправительные работы;• административный арест (не могут быть подвергнуты лица, не достигшие 18 лет);• административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного лица или лица без гражданства.
Налоговая ответственность — вид юридической ответственности физических и юридических лиц за налоговые правонарушения.
Налоговое правонарушение— это виновно совершенное противоправное (в нарушение законодательства о налогах и сборах) деяние (действие или бездействие) налогоплательщика, налогового агента и их представителей, за которое установлена ответственность в Налоговом кодексе РФ (часть 1). Иными словами, налоговое правонарушение — это противоправное деяние, т.е. нарушающее нормы налогового законодательства, причем виновное (сознательное) и заслуживающее наказания.
Гражданско-правовая ответственность — это система мер имущественного характера, принудительно применяемых к нарушителям гражданских прав и обязанностей в целях восстановления положения, существовавшего до правонарушения. Система мер гражданско-правовой ответственности включает два вида ответственности: возмещение убытков и санкции.