Потребление и сбережения в кейнсианской теории. Предельная склонность к потреблению и сбережению.

Изучение факторов, влияющих на величину потребительских расходов, дает возможность вывести функцию потребления.

Теория потребления, предложенная Дж.М.Кейнсом, получила название теории абсолютного дохода. Она основана на следующих предпосылках:

• уровень потребления зависит только от абсолютной величины текущего располагаемого дохода: C = C (Yd), и эта зависимость положительная, т.е. с ростом располагаемого дохода потребление растет, однако

• в экономике действует психологический закон, согласно которому «люди

склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но в меньшей степени, чем растет доход». Это объясняется тем, что поскольку располагаемый доход делится на потребление и сбережения:Yd = С + S,то при росте располагаемого дохода увеличивается и потребление, и сбережения. Поэтому в экономике существуют определенные поведенческие коэффициенты, которые Кейнс назвал «предельной склонностью к потреблению» и «предельной склонностью к сбережению».Предельная склонность к потреблению (marginal propensity to consume – mpc) – это коэффициент, который показывает, на сколько увеличится (уменьшится) потребление при росте (сокращении) дохода на единицу.Предельная склонность к сбережению (marginal propensity to save – mps) – это коэффициент, который показывает, на сколько увеличатся (уменьшатся) сбережения при росте (сокращении) дохода на единицу: (0< mps<1)

Сумма предельной склонности к потреблению и предельной склонности к сбережению равна 1: •часть потребления не зависит от величины располагаемого дохода и называетсяавтономным потреблением – С

Функция сбережений Кейнса имеет вид:

В кейнсианской модели сбережения (как и потребление) являются функцией только располагаемого текущего дохода и не зависят, например, от ставки процента

• из функции потребления Кейнса следовало, что по мере роста дохода доля потребления в доходе падает, а доля сбережений в доходе - растет.

Этот феномен получил в экономической литературе название «загадки Кузнеца». Действительно, если исходить из гипотезы Кейнса о падении apc с ростом дохода, то можно прийти к выводу, что в долгосрочном периоде потребление стремится к нулю и неизбежен кризис перепроизводства. В соответствии с теорией потребления Кейнса получалось, что экономика США после войны должна была впасть в состояние глубокой депрессии. Однако этого не произошло. И этому требовались теоретические объяснения.

7. Спрос на инвестиции. Факторы, влияющие на процесс инвестирования.

Под инвестициями в ЭТ понимают финансовые ресурсы, направляемые на совершенствование производительных сил в обществе.

Инвестиции можно квалифицировать на следующие формы:

Реальные (вложение в физический и человеческий капитал) и финансовые (затраты на приобретение финансового капитала);

Внутренние и иностранные

Прямые (инвестиции, выполненные субъектами, владеющими более чем 10% акциями предприятия) и портфельные (инвестиции, выполненные субъектами, владеющими менее чем 10% акциями предприятия)

Факторы, определяющие объем инвестиций:

Неопределенный срок службы капитала

Нерегулярность нововведений

Неопределенные объемы прибылей

Изменчивость относительно объемов прибыли

В соответствии с классической ЭТ объем планируемых инвестиций функционально связан с величиной реальной процентной ставки. Так, с ее понижением в результате роста предложения денег снижаются издержки на инвестиции, кредитные ресурсы, и предприятия начинают больше инвестировать. И наоборот, повышение ставки процента приводит к удорожанию инвестиций, или иными словами, к снижению их доходности и сокращению спроса на них. Общий спрос на инвестиционные ресурсы можно рассматривать как сумму всех инвестиционных решений предприятий и фирм.

Изменение спроса на инвестиции может происходить под действием всех факторов, способных повлиять на ожидаемую прибыль: ожидание предпринимателей, основанные на прогнозе будущей конъюнктуры рынка; уровень цен; изменения в экономической политике, прежде всего в фискальной; изменение в стоимости капитала и его обслуживания, топливно-энергетических ресурсов, а также факторы научно-технического прогресса.

Предложение инвестиций определяется процессом сбережения.


8. Взаимосвязь инвестиций и сбережений.

Сбережение представляет собой результат накопления собственниками богатства, в частности, в виде денежных средств. При этом к основным побудительным мотивам накопления сбережений могут быть отнесены следующие: перестраховка - деньги откладываются "на черный день"; бережливость; отсроченная покупка сбережения накапливаются для осуществления финансирования покупки в будущем; контрактные обязательства - деньги откладываются для погашения закладной или выплаты ссуды, уплаты страховых взносов и т. п.

Но основными в данный момент времени формами сбережения, несмотря на значительный рост вложений в ПИФы, являются банковские вклады, иностранная валюта, наличные денежные средства "под матрасом". При выборе из имеющихся инструментов сбережения владельцы сберегаемых денег вынуждены обращать внимание на целый ряд критериев. Среди них присутствуют три основных критерия, а именно: ликвидность, безопасность, норма дохода.

Являясь одним из факторов изменения уровня дохода, сбережения представляют собой утечку денежных средств из кругооборота дохода, так как оставляют в нем меньше денег для процесса потребления и тем самым сокращают объем кругооборота доходов. Также следует отметить, что форма сбережений граждан "на руках" представляет собой чистую утечку средств из кругооборота дохода.

С другой стороны, сбережения домашних хозяйств могут порождать инвестиции, которые, в свою очередь, создают дополнительный капитал, обеспечивающий дополнительный выпуск ВВП.

При инвестировании денежные средства используются для приобретения различного рода активов. Рост их стоимости создает доход. Само слово "инвестиции" имеет несколько значений. Потребительские инвестиции означают покупку товаров длительного пользования или недвижимости. Инвестиции в бизнес (экономические инвестиции, капитальные вложения) - имеют главным своим мотивом извлечь прибыль и означают приобретение для этих целей производственных активов. Финансовые инвестиции (инвестиции в ценные бумаги) означают, приобретение активов в форме ценных бумаг для получения прибыли.

Инвестирование отличается от сбережений мотивами, возможностью получить доход и субъектами, их осуществляющими. Инвестиции суть производная по времени от сбережений: то, что сегодня накапливается, завтра принесет доход; впрочем, справедливо будет и обратное: что сегодня дает прибыль, в будущем позволит создать накопленный капитал.

Одним из самых перспективных источников финансовых ресурсов являются домашние хозяйства. Привлечение средств населения в инвестиционную сферу путем продажи акций приватизируемых предприятий и инвестиционных фондов, в частности, могло бы рассматриваться не только как источник капиталовложений, но и как один из путей защиты личных сбережений граждан от инфляции. Стимулировать инвестиционную активность населения можно путем установления в банках более высоких процентных ставок по личным вкладам, привлечение средств населения на жилищное строительство и т.п. Для притока сбережений населения на рынок капитала необходима широкая сеть посреднических финансовых организаций банков и фондов, страховых компаний, пенсионных фондов, строительных обществ и др. Однако важно по возможности обеспечить защиту тем, кто готов вкладывать свои деньги, установив строгий государственный контроль над предприятиями, претендующими на привлечение средств населения. Одним из первых шагов в этом направлении было введение системы страхования вкладов.

В заключение хотелось еще раз отметить особую роль инвестиций, основанных как на российских, так и иностранных источниках, на современном этапе развития рыночных отношений в России. Путем привлечения инвестиций можно преодолеть проблемы, возникшие в производственной сфере в последнее десятилетие, добиться высоких темпов экономического роста, что в конечном итоге способствует разрешению социальных проблем (снижение уровня безработицы, рост жизненного уровня населения и т.д.).

9. Равновесный объем национального производства (два способа определения) и эффективный спрос в кейнсианской модели.

Равновесным здесь считается такой объем производ­ства, который обеспечивает равенство совокупных расходов в экономике и объема произведенной в обществе продукции. Рав­новесный объем производства — равновесный ВВП — такой объем производства, который обеспечивает совокупные расходы, доста­точные для реализации данного объема производства, т. е. при рав­новесном ВВП общая стоимость произведенных товаров равна стоимости реализованных (приобретенных) товаров: равновесный ВВП = AЕ, или равновесный ВВП = С+ I&. Это условие, при ко­тором вся произведенная продукция раскупается, т. е. на нацио­нальном рынке нет ни излишков, ни дефицита продукции.

Выделяют два основных подхода к определению равновесно­го ВВП: метод сопоставления совокупных расходов и реального ВВП (объема производства в экономике) и метод сопоставления сбережений и инвестиций (метод «изъятия—инъекции»). Как следует из самого названия первого метода, он предполагает сравнение совокупных расходов на уровне всей экономической системы и объема производства, который предлагают фирмы. В том случае, когда выполняется тождество, представленное выше, вся произведенная в обществе продукция раскупается, экономика достигает макроэкономического равновесия.
10. Парадокс бережливости. Теория мультипликатора_акселератора.

Парадокс формулируется следующим образом: "Чем больше мы откладываем на черный день, тем быстрее он наступит". Если во время рецессии все начнут экономить, то совокупный спрос уменьшится, что повлечет за собой уменьшение зарплат и, как следствие, уменьшение сбережений. То есть можно утверждать, что когда все экономят, то это неизбежно должно привести к уменьшению совокупного спроса и замедлению экономического роста.Кейнсианская модельВ простой кейнсианской модели следовало, что для экономического роста необходимо увеличивать совокупные расходы, которые действуют подобно инъекциям, обусловливая рост совокупного дохода с эффектом мультипликатора. А все изъятое из потока расходов мультипликативно сокращает совокупный доход, подталкивая экономику к рецессии или депрессии. Отсюда следовал парадоксальный вывод: чем больше экономика сохраняет, тем беднее она становится. Таким образом, парадокс состоит в том, что пока растут сбережения конкретного человека, экономика в целом страдает[источник не указан 21 день]. В таком виде парадокс представляется как дилемма заключенного, где сбережения выгодны для каждого человека по отдельности, но вредны для населения и экономики в целом.Классическая модельОднако мрачная картина парадокса сбережений присутствует только в кейнсианской модели. В классической модели сбережения всегда равны инвестициям. Поэтому, согласно представлениям классиков, при увеличении сбережений инвестиции возрастают на аналогичную величину. В результате сокращения дохода не происходит. Аналогично, если увеличивается предельная норма изъятия в результате роста любого из видов изъятий, то это компенсируется соответствующим ростом инъекций, и величина совокупного выпуска не меняется.Генри Гацлит обратил внимание на то, что в «Общей теории …» Кейнс допустил ряд ошибок и неточностей в определении понятия «сбережения» и «инвестиции»[3]. В частности, Кейнс сначала определил сбережения и инвестиции таким образом, что они были идентичны и являются лишь разными аспектами одного явления. Но впоследствии Кейнс незаметно отказывается от этих определений и строит теорию экономических циклов при условии неравенства сбережений и инвестиций.Простая кейнсианская модель позволяет показать выход из рецессии. Таким фактором должно стать активное вмешательство государства в экономику. Не случайно меры, предлагаемые представителями кейнсианства получили название политики государственного регулирования. Кейнс и его последователи предлагали использовать для стабилизации экономики фискальную политику, и в первую очередь, такой ее инструмент, как изменение величины государственных расходов, поскольку это позволяет напрямую, а, следовательно, в максимальной степени влиять на совокупный спрос и с мультипликативним эффектом на совокупный выпуск и доход.Австрийская модельПредставители Австрийской школы считают, что сбережения, то есть отказ от потребления нынешних благ в пользу большего потребления в будущем является основой экономического развития[4].ПрименениеЛауреат Нобелевской премии по экономике Пол Кругман привел парадокс бережливости как один из аргументов в пользу ведения политики увеличения государственных расходов[5]. По его мнению, в то время, когда домохозяйства вынуждены уменьшать расходы, экономика для оживления требует замены обычных потребителей правительством: именно правительство должно утвердить различные государственные программы. Зато, по мнению конгрессмена от штата Техас Рона Пола, настоящий благосостояние может быть создано благодаря сбережениям, ограничению потребления нынешних благ для увеличения потребления благ в будущем.[6]

11. Цели и задачи фискальной политики, ее основные инструменты.

Среди многочисленных задач фискальной политики, образующих так называемое дерево целей основными являются:

1. устойчивый рост национального дохода,

2. умеренные темпы инфляции,

3. полная занятость,

4. сглаживание циклических колебаний экономики.

Инструментарий фискальной политики включает: манипуляцию различными видами налогов и налоговых ставок, кроме того, трансфертные платежи и другие виды государственных расходов. Важнейшим комплексным инструментом и показателем эффективности фискальной политики является государственный бюджет, объединяющий налоги и расходы в единый механизм.

Различные инструменты по-разному воздействуют на экономику. Государственные закупки, образуют один из компонентов совокупных расходов, а, следовательно, и спроса. Как и частные расходы, государственные закупки увеличивают уровень совокупных расходов. Помимо государственных закупок имеется еще один вид госрасходов. А именно - трансфертные платежи. Они не включаются в ВНП, однако, они входят и учитываются в личном доходе и располагаемом доходе. Объем частного потребления скорее зависит не от национального, а от располагаемого дохода. Трансфертные платежи косвенно влияют на потребительский спрос, увеличивая располагаемый доход домохозяйств. Инструментом отрицательного воздействия на совокупные расходы являются налоги. Любые налоги означают уменьшение размеров располагаемого дохода. Уменьшение располагаемого дохода в свою очередь ведет к сокращению не только потребительских расходов, но и сбережений.


12. Государственные расходы и налоги.

Под государственными расходами понимаются расходы на содержание государства, а также государственные закупки товаров и услуг. Эти закупки могут быть самых разных видов: от строительства за счет бюджета дорог, школ, медицинских структур до докупки сельхозпродукции, военной техники и т.д. В данном случае потребителем выступает само государство.

Расходы государства на покупку отражаются в расходах бюджета, поэтому они должны быть эффективны и обеспечивать количественно и качественно национальноый экономический рост. Это значит, что фискальная политика, проводимая государством, должна отвечать общественным целям: сглаживанию колебаний экономического цикла, стабилизации темпов экономического роста, достижению высокого уровня занятости, достижению умеренных темпов инфляции.

Политика государственных расходов и налогов — важный инструмент государственного регулирования экономики и ее стабилизации. Она оказывает непосредственное воздействие на уровень совокупных расходов, на объем ВВП и занятость населения, а также на регулирование спроса.

Государственные расходы оказывают такое же влияние на совокупный спрос, что и потребительские расходы и инвестиции. Подобно инвестициям, они обладают мультипликативным эффектом. Мультипликатор государственных расходов показывает приращение ВНП в результате приращения государственных расходов, потраченных на закупку товаров и услуг:

KG = (дельта)ВНП/(дельта)G

где K — мультипликатор государственных расходов; дельтаВНП — приращение валового национального продукта; дельтаG — приращение государственных расходов.

Налоги составляют основу государственных регуляторов экономики. Бюджетно-налоговая политика — это совокупность мер правительства по изменению государственных расходов и налогообложения, направленных на обеспечение полной занятости и производство равновесного ВНП.

Снижение налогов для потребителей ведет к росту их доходов, а соответственно расходов, что выражается в росте спроса на потребительские товары. Снижение налогов для фирм ведет к росту доходов предпринимателей, что стимулирует их расходы на новые инвестиции и ведет к росту спроса на инвестиционные товары.


13. Налоговая система, ее элементы. Виды налогов.

Налог – часть денежных доходов физических и юридических лиц, отчуждаемых и присваемых государством.

Налоговая система представляет собой комплекс отношений, связанных с организацией взимания налогов в стране. Включает 3 компонента: определение самих налогов, функционирование механизма налогообложения о организационно-правовой блок, обеспечивающий выполнение налогового законодательства.

Налоговая политика - система мероприятий государства в области налогообложения, которая строится с учетом компромисса интересов государства и налогоплательщиков. Как часть общей экономической политики государства, она определяется целями общества. Эти цели формируют требования к налогообложению, его налоговой базе, тяжести налогообложения и способам изъятия доходов.

Функции налогов:

Фискальная функция налогов связана с обеспечением государственного бюджета денежными ресурсами.

Регулирующая функция осуществляет коррекцию хозяйственного развития для придания экономическому росту устойчивого характера. Осуществляется по следующим направлениям:

обеспечение общего экономического равновесия, в том числе смягчение конъюнктурных циклических колебаний;

перевод экономики на более высокую ступень конкурентоспособности;

обеспечение социальной гармонии через перераспределение доходов.

Перераспределительная (менять доходы хозяйствующих субъектов)

Контрольная – обязательность налоговых платежей в соответствии с величиной доходов.

Принципы налогообложения - это правила, которыми следует руководствоваться при построении налоговой системы. К ним следует отнести:

Всеобщность

Стабильность

Равнонапряженность – взимание налогов по единым ставкам

Социальная справедливость (дифференциация налоговых ставок) и др.

Виды налогов:

По методам взимания:

Прямые (непосредственно с доходов или имущества хозяйствующих субъектов): подоходный, налог на прибыль, на недвижимость и тд;

Косвенные (устанавливаются в виде надбавок цене товара): НДС, акцизы, таможенные пошлины.

От органов взимающих налоги:

Федеральный (НДС, подоходный, налог на прибыль и тд)

Региональный (налог на недвижимость, транспортный)

Местный (земельный, налог на рекламу, налог на имущество физических лиц).

По характеру взимания:

Пропорциональные (ставка постоянна);

Прогрессивные (ставка повышается при повышении дохода)

Регрессивные (ставка повышается по мере увеличения доходов)

Зависимость между получаемыми государством налоговыми поступлениями и ставками налогов описывается кривой Лаффера

Современные принципы налогообложения получились таковы:

1. Уровень налоговой ставки должен устанавливаться с учетом возможно-стей налогоплательщика, т. е. уровня доходов. Налог с дохода должен быть про-грессивным (то есть чем больше доход, тем больший процент от него уплачи-вается в виде налога). Принцип этот соблюдается далеко не всегда, некоторые налоги во многих странах рассчитываются пропорционально (ставка налога оди-накова для всех облагаемых сумм).

2. Необходимо прилагать все усилия, чтобы налогообложение доходов но-сило однократный характер. Многократное обложение дохода или капитала недо-пустимо. Примером осуществления этого принципа служит замена в развитых странах налога с оборота, где обложение оборота происходило по нарастающей кривой, на НДС, где вновь созданный чистый продукт облагается налогом всего один раз вплоть до его реализации.

3. Обязательность уплаты налогов. Налоговая система не должна остав-лять сомнений у налогоплательщика в неизбежности платежа.

4. Система и процедура выплаты налогов должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщиков и экономичными для учрежде-ний, собирающих налоги.

5. Налоговая система должна быть гибкой и легко адаптируемой к меняющимся общественно-политическим потребностям.

6. Налоговая система должна обеспечивать перераспределение создаваемого ВВП и быть эффективным инструментом государственной эконо-мической политики.

Кроме того, схема уплаты налога должна быть доступна для восприятия налогоплательщика, а объект налога должен иметь защиту от двойного или тройного обложения.

Элементы налога

Налоговая система базируется на соответствующих законодательных актах государства, которые устанавливают конкретные методы построения и взимания налогов, то есть определяют конкретные элементы налогов, к которым отно-сятся:

объект налога -- это имущество или доход, подлежащие обложению, изме-римые количественно, которые служат базой для исчисления налога;

субъект налога -- это налогоплательщик, то есть физическое или юриди-ческое лицо, которое обязано в соответствии с законодательством уплатить налог;

источник налога, то есть доход из которого выплачивается налог;

ставка налога -- величина налоговых отчислений с единицы объекта налога. Ставка определяется либо в виде твердой ставки, либо в виде процента и называется налоговой квотой;

налоговая льгота -- полное или частичное освобождение плательщика от на-лога;

срок уплаты налога -- срок в который должен быть уплачен налог и который оговаривается в законодательстве, а за его нарушение, не зависимо от вины налогоплательщика, взимается пени в зависимости от просроченного срока.

правила исчисления и порядок уплаты налога; штрафы и другие санкции за неуплату налога.

Налоги бывают двух видов. Первый вид -- налоги на доходы и имущество: подоходный налог и налог на прибыль корпораций (фирм); на социальное страхование и на фонд заработной платы и рабочую силу (так называемые социальные налоги, социальные взносы); поимущественные налоги, в том числе налоги на собственность, включая землю и другую недвижимость; налог на пе-ревод прибыли и капиталов за рубеж и другие. Они взимаются с конкретного фи-зического или юридического лица, их называют прямыми налогами. Второй вид -- налоги на товары и услуги: налог с оборота -- в большинстве развитых стран заменен налогом на добавленную стоимость; акцизы (налоги, прямо включаемые в цену товара или услуги); на наследство; на сделки с недвижимостью и ценными бумагами и другие. Это косвенные налоги. Они час-тично или полностью переносятся на цену товара или услуги.

Прямые налоги трудно перенести на потребителя. Из них легче всего дело обстоит с налогами на землю и на другую недвижимость: они включаются в арендную и квартирную плату, цену сельскохозяйственной продукции. Косвен-ные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем ме-нее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потреби-теля. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекла-дывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долго-срочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов. В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокраще-нию потребления, а при высокой эластичности предложения -- к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капи-тала в другие сферы деятельности.

Различают также твердые, пропорциональные, прогрессивные и регрессив-ные налоговые ставки. Твердые ставки устанавливаются в абсолютной сумме на единицу обложения, независимо от размеров дохода. Пропорциональные -- действуют в одинаковом процентном отношении к объекту налога без учета дифференциации его величины. Прогрессивные ставки предполагают возраста-ние величины ставки по мере роста дохода. Прогрессивные налоги -- это те на-логи, бремя которых сильнее давит на лиц с большими доходами. Регрессивные ставки предполагают снижение величины ставки по мере роста дохода. Регрес-сивный налог может и не приводить к росту абсолютной суммы поступлений в бюджет при увеличении доходов налогоплательщиков.

В зависимости от использования налоги делятся на общие и специфические. Общие налоги используются на финансирование текущих и капитальных расхо-дов государственного и местных бюджетов без закрепления за каким либо опре-деленным видом расходов. Специфические налоги имеют целевое назначение (например, отчисления на социальное страхование или отчисления на дорожные фонды).

14. Теория «экономики предложения». Кривая Лаффера.

Сторонники теории экономики предложения убеждены, что кейнсианская теория не может справиться со стагфляцией, потому что в центре этой теории — совокупный спрос. И основной ее вывод состоит в том, что спады в экономике являются результатом дефицита совокупных расходов и, следовательно, расширение спроса посредством осуществления соответствующей фискальной политики позволит восстановить полную занятость.

Производственные издержки и совокупное предложение играют пассивную роль в простой кейнсианской модели. При условии доступности неиспользуемых ресурсов совокупный объем выпуска, предлагаемого рынку, будет соответствовать приросту совокупных расходов.

Сторонники теории экономики предложения считают, что изменения в совокупном предложении — т.е. сдвиги в долгосрочной кривой совокупного предложения — должны быть признаны как «активная» сила, определяющая и уровень инфляции, и уровень безработицы. Экономические потрясения могут быть вызваны изменениями на стороне предложения, так же как и на стороне спроса.

Решающее значение в современных условиях имеет то, что кейнсианские экономисты, подчеркивая проблему спроса, упустили из виду политику, ориентированную на предложение, осуществление которой могло бы преодолеть стагфляцию.

Элементы экономической теории, ориентированной на предложение, обеспечили теоретическую основу экономической политики администрации президента Рейгана (1981 — 1988).

Рейганомика включала в себя следующие четыре основные направления экономической политики:

Рост государственного вмешательства в экономику был приоста- новлен за счет замораживания и сокращения расходов на социальные программы и программы поддержания уровня жизни. Расходы на оборо- ну, однако, были значительно увеличены.

Произошло значительное сокращение масштабов государственного регулирования частного предпринимательства.

Администрация поощряла Федеральную резервную систему удер- живать темп роста массы денег на уровне, который рассматривался бы как неинфляционный, хотя и достаточный для обеспечения экономичес- кого роста.

В 1986 г. налоговая система была реформирована таким образом, что предельная ставка налога на доходы состоятельных налогоплатель- щиков упала с 50 до 20% .

Обычно считается, что основной компонентой экономической теории предложения является использование в качестве антиинфляционной меры сокращение налогов. Именно это суждение рассмотрим далее.

Кривая Лаффера

Лаффер — сторонник теории предложения — доказал, что более низкие ставки налогов вполне совместимы с возросшими налоговыми поступлениями. Сокращение налогов не должно вызывать инфляционные дефициты.

Его взгляд известен как кривая Лаффера, которая на рисунке 6 раскрывает связь между ставками налогов и налоговыми поступлениями.

Рис. 6. Кривая Лаффера (найдите в интернете сами :) )

Основная идея заключается здесь в том, что по мере роста ставки налога от нуля до 100% налоговые поступления будут расти от нуля до некоторого максимального уровня (М), а затем снижаться до нуля.

Налоговые поступления падают после некоторой точки, потому что более высокие ставки"налога сдерживают экономическую активность, и, следовательно, налоговая база (национальный выпуск и доход) сокращается. Это легче всего проиллюстрировать в крайней точке, когда ставка налога составляет 100%.

Налоговые поступления здесь сокращаются до нуля, потому что 100%-ная ставка налога имеет характер конфискации и останавливает производство. В свою очередь, 100%-ный подоходный налог, приложенный к налоговой базе, равной нулю, приносит нулевой налоговый доход.

Идея Лаффера состояла в том, что в некоторой точке (например, АО ставки налога столь высоки, что налоговые поступления ниже максимума М (рис.28.6). Логическое рассуждение Лаффера убеждало в том, что более низкие ставки налогов смогут создать стимулы к работе, сбережениям и инвестициям, инновациям и принятию деловых решений, подталкивая, таким образом, существенное расширение национального производства и дохода. Такая расширившаяся налоговая база сможет поддерживать налоговые поступления на прежнем уровне даже при том, что ставки налога будут ниже.

По мнению сторонников теории, ориентированной на предложение, сокращение дефицита будет обеспечиваться также двумя другими обстоятельствами.

Во-первых. Сократятся масштабы уклонения и неплатежа налогов. Высокие предельные ставки подоходных налогов подталкивают налогоплательщиков к тому, чтобы не платить налогов посредством использования различных налоговых укрытий: приобретение муниципальных облигаций; укрывательство доходов от налоговой инспекции и т.д. Снижение ставок налогов ослабит склонность к участию в таких операциях.

Во-вторых. Стимулы к производству и увеличению занятости, которые возникнут в результате снижения налоговых ставок, обеспечат сокращение правительственных трансфертных платежей.

Например, создание больших возможностей для занятости сократит масштабы платежей пособий по безработице и, следовательно, будет сокращать дефицит бюджета.

Итак, современная макроэкономическая теория находится в состоянии постоянного изменения. Существуют конкурирующие между собой теории которые пытаются объяснить, как функционирует экономика: кейнсианство, монетаризм, теория рациональных ожиданий, теория, ориентированная на предложение.

15. Госбюджет и государственный долг.

Главным денежным фондом страны является госбюджет. Категория «госбюджет» также означает утвержденный парламентом годовой план государственных доходов и расходов.

Основные источники дохода госбюджета:

Налоги;

Внешние и внутренние займы;

Продажи государственных запасов и госсобственности;

Доходы от госсобственности;

Внешняя торговля.

Важнейшие статьи расходов:

Расходы на социальные нужды;

Расходы на поддержание хозяйственной конъюнктуры;

Военные расходы;

Зарплата бюджетников;

Расходы на содержание внутренних органов;

Выплата процентов по госдолгам и др.

Бюджетные средства могут быть другому субъекту в виде:

Дотации – средства переданные бюджету другого уровня для покрытия текущих расходов.

Субвенции – средства, переданные бюджету другого уровня или юридическому лицу для осуществления целевых расходов.

Субсидии – разовое пособие бюджету другого уровня, физическим или юридическим лицам.

Часть статей бюджета не подлежит сокращению («защищенные статьи»). В РФ: зарплата, пенсии, стипендии, пособия и т.д.

Дефицитом бюджета называется превышение расходов над доходами, т.е. недостаточность средств, ресурсов по сравнении с запланированным уровнем.

Профицитом называют положительное сальдо бюджета, превышение доходов над расходами.

Госдолг – сумма задолженности государства внутренним и внешним кредиторам:

- Внутренний – сумма задолженности государства своим гражданам и институциональным субъектам.

- Внешний – сумма обязательств государства по импорту товаров и представленным ему кредитам.


16. Денежная масса и денежные агрегаты.

Денежная масса – совокупность денежных агрегатов, в которой каждый последующий агрегат включает предыдущие.

Важнейшим количественным показателем денежного обращения является денежный заем, представляющий собой совокупный объем покупательных и платежных средств, обслуживающих хозяйственный оборот и принадлежащих частным лицам, предприятиям и государству. Для анализа количественных изменений денежного обращения на определенную дату и за определенный период, а также для разработки мероприятий по регулированию темпов роста и объема денежной массы используются различные показатели (денежные агрегаты).

Применяется следующий набор основных Денежных агрегатов:

агрегат М-1 – включает наличные деньги в обращении (банкноты, монеты) и средства на текущих банковских счетах;

агрегат М-2 – состоит из агрегата М-1 плюс срочные и сберегательные вклады в коммерческих банках (до четырех лет);

агрегат М-З – содержит агрегат М-2 плюс сберегательные вклады в специализированных кредитных учреждениях;

агрегат М-4 – состоит из агрегата М-З плюс депозитные сертификаты крупных коммерческих банков.

Анализ структуры и динамики денежной массы имеет важное значение при выработке центральными банками ориентиров кредитно-денежной политики.

Для расчета совокупной денежной массы в обращении в Российской Федерации предусмотрены следующие денежные агрегаты:

агрегат М-0 – наличные деньги;

агрегат М-1 – равен агрегату М-О плюс расчетные, текущие и прочие счета (расчетные счета, специальные счета, счета капительных вложений, аккредитивы и чековые счета, счета местных бюджетов, сч eта бюджетных, профсоюзных, общественных и других организаций, средства Госстраха, фонд долгосрочного кредитования); плюс вклады в коммерческих банках; плюс депозиты до востребования в Сбер банке;

агрегат М-2 – равен агрегату М-1 плюс срочные вклады в Сбербанке;

агрегат М-З – равен агрегату М-2 плюс депозитные сертификаты и облигации государственных займов.

Использование различных показателей денежной массы позволяет дифференцированно подойти к анализу состояния денежного обращения. Изменение объема денежной массы может быть результатом как изменения массы денег в обращении, так и ускорения их оборота. Скорость обращения денег – показатель интенсификации движения денег при функционировании их в качестве средства обращения и средства платежа.

В промышленно развитых странах в основном исчисляются два показателя скорости роста оборота денег:

показатель скорости обращения в кругообороте доходов – отношение валового национального продукта (ВНП) или национального дохода к денежной массе, а именно к агрегату М-1 или М-2; этот показатель раскрывает взаимосвязь между денежным обращением и процессами экономического развития;

показатель оборачиваемости денег в платежном обороте – отношение суммы переведенных средств по банковским текущим счетам к средней величине денежной массы.

17. Спрос на деньги. Виды спроса на деньги.

В отличие от обычного спроса на товарных рынках, который формируется как поток купленных товаров за определенный период, спрос на деньги выступает как запас денег, который стремятся иметь в своем распоряжении экономические субъекты на определенный момент. Если такой запас денег рассматривать как элемент богатства, которым владеют экономические субъекты, то спрос на деньги можно трактовать как их желание иметь определенную часть своего портфеля активов (богатства) в ликвидной форме. Если владельцы портфелей активов отдают предпочтение ликвидной форме, то это будет означать рост спроса на деньги, и наоборот. Такой (портфельный) подход к изучению спроса на деньги был применен Дж.М.Кейнсом, который назвал свое трактование спроса на деньги теорией преимущества ликвидности.

Трактование спроса на деньги как явления остатка предопределяет существенное отличие его от спроса на доход, что является явлением потока. Хотя эти два явления тесно переплетаются, тем не менее они не совпадают ни за объемами, ни по направлениям и динамикой движения. Например, экономический субъект хочет иметь в этом месяцы доход 10 тыс. грн, а запас денег на конец месяца — 4,0 тыс. грн. Если в начале месяца у него не было запаса денег, то это будет означать, что его спрос на деньги возрос на 4,0 тыс. грн. Для его удовлетворения из дохода 10,0 тыс. грн он должен израсходовать на текущие нужды 6,0 тыс. грн, а 4,0 тыс. грн отложить в запас. Тем не менее он может удовлетворить свой спрос на деньги и другим путем, например, продав часть имеющихся в его портфеле активов, которые не принадлежат к запасу денег, в частности акции, автомобиль или квартиру, а выручку поместить в запас. Это значит, что спрос на деньги не только по сути отличается от спроса на доход, а и имеет относительно самостоятельные источники удовлетворения.

За такого трактования спроса на деньги это явление приобретает важное значение в практике управления денежной сферой. Наличие спроса на деньги означает, что в его границах экономические субъекты будут держать деньги у себя, не «выбросят» на товарный, валютный или фондовый рынки и не нарушат сформированную там равновесомую. Поэтому рост спроса на деньги расширяет экономическую границу эмиссии денег, ее рост не повредит указанным рынкам, будет безинфляционным, приведет к повышению уровня монетизации экономики.

Существуют три вида спроса на деньги:

1. Спрос на деньги со стороны сделок;

2. Спрос на деньги со стороны активов;

3. Общий спрос на деньги.

Наши рекомендации