Тема 4. правила функционирования экономики
План лекции
4.1. Нормы и правила.
4.2. Формальные и неформальные правила.
4.3. Соподчинение и классификация правил.
4.4. Правила и санкции.
Цель лекции – раскрыть сущность правил функционирования экономики и их виды.
Ключевые слова –норма, правило, структура правил, формальные правила, неформальные правила, институциональная среда, институциональные соглашения, надконституционные правила, конституционные правила, экономические правила, санкции.
1. Основным элементом институциональной среды, в которой люди осуществляют свой выбор, являются нормы. По сути, это базовый регулятор взаимодействия между людьми.
Нормой определяется, как должен себя вести индивид в различных ситуациях, при этом выполнение предписания носит либо добровольный характер, либо основывается на санкциях (социальных, экономических, юридических).
Элементы, из которых конструируются нормы таковы:
- атрибуты, определяющие группу людей, на которую распространяется норма;
- фактор долженствования (может, должен или не должен);
- цель;
- условия, при которых действует санкция;
- санкции, которые бывают юридическими, фиксируемыми в нормах права, и социальными, основанными на остракизме.
Выделение этих пяти элементов позволяет разграничить различные виды норм: совместную стратегию, норму в узком смысле этого слова и правило.
Указанные нормы имеют следующую структуру.
Совместная стратегия = атрибут + цель + условие.
Норма = атрибут + фактор долженствования + цель + условие.
Норма в узком смысле слова практически совпадает с понятием соглашения, ведь выполнение предписания соглашения носит чисто добровольный характер.
Правило = атрибут + фактор долженствования + цель + условие + санкция.
При переходе к правилу добровольный характер выполнения предписаний исчезает – в ход вступают санкции.
Экономисты чаще всего не разграничивают нормы и правила. Так в учебнике «Институциональная экономика» под редакцией А.А.Аузана дается следующее определение правил.
Правила – это модели или образцы поведения, говорящие о том, как следует себя вести в той или иной ситуации.
Любое правило имеет логическую структуру:
- описание условий (ситуации), в которых субъект обязан следовать образцу;
- описание образца действий;
- описание санкций (наказаний, которые будут применены к субъекту, который повел себя не в соответствии с образцом, и (или) поощрений, которые он получит, последовав образцу, оказавшись в соответствующей ситуации) и их субъектов; субъекты санкций называются также гарантами нормы.
Характер правил может быть:
- обязывающий;
- запрещающий;
- разрешающий.
2. Нормы или правила являются базовыми элементами институтов. Следовательно, описание любого действующего института содержится в памяти индивидов, следующих входящим в него правилам: адресаты нормы знают, как им следует себя вести в соответствующей ситуации, гарант нормы знает, что представляют собой нарушения нормы и как следует на них реагировать. Знания эти могут быть неполными и различаться в деталях. Содержание института может иметь и внешнее представление – в виде текста на том или ином языке.
В виде текста могут быть описаны обычаи, которым следуют определенные группы людей. А также в виде текста может быть оформлено содержание законов, кодексов, инструкций и т.д.
Публикации, содержащие описания обычаев, являются результатом инициативной работы исследователей, они никого ни к чему не обязывают.
Публикации, содержащие тексты законов и инструкций, являются официальными публикациями, осуществляемыми от имени государства, или зарегистрированными, то есть признанными государством, частными организациями (например, правила внутреннего распорядка университета или торговой компании), и они обязывают всех, к кому относятся, исполнять содержащиеся в них правила поведения.
Правила, существующие в памяти участников различных социальных групп, в роли гаранта которых выступает любой участник группы, заметивший их нарушение, называются неформальными правилами. К ним относятся традиции, обычаи, социальные условности.
Правила, существующие в форме официальных текстов или удостоверенных третьей стороной устных договоренностей, в роли гарантов которых выступают индивиды, специализирующиеся на этой функции, называют формальными правилами. К ним относятся конституции, законы, административные акты, судебные решения и т.д.
Необходимость правил появляется всегда при наличии более чем одного субъекта, если между ними возникают какие-либо отношения.
Неформальные нормы появились в обществе гораздо раньше формальных и послужили во многом основой для формальных, законодательно закрепленных норм.
3. Проблему соподчинения правил целесообразно рассматривать в связи с ролью институтов в изменении экономического поведения.
Рассмотрим трехуровневую схему анализа всей совокупности институтов в рамках экономической системы.
Взаимодействие индивидов – первый уровень. Взаимодействие институтов, которые представляют собой институциональные соглашения – второй уровень. Взаимодействие институтов, которые являются составляющими институциональной среды – третий уровень.
Институциональные соглашения – это договоренности между индивидами и (или) их группами, определяющие способы кооперации и конкуренции.
Институциональная среда – совокупность основополагающих социальных, политических, юридических и экономических правил, определяющих рамки человеческого поведения.
Составляющими институциональной среды выступают правила социальной жизни общества, функционирования его политической сферы, базовые правовые нормы – конституция, законы и т.д.
Поскольку институциональные соглашения представляют собой добровольные договоренности, то предпочтения и интересы субъектов играют решающую роль в возникновении (создании) тех или иных институциональных соглашений, но в рамках, определяемых институциональной средой.
Институциональные соглашения влияют друг на друга. Институциональная среда влияет на институциональные соглашения, так как правила, входящие в состав институциональной среды, определяют несовпадающие издержки заключения различных институциональных соглашений.
Институциональные соглашения влияют на индивидуальное поведение. Например, существует механизм принуждения к выполнению контракта, чтобы не были нарушены права ни одной из сторон. Институциональные соглашения влияют на институциональную среду.
Институциональная среда влияет на индивидуальное поведение. Например, через законы прямого действия, когда субъект может обратиться в суд в случае нарушения его прав, гарантированных Конституцией.
Индивид влияет на институциональную среду. Это происходит двумя основными способами: во-первых, через участие в выборах законодательных органов государства; во-вторых, через заключение институциональных соглашений.
Правила содержательно упорядочены: норма более низкого порядка уточняет и раскрывает содержание нормы более высокого порядка. Последние, более общие, очерчивают рамки, детали внутри которых регулируют более частные нормы, и в этом смысле являются конституционными или надконституционными.
Надконституционные правила – это наиболее общие и трудно измеряемые неформальные правила, имеющие глубокие исторические корни в жизни различных народов, тесно связанные с преобладающими стереотипами поведения, религиозными представлениями и т.п., и зачастую не осознающиеся индивидами, то есть перешедшие в разряд стереотипов поведения больших групп населения.
Конституционные правила – во-первых, устанавливают иерархическую структуру государства; во-вторых, определяют правила принятия решений по формированию государственных органов власти, например, правила голосования в демократических государствах, правила наследования власти в монархиях; в-третьих, определяют формы и правила контроля действий государства со стороны общества.
Они могут иметь как формальный, так и неформальный характер. Конституционные правила как особый слой институциональной среды могут выделяться не только на уровне государства, но и на уровне других организаций, фирм, корпораций, некоммерческих фондов. Их функцию выполняют уставы, различные корпоративные кодексы и т.д.
Экономические правила – правила, непосредственно определяющие формы организации хозяйственной деятельности, в рамках которых экономические субъекты формируют институциональные соглашения и принимают решения об использовании ресурсов.
К экономическим правилам относят квоты на импорт или экспорт той или иной продукции, запреты на использование некоторых видов контрактов, законодательно установленные предельные сроки действия патентов на изобретения и т.п.
4. Ограничивающий характер любой нормы или правила очень важен для понимания многих наблюдаемых на практике форм экономического поведения. Если экономический субъект видит, что его действие способно принести ему значительную выгоду, но запрещено неким правилом, у него вполне может возникнуть стимул к нарушению этого правила.
В этом случае решение обычно принимается следующим образом. Если ожидаемая выгода от нарушения превышает ожидаемые издержки нарушения, то рациональным оказывается нарушить правило. Ожидаемые издержки нарушения зависят от того, будет ли нарушитель выявлен и наказан. Поэтому снижению вероятности наказания будут способствовать такие формы поведения нарушителя, как обман, дезинформация, хитрость и т.д.
Поведение, нацеленное на преследование собственного интереса и не ограниченное соображениями морали, то есть связанное с использованием обмана, хитрости и коварства, в экономической теории называется оппортунистическим поведением.
Средством предотвращения нарушений правил выступают санкции – те или иные наказания за нарушение правила, то есть действия, направленные на снижение полезности для их объекта, например, путем возложения на него некоторых дополнительных издержек.
Классификация санкций может быть построена различными способами, например, путем деления санкций на социальные и экономические, формальные и неформальные, разовые и длительные и т.п.
Субъектом санкций выступает гарант правила – индивид, выявляющий нарушение и применяющий санкции к нарушителю.
Вопросы для самоконтроля
1. Дайте определение правилу. Сравните его с нормой.
2. Раскройте сущность неформальных правил.
3. Раскройте сущность формальных правил.
4. Рассмотрите трехуровневую схему совокупности институтов в рамках экономической системы.
5. Что понимается под санкцией?
ЛИТЕРАТУРА
Основная литература:
1. Бренделева Е.А. Неоинституциональная теория. Учебное пособие – М.: ТЕИС, 2003. – 253 с.
2. Институциональная экономика: Учебник /Под общ. Ред. А. Олейника. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 704 с.
3. Институциональная экономика: новая институциональная экономическая теория: Учебник /Под общ. Ред. А.А.Аузана. – М.: ИНФРА-М, 2005. – 416 с.
4. Кузьминов Я., Юдкевич М. Курс лекций по «Институциональной экономике – www.iet.ru/mipt/
5. Олейник А. Институциональная экономика. Учебно-методическое пособие. //Вопросы экономики. – 1999. - №№ 1-12.
6. Сундетов Ж.С., Нуркешева А.Ж. Основы институциональной экономики. Учебное пособие. – Астана: КазГАТУ, 2007. – 194 с.
Дополнительная литература:
Административные барьеры в экономике: институциональный анализ /Под ред А.А. Аузана, П.В. Крючковой. М.: ИНП Общественный договор, 2002.
Бартенев С.А. История экономических учений. Учебник.- М. Экономисть, 2004.
История экономических учений /Под ред. В.Автономова, О. Ананьина, Н. Макашевой: Учебное пособие. – М.: Инфра-М, 2002.
История экономических учений (современный этап) /Под общ. ред А.Г. Худокормова. –М.: Инфра-М, 2002
Корнейчук Б.В. Институциональная экономика: учебное пособие для вузов. М.: Гардарики, 2007. – 255 с.
Коуз Р. Фирма, рынок, право. М.: Дело, 1993.
Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. М.: Начала, 1997.
Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория. М.: ТЕИС, 2002.
Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты. М.: Дело, 2001.