ХЭҚ-тың халықаралық экономикалық жүйедегі орнын ашып көрсетіңіз

Жок

Жок

Халықаралық экономикалық жүйеге, оның компоненттеріне, жүйелеріне талдау жасаңыз

Международная экономическая система - это совокупность элементов мировой экономики с присущими характеристиками каждому из них, в процессе элементов мировой экономики возникают интегративные качества, характеристики закономерности финансирования этой системы.
Основными элементами международной экономической системы есть страны и группы стран. Международная экономическая система состоит из подсистем национальных и международных институтов и подсистемы международных рынков (различных), а также состоит из международных экономических отношений. Международные экономические отношения (МЭО) — экономические отношения между государствами, региональными группировками, транснациональными корпорациями и другими субъектами мирового хозяйства.

Международная экономическая система – сфера, в которой разного рода ресурсы (товары, услуги, капиталы/инвестиции) перемещаются из одной национальной экономики в другую, взаимодействуют между собой государства, международные организации и частные лица (операторы) по поводу ресурсов или в связи с ними. Международная экономическая система – и каждая из ее подсистем – состоит из нескольких компонентов. Их можно обозначить так: предметно-объектный компонент (или, проще, - предметный); институционально-субъектный компонент (или просто - субъектный); нормативно-регулятивный компонент (регулятивный); функциональный компонент; идеологический компонент.

Общая часть включает: генезис и философию МЭП, понятие МЭП и его систематику; субъекты МЭП и их особенности; источники МЭП в формальном смысле и особые международно-правовые принципы МЭП. Особенная часть включает такие разделы, как: а) организационно-правовые формы регулирования международных экономических отношений, в том числе на универсальном и региональном уровнях; б) международное торговое право, в том числе: регулирование торговли товарами, услугами, валютно- финансовое регулирование; гармонизация и унификация торгового права; нарушения и ограничения международных торгово-экономических отношений; в) международное имущественное право, в том числе: международно-правовой режим государственной и межгосударственной собственности; имущественный режим так называемого «общего наследия человечества»; международное инвестиционное право; международно-правовые аспекты режима ТНК; международное право интеллектуальной собственности и международное налоговое право.
Характерной особенностью развития международно-экономических отношений является интернационализация хозяйственной жизни, т.е. процесс сближения национальных экономик, который является объективный, что проявляется в большом росте производственной взаимозависимости экономических субъектов разных стран, международного товаро-учета, рабочей силы и движения капиталов.
Интернационализация предполагает рост международной мобильности факторов производства и готовых изделий. Также интернационализация хозяйственной жизни проявляет свою сущность в интернационализации капитала и интернационализации производства.

ХЭҚ-тың халықаралық экономикалық жүйедегі орнын ашып көрсетіңіз

Халықаралық экономикалық құқық – халықаралық құқық субъектілерінің арасындағы, олардың халықаралық экономикалық қатынастары саласындағы қызметін қағидалар мен нормалардың жиынтығын көрсететін халықаралдық құқықтың бір саласы. Халықаралық құқық ғыллымы халықаралық экономикалық қатынас мәселелерміен толық көлемде тек әлемдік капиталистік нарық жедел дами бастаңанда ғана айналыса бастады.
Халықаралық құқық халықаралық экономикалық қатынастардың кең көлемді саласын іс жүзінде реттемеген де болатын. Ал халықаралық аренада экономикалық қарым-қатынс қатысушылары ұлғая береді. Сөйтіп, реттеу объектісінің заңдық табиғатын айқындаудың объективті қажеттігі пайда болды. Мемлекеттердің экономикалық қызметі халықаралық құқықтық реттеуге мұқтаж еді.

Международное экономическое право (МЭП) - это отрасль современного международного права, регулирующая отношения между государствами и иными субъектами международного права в сфере торгово-экономического, финансово-инвестиционного, таможенного и других видов сотрудничества.

Особенностью МЭП, отличающей его от других отраслей международного экономического права, является, прежде всего, предмет регулирования. То есть - какие именно по сути внутригосударственные сферы правового регулирования входят в круг согласования в рамках международного экономического права. Предмет МЭП - международные экономические многосторонние и двусторонние отношения и соответственно опосредованное регулирование этих отношений на внутригосударственном правовом уровне.

Международное экономическое право состоит из подотраслей: международного торгового права; международного финансового права, международного инвестиционного права, международного банковского права, международного таможенного права и некоторых других. Предмет международного экономического права составляют международные экономические многосторонние и двусторонние отношения между государствами, а также другими субъектами международного публичного права. К экономическим можно отнести торговые, коммерческие отношения, а также отношения в сферах производственной, научно-технической, валютно-финансовой, транспорта, связи, энергетики, интеллектуальной собственности, туризма. В международном экономическом праве существуют свои подотрасли – это международное торговое право, международное промышленное право, международное транспортное право, международное таможенное право, международное валютно-финансовое право, международное право интеллектуальной собственности. Современные международные экономические отношения представляют собой высокоразвитую сложную систему, объединяющую разнородные по содержанию (по объекту) и по субъектам, но тесно взаимодействующие между собой виды общественных отношений. Беспрецедентный рост значения международных экономических отношений для каждой страны объясняется объективными причинами. Тенденция к интернационализации общественной жизни достигла глобального масштаба, охватив все страны и все основные сферы жизни общества, включая экономическую.

Глобализация экономики - важный фактор ее развития. Но она порождает и немало проблем. Главная состоит в том, что далеко не все государства могут в полной мере воспользоваться благами этого процесса. Прежде всего это развивающиеся страны, в какой-то степени и страны с переходной экономикой. Трудности возникают и у России: недостаток опыта управления рыночной экономикой приводит, с одной стороны, к не всегда оправданному освоению российского рынка иностранными товарами, а с другой - к неспособности продвижения российских товаров, услуг, капиталов на иностранные рынки.

Цели и принципы международного экономического права определяются целями и принципами международного права в целом. Кроме того, Устав ООН уделил специальное внимание экономическому сотрудничеству. В соответствии с Уставом целями международного экономического права являются: содействие экономическому и социальному прогрессу всех народов; создание условий стабильности и благополучия, необходимых для мирных и дружественных отношений между народами; повышение уровня жизни, полной занятости населения в условиях экономического и социального прогресса.

3. Халықаралық құқық пен ХЭҚ

В классическом понимании международное право суть комплекс, система правовых норм, базирующихся на согласовании государственных воль либо посредством эксплицитного выражения этих воль прежде всего в международных договорах (опосредованно - в актах межгосударственных организаций), либо в имплицитном их выражении, в укоренившемся обычае. Сказанное применимо вполне и к международному экономическому праву. В нем тоже присутствует коллективная властная государственная воля.

Вопрос соотношения МЭП и международного частного права возникает не в последнюю очередь в связи с некоторым внешнесмысловым сходством значения слов «экономическое» (по русски: «хозяйственное») и «частное». Ответ на этот вопрос осложнен тем, что в доктрине международного частного права есть в основном два различных подхода к пониманию нормативного состава этого права. Согласно одному подходу (в основном школа цивстов: М.М. Богуславский, М.И. Брагинский, И.А. Грингольц, В.П. Звеков, С.Н. Лебедев, А.Л. Маковский, Г.К. Матвеев, М.Г. Розенберг, О.Н. Садиков и др.) - международное частное право включает в себя: во-первых, коллизионные нормы, входящие обыкновенно в состав национального гражданского права и имеющие целью определение так называемого применимого права, т.е. права того государства, в соответствии с нормами которого должны решаться конкретные правовые отношения, выходящие за рамки одной правовой системы; во-вторых, не очерчиваемый строго и четко круг фрагментарно выделяемых норм гражданского, семейного, трудового и т.п. отраслей национального права, применимых к регулированию правоотношений с так называемым «иностранным элементом». Например, национальные нормы, регулирующие правовой режим иностранцев; наконец, в третьих, - это нормы многих международных договоров, прежде всего так называемых «конвенций международного частного права» (точнее было бы говорить о «международных конвенциях о частном праве», нормы которых призваны регулировать частные правоотношения, выходящие за рамки одной правовой системы.

Место МЭП в системе права можно, с учетом сказанного, определить как отрасль международного публичного права (его особенной части) в ряду таких отраслей, как: морское, космическое, воздушное, экологическое, гуманитарное и т.п. § 80. Существует и точка зрения (Д. Карро и П. Жюйар), что МЭП не просто отрасль международного публичного права, но самостоятельная правовая система, хотя и взаимосвязанная с «общим» международным правом. И если «общее» международное право - это право защиты (государственной независимости), то МЭП - это право на экспансию (право государства на обогащение). Однако несомненно, что все принципы и нормы «общего» международного права вполне применимы и к МЭП, существенной же особенностью МЭП является не более чем особый предмет регулирования (межгосударственные экономические отношения). Нет различия между «общим» международным правом и МЭП и по признакам «защиты» «экспансии». И тот и другой признаки равно свойственны и «общему» международному праву, и МЭП. Так, к примеру, трансграничная охрана прав и свобод человека, борьба с терроризмом, осуществляемые в рамках «общего» международного права, - есть явственное «право» на экспансию. С другой стороны, широко применяемая в рамках международного экономического права, причем и наиболее экономически развитыми государствами, протекционистская охрана, в частности с использованием региональной межгосударственной интеграции в отношении не участвующих в этой интеграции стран, - есть, с очевидностью, право «защиты».

4. Жаһандық құқықтық жүйе және ХЭҚ

Глобализм в понимании его в качестве объективного социально-экономического явления можно определить как планетарно (глобально) ориентированную экспансию отдельных индивидов, коллективов, государств и межгосударственных объединений в сферах торговли, коммуникаций, информатики, промышленности, науки, техники, культуры, религии и т.д. с конвергенционным эффектом. Глобализм ( глобализация - как процесс) не нов. «Глобализация ни в коем случае не совершенно новое внезапное развитие» (П.Маланчук, глава Департамента международного права Университета Эразма, Роттердам, Нидерланды). Уже в древнем мире Римская империя претендовала именно на «глобальное» владычество во всей тогда реально освоенной ойкумене греко-римской цивзации, включая и ее периферию, понимавшихся как Pax Romana - Римский Мир. И нужно сказать, успехи этого глобализма (конечно, так не называвшегося в то время, ибо мир не мыслился еще как шар - globus) были гораздо значительнее, чем в наше время: создано было единое торгово-экономическое, правовое и отчасти культурное пространство.

Особой моделью глобализма был глобализм периода колониального освоения мира прежде всего европейскими государствами, начиная с эпохи Великих географических открытий, т.е. с XV в., и до середины XX в. Это была система «мозаичной» глобализации, составлявшейся из отдельных фрагментарных подсистем по модели «метрополия - колонии». Отличительной чертой глобальной колониальной экспансии служил метод монопольной торгово-экономической эксплуатации отдельных колоний, причем и в планетарных масштабах. Колонии добывались в борьбе, во-первых, с покоряемыми народами и, во-вторых, между самими колонизаторами. Движущей силой этого процесса было не просто завоевание, но эксплуатация завоеванных территорий и населения, прежде всего посредством неэквивалентной торговли. В огромных масштабах продавались и рабы из Африки в Америку. Встречаются суждения, что именно рабский труд и заложил во многом основы богатств США.

Говоря о некоторых аспектах влияния глобализации на национальные экономики, в первую очередь следует отметить чрезвычайно высокие темпы роста прямых иностранных инвестиций, намного превосходящие темпы развития мировой торговли. Эти капиталовложения играют ключевую роль в трансферте технологий, промышленной реструктуризации, образовании глобальных предприятий, что оказывает непосредственное воздействие на экономическое развитие стран переходной экономики.

Важнейшими факторами глобализации международных экономических отношений выступают свободное движение капиталов, международная торговля товарами и услугами, что регулируется международным экономическим правом (МЭП). В условиях свободной циркуляции капиталов происходят новые вызовы государственному суверенитету.

В ходе глобализации мировой экономики и государства национальные предприятия, биржи и банки, создавая дочерние структуры за рубежом и приобретая акции и доли иностранных предприятий, трансформируются в транснациональные компании, которые и выполняют функцию перелива капиталов. Такое предприятие в широком смысле этого слова, с одной стороны, имеет «национальную принадлежность» государства регистрации, а с другой стороны, по характеру своих интересов и сферы деятельности становится «международным», «интернациональным». При этом многонациональный по составу собственников капитал приобретает транснациональный характер, что объективно становится фундаментом для глобализации мирового хозяйства. В результате происходит массовое размывание экономических границ между государствами и свободное от национальных барьеров трансграничное движение капиталов, товаров и услуг, а в конечном итоге формирование взаимосвязанного международного экономического пространства.

Наши рекомендации