Разработка национального стандарта
Данная методика может иметь два аспекта:
Современное российское законодательство предоставляет право разработки национальных стандартов любому участнику рынка (как предприятиям с различной организационно-правовой формами и индивидуальным предпринимателям, так и обычными гражданам). Учитывая это, предлагаемая методика разработки национальных стандартов может быть использована как инструмент в руках заинтересованных лиц для установления национальных требований к услугам.
Методический аспект методики содержит девять основных этапов, каждый из которых предполагает выполнение определенного набора действий. Наиболее важным из них, на наш взгляд, является первый.
Первый этап:Изучение спроса и предложения с целью выбора объекта стандартизации.
Спрос на бытовые услуги выражает потребность, экономически подтвержденную суммой денег, которые потребители могут и намерены заплатить за услуги, отвечающие необходимому им комплексу параметров и требований. Потребность – желание получить какую-либо услугу, зачастую не подкрепленное финансовыми возможностями покупателей.
Производители услуг выступают на рынке с предложением видов услуг с различным уровнем характеристик, параметров и требований.
Национальный стандарт в данном случае должен стать инструментом, регулирующим баланс интересов потребителей и исполнителей услуги, первых – в удовлетворении их желаний, вторых – в обеспечении прибыли и доходов.Задание норм через стандарт становится неценовым регулятором экономики.
Начало разработки стандарта должно базироваться на изучении рынка определенного вида услуг, исследования особенностей его развития, изучения ассортимента предлагаемых и потребляемых услуг. Этот этап разработки стандарта содержит также проведение работ по прогнозированию развития видов услуг с привлечением различных методов исследования (экспертного, экстрополяции и т.д.). Только знание объемов и масштабов развития рынка услуг дает аргументированную уверенность в правильности установления характеристик и методов контроля.
2 этап.Установление целесообразности стандартизации объекта.
Необходимость и актуальность разработки стандарта предполагает присутствие четырех факторов: законодательного, экономического, социального и организационного.
Первый фактор позволяет установить объект стандартизации, который в первую очередь, должен быть определен на основе действующего законодательства. К таким законам могут быть отнесены: Законы Российской Федерации «О защите прав потребителей», «О техническом регулировании», «О лицензировании отдельных видов деятельности», «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». В данных законах определена юридическая норма разработки стандартов, установлены критерии качества и безопасности услуг, способы и формы контроля их выполнения.
Экономический фактор дает возможность установить целесообразность разработки стандарта с позиций интересов потребителей и предпринимателей. В данном случае может быть рассмотрен оптимальный комплекс затрат на разработку стандартов, доход от оказания стандартизованных услуг, а также выгода потребителя.
Социальный фактор определяет необходимость установления требований к социально значимым услугам, оказание которых чрезвычайно важно для малообеспеченных граждан. В данном случае национальный стандарт выступает гарантом социальной справедливости при оказании услуг в пределах Российской Федерации.
На целесообразность разработки стандарта влияет также и организационный фактор, характеризующий наличие структуры, способной осуществить разработку стандарта и реализовать продукт разработки, пройдя все этапы от обсуждения до утверждения и издания стандарта.