Организация маркетинга на предприятии
Необходимо изучить принципы организации службы маркетинга на предприятии (функциональный, географический, продуктовый и т.п.), оценить эффективность взаимодействия маркетинговой службы с другими службами предприятия. Организационную структуру службы маркетинга следует отобразить в отчете схематично.
Познакомиться с должностными инструкциями сотрудников службы маркетинга, оценить распределение задач, прав и ответственности между сотрудниками. Необходимо обратить внимание на требования, предъявляемые к кадрам, оценить уровень создания условий для эффективной работы сотрудников маркетинговой службы (организация рабочих мест, предоставление необходимой информации, средств оргтехники и т.д.).
2.2 Маркетинговая среда предприятия
Рассмотреть силы, действующие в рамках микросреды предприятия (посредники, конкуренты, потребители, другие контактные аудитории). Дать им краткую характеристику и оценить работу службы маркетинга по отношению к факторам микросреды.
Необходимо изучить макросреду предприятия, представленную силами более широкого социального плана, которые оказывают влияние на микросреду, такими, как факторы демографического, природного, технического, политического и культурного характера.
Правовое регулирование маркетинга на предприятии
Перечислить основные нормативные акты, регулирующие деятельность предприятия в области маркетинга. Оценить степень соблюдения предприятием действующего законодательства. Выявить формы проявления антимаркетинга на предприятии (информационный, экономический и потребительский), представить мероприятия по устранению негативных последствий антимаркетинга.
Содержание и направления маркетинговых исследований на предприятии
Изучение потребителей
Охарактеризовать целевой рынок (рынки) предприятия, используя такие основные критерии, как: географические, демографические, социально-экономические, поведенческие и др. Оценить, насколько выделенные сегменты удовлетворяют требованиям, предъявляемым к рыночным сегментам (доступность, измеряемость и др.). Рассмотреть и оценить используемую на предприятии стратегию охвата рынка (стратегия недифференцированного, дифференцированного или концентрированного маркетинга).
Изучить и проанализировать степень удовлетворенности / неудовлетворенности потребителей товаром предприятия (на выбор). Изучить отношение потребителей к какому-либо товару предприятия, при этом, выявить степень известности данного товара. Типовые вопросы и методика проведения исследования по данной направлениям приводятся в книге Голубкова Е.П. Маркетинговые исследования: теория, методология и практика.- 2-е издание, переработанное и дополненное.- М.: Издательство «Финпресс», 2000.- с.320.
Изучение товарного портфеля
Выбрать из ассортимента предприятия любой товар и определить потребность, удовлетворяемую этим товаром. Путем логического анализа и оценки отнести выявленную потребность к определенной графе каждой строки матрицы потребностей (приложение 2). Дать оценку состояния и перспектив удовлетворения данной потребности и предложить фирме мероприятия, способствующие увеличению объема реализации товара.
Оценить товарный портфель предприятия на основе матрицы Бостонской консультативной группы, определить возможные стратегии бизнес – единиц (товаров), определить их потребности в финансировании и оценить равновесие портфеля. Построить матрицу БКГ (приложение 3).
Изучение цен
Рассмотреть используемый на предприятии метод ценообразования, выявить положительные и негативные стороны метода. Указать, какие факторы повлияли на выбор данного метода, оценить степень регулирования цен со стороны государственных и муниципальных органов власти.
Дать характеристику ценовым стратегиям, используемым на предприятии. Представить собственные предложения по корректировке исходных цен.
Провести анализ девяти причинных факторов (эффект уникальности товара, осведомленности о аналогах, трудности сравнения, суммарных затрат, конечной пользы, распределения затрат, безвозвратных инвестиций, связи цены и качества и эффект запаса), определяющих чувствительность потребителей к цене товара (на выбор) и оценить степень потребительской чувствительности.
Изучение конкурентов
Определить роль предприятия в конкурентной борьбе (лидер, претендент, последователь и действующий в рыночной нише) и выявить приоритетных конкурентов.
Используя концепцию пяти слагаемых конкуренции Майкла Портера (влияние потребителей, поставщиков, появление товаров-заменителей, природа внутренней конкуренции, барьеры для входа новых фирм), определить конкурентную напряженность на рынке, выявить основные тенденции и проблемы рынка, установить приоритетные направления деятельности предприятия.
Выводы и предложения
По результатам материалов практики сделать выводы, характеризующие предприятие согласно всем пунктам программы производственной практики и дать обоснованные рекомендации по совершенствованию системы маркетинга на предприятии и функционированию организации в целом.
3.3. Критерии оценки первой производственной практики
По окончании производственной практики отчет с отзывом руководителя от предприятия и дневник прохождения практики сдается на кафедру коммерции и маркетинга, где, после проверки его руководителем от кафедры, производиться защита, в ходе которой студент отвечает на вопросы руководителя. Получение неудовлетворительной оценки или не предоставление отчета без уважительной причины влечет за собой отчисление из числа студентов. При этом оценка «отлично» может быть получена при условии выполнения всех заданий практики и дачи полных ответов на вопросы руководителя практики при защите отчета; оценка «хорошо» ставится при выполнении всех заданий практики с незначительными замечаниями, исправленными студентом вовремя защиты отчета; оценка «удовлетворительно» ставится при условии выполнения всех заданий практики с незначительными замечаниями, которые не полностью исправлены студентом во время защиты отчета; оценка «неудовлетворительно» ставится в том случае, если студент выполнил не все задания практики или не отвечает на вопросы руководителя практики во время защиты отчета. Оценка по практике приравнивается к оценкам по теоретическому обучению и учитывается при подведении итогов общей успеваемости студента.
4. ОТЧЕТНОСТЬ
Общая структура отчета должна включать в себя следующие разделы:
- титульный лист (приложение 4);
- дневник прохождения практики (приложение 5);
- оглавление с указанием начальной страницы каждого задания;
- основная часть, включающая рассмотрение всех вопросов программы;
- выводы и предложения;
- приложения.
В конце отчета ставится дата его написания и подпись студента.
В приложении к отчету прилагаются заполненные документы, характеризующие деятельность предприятия.
Отчет должен быть отпечатан машинописным способом на одной стороне стандартного листа формата А4 (210х297 мм) через полтора межстрочных интервала и сброшюрован. Шрифт: размер (кегль) – 14; тип Times New Roman. Размер полей вокруг текста составляет: левое – 30 мм, правое – 10 мм, верхнее и нижнее – 20 мм. Объем отчета 40-45 листов (без учета приложений).
Сроки сдачи отчета и дату защиты назначает деканат факультета экономики, кафедра коммерции и маркетинга.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. ГОСТ 7.1 – 2003. Система стандартов по информации, библиотечному и издательскому делу. Библиографическая запись, библиографическое описание. Общие требования и правила составления [Текст]. – Введ. 2004 – 07 -01. – М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов, 2004.
2. ГОСТ 7.32 – 2001. Отчет о научно-исследовательской работе [Текст].- Введ. 2002 – 07 – 01. М.: Госстандарт России: Изд-во стандартов, 2002.
3. Положение о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования от 25 марта 2003 г. № 1154 г.Москва [Текст]. – М.,2003.
4. Методические рекомендации по библиографическому описанию документов [Текст]\ сост. Е.М.Болотова.- Киров: ВятГГУ, 2005. – 35с.
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Таблица 1