Ереговоры по сельскохозяйственной проблематике.
Помимо обсуждения тарифных аспектов, эти переговоры охватывают вопросы допустимых объемов внутренней господдержки аграрного сектора (AMS) в рамках так называемой “желтой” корзины (субсидии, подлежащие сокращению), а также уровня экспортных субсидий на сельхозтовары и продовольствие. Позиция России по разрешенным объемам господдержки осталась неизменной: репрезентативный период – 1993-1995 гг. с объемом поддержки в 9,5 млрд. долларов.
3. Переговоры по доступу на рынок услуг имеют своей целью согласование условий доступа иностранных услуг и поставщиков услуг на российский рынок. Переговоры по услугам продолжаются в настоящее время с США и Австралией.
Наиболее сложно переговоры продвигаются по "таким чувствительным" секторам как финансовые и “энергетические” услуги, доступ на российский рынок которых представляет особый коммерческий интерес для ведущих стран-членов ВТО.
По итогам завершившихся переговоров Россия согласилась принять обязательства (т.е. открыть в определенной мере тот или иной сектор) примерно по 110 секторам услуг из 155 секторов, предусмотренных классификацией ВТО. В некоторых случаях позиция России предусматривает более жесткие условия работы иностранных поставщиков услуг на российском рынке по сравнению с условиями, предусмотренными действующим законодательством. Такая позиция позволит, при необходимости, использовать дополнительные инструменты защиты национальных поставщиков услуг от иностранной конкуренции в будущем.
4. Переговоры по системным вопросампосвящены определению мер, которые Россия должна будет предпринять в области законодательства и его правоприменения для выполнения своих обязательств как будущего члена ВТО.
Основой для переговоров здесь является проект Доклада РГ –ключевой документ, где будут изложены права и обязательства, которые Россия примет на себя по итогам всех переговоров. Запросные требования стран ВТО в этой сфере в целом можно разделить на три группы:
1) несоответствие российского законодательства и правоприменительной практики положениям ВТО. Основные обеспокоенности членов РГ касаются применения ряда положений таможенного законодательства, тарифных квот на мясо, излишних требований, предъявляемых к импортным товарам в сфере нетарифных мер (алкоголь, фармацевтика и др.), а также в области применения санитарных и фитосанитарных мер, системы субсидирования промышленности и т.д. Участники переговоров требуют безусловного выполнения этих “стандартных” положений с момента присоединения России к ВТО;
2) использование Россией после присоединения некоторых элементов регулирования в сфере внешнеэкономической деятельности (в принципе разрешенных ВТО), что должно быть обусловлено определенными обязательствами, зафиксированными в докладе РГ (“переговорные” требования);
3) запросы отдельных стран-членов РГ, выходящие за рамки обязательств многосторонних торговых соглашений ВТО (требования “ВТО+”): присоединение к “необязательным” соглашениям по правительственным закупкам и гражданской авиатехнике, отмена экспортных пошлин и т.д. Помимо этого, ряд членов РГ в рамках обсуждения системных вопросов пытаются решить проблемы сугубо двусторонних торгово-экономических отношений, не входящих в компетенцию ВТО.
Основными элементами содержания запросов членов РГ по системным вопросам являются:
Ø либерализация мер нетарифного регулирования с точки зрения правил лицензирования, прежде всего в таких областях, как ввоз в Россию алкогольной и фармацевтической продукции, режим экспорта алмазов и металлов платиносодержащей группы, импорт средств связи и шифровальной техники;
Ø приведение режимов технических барьеров в торговле и санитарных и фитосанитарных мер в России в соответствие с правилами ВТО, совершенствование правоприменения в указанных сферах (в первую очередь касательно обязательной сертификации и регистрации, процедур повторной сертификации, подтверждения сертификатов соответствия);
Ø присоединение к необязательным по канонам ВТО соглашениям (в частности, по торговле гражданской авиатехникой и правительственным закупкам);
Ø приведение законодательства и правоприменительной практики в области охраны прав интеллектуальной собственности в соответствии с нормами ВТО;
Ø отмена условия “национальной составляющей” в инвестиционных соглашениях;
Ø обеспечение соответствия применяемых тарифных квот нормам ВТО, включая Соглашение по сельскому хозяйству, и сокращение их использования;
Ø обеспечение осуществления сделок купли-продажи государственными торговыми предприятиями на коммерческой основе, а также недискриминационного участия иностранных компаний в таких сделках.
По вопросу “двойного ценообразования” на энергетические товары позиция российской стороны зафиксирована в формулировке, содержащейся в проекте Доклада РГ и двусторонних договоренностях с ЕС. Она состоит в том, что Правительство Российской Федерации намерено проводить политику, направленную на то, чтобы поставки газа российским промышленным потребителям производились по ценам, обеспечивающим в полной мере возмещение издержек производителей/дистрибьюторов и получение ими прибыли при нормальном осуществлении коммерческой деятельности. Этот принцип не касается условий продажи газа населению.
Главные проблемы в переговорах по присоединению
Охрана прав интеллектуальной собственности. Главной слабостью российской системы охраны прав на ИС является законоприменение. Это проблема относится к товарам различного пользования – от оптических дисков до одежды и фармацевтических продуктов. Было закрыто несколько военно-промышленных заводов, занимающихся производством пиратских копий компакт-дисков, и уничтожена их пиратская продукция в целях пресечения перепродажи.
Двойная калькуляция цен. Разница между внутренними тарифами на природный газ и экспортными ценами является темой бурных дебатов. Западные участники переговоров по ВТО утверждают, что низкие внутренние цены представляют собой форму значительного субсидирования российских предприятий. Страны ЕС все же пошли на существенные уступки, дав соглашение на постепенное повышение на территории России цен на газ промышленного назначения.
Автомобили и самолеты. Российские машиностроители продолжают интенсивно настаивать на наложении покровительственного тарифа на новые, так и на поддержанные зарубежные автомобили на протяжении не менее 10 лет после вступления в ВТО. На российско-европейских переговорах было достигнуто соглашение о снижении импортных тарифов на новые автомобили с 25 % до 15 % после семилетнего проходного периода. Стороны также согласились на снижение импортных пошлин на самолеты с 20% до 12-15%.
Банковский сектор. Россия настойчиво отказывается допустить филиалы иностранных банков на отечественный банковский сектор, оправдывая это тем, что, при случае повторения кризиса 1998 г., эти банки скоропостижно выведут свои ресурсы из страны. «Россия вернется к вопросу о доступе прямых филиалов иностранных банков в рамках переговоров по присоединению к ОЭСР», - отметил Герман Греф. Максим Медведков считает, что России удалось добиться выгодной для себя доли соотношения иностранного и российского капитала в банковской системе. Доля иностранного капитала во всей российской банковской сфере не может превышать 50%. Правда, те доли, которые уже принадлежали иностранцам по состоянию на 1 января нынешнего года, входить в квоту не будут, а будут приравнены к российским инвестициям. Не войдут туда и иностранные деньги, привлеченные в ходе приватизации банков после вступления России в ВТО. По данным Банка России, на октябрь прошлого года доля иностранцев в российском банковском секторе составляла 14,5%. Таким образом, может оказаться, что российский рынок через два года станет на две трети иностранным.
Страхование. Американские компании могут работать на российском рынке страхования сугубо через европейские подразделения. В настоящее время российское законодательство запрещает иностранным компаниям давать гарантии по и перестраховывать обязательные страховые полиса, включая автомобильные, медицинские и взятые государственными организациями. Однако Россия согласовала с США условия вступления в ВТО в части финансовых услуг, согласившись на допуск прямых филиалов страховых компаний на территорию РФ. Основные вопросы, которые возникают у представителей страхового бизнеса, касаются конкретных условий открытия рынка. Например, будет ли введен переходный период после присоединения России к ВТО и сколько он составит по времени. Считается, что для России было бы целесообразно установить переходный период на 7-8 лет, чтобы российские страховщики смогли окрепнуть, а также были приняты изменения в законодательстве.
Сельское хозяйство. В 2005 г. Россия выступила с предложением об установлении Совокупного уровня поддержки в 9,5 миллиардов долларов США, из чего экспортные субсидии составляют 0,7 млрд. долл. США. (В ЕС поддержка промышленникам составила 100 млрд. долл. в 2004 г., а в США субсидии фермерам составили 47 млрд. долл.). Санитарные и фитосанитарные стандарты, такие как отсутствие допустимого отклонения от нормы при инспекции продуктов на наличие сальмонеллы и некоторых других бактерий представляют собой препятствие для американских экспортеров птичьего мяса.
Сторонниками вступления России в ВТО наиболее часто выдвигаются аргументы о том, что присоединение к ВТО послужит серьезным стимулом притока ПИИ и расширения присутствия российских производителей на международных рынках. Однако приток ПИИ зависит от общей политико-экономической ситуации в стране, в том числе и от четкой государственной промышленной, денежно-кредитной и налоговой политики. В этом смысле присоединение к ВТО само по себе не решает проблему недостатка иностранных инвестиций. Маловероятно ожидать от присоединения к ВТО и расширения экспортных возможностей для российских производителей. 1) Россия сегодня уже торгует со своими партнерами в режиме наибольшего благоприятствования на основе двусторонних соглашений; 2) В структуре экспорта России преобладают энергоресурсы и сырьевые товары, которые сталкиваются с минимальными тарифами за рубежом. 3) считается, что присоединение к ВТО позволит более эффективно решать проблемы, связанные с антидемпинговыми расследованиями против российских экспортеров, которые составляют 59% от общего количества ограничительных мер в отношении России. Но для успешного ведения подобных споров необходим штат высококвалифицированных служащих, способных отстаивать интересы российских компаний за рубежом, дефицит которых остро ощущается как в компаниях-экспортерах, так и в государственных органах.
Следовательно, все выгоды и преимущества, получаемые от присоединения страны к ВТО, определяются не членством как таковым, а внутренней политикой страны, направленной на модернизацию экономики, повышение качества жизни и консолидацию общества.
Конференция ООН по торговле и развитию (ЮНКТАД). Ее членами являются 186 государств, включая Россию. Местопребывание – Женева. Ее задачи: поощрять международную торговлю, прежде всего между развитыми и развивающимися странами; разрабатывать рекомендации по вопросам развития МЭО; служить центром согласования политики правительства и региональных экономических группировок в торговле и связанных с ней аспектах экономического развития; содействовать координации деятельности других учреждений ООН по международной торговле. ЮНКТАД вырабатывает общие торгово-политические принципы в контексте развития мировой экономики, а за ВТО остаются в основном чисто торговые вопросы.
Международная таможенная организация (МТО) объединяет 139 государств, в том числе почти все бывшие республики СССР, включая РФ. Главная задача организации – содействие и гармонизация таможенных систем и таможенного законодательства, модернизация таможенной службы.
Международная торговая палата (МТП) – это наиболее авторитетная в мире организация частного предпринимательства. Местопребывание – Париж. Основные цели:
Ø содействие развитию предпринимательства в мире путем поощрения торговли, инвестиций и открытых рынков, свободного движения капитала;
Ø принятие эффективных и последовательных мер в экономической и правовой сферах в целях содействия гармоничному развитию и свободе международной торговли;
Ø защита системы частного предпринимательства.
4. Международные валютно-финансовые и кредитные организации
Возникновениемеждународных финансовых институтовобусловлено следующими причинами.
1. Усиление глобализации хозяйственной жизни, образование ТНК и ТНБ, выходящих за национальные границы.
2. Развитие межгосударственного регулирования мирохозяйственных связей, в том числе валютно-кредитных и финансовых отношений.
3. Необходимость совместного решения проблем нестабильности мировой экономики, включая мировую валютную систему, мировые рынки валют, кредитов, ценных бумаг, золота.
Международные финансовые институты преследуют следующие цели:
• объединить усилия мирового сообщества в целях стабилизации международных финансов и мировой экономики;
• осуществлять межгосударственное валютное и кредитно-финансовое регулирование;
• совместно разрабатывать и координировать стратегию и тактику мировой валютной и кредитно-финансовой политики.
Степень участия и влияния отдельных стран в международных финансовых институтах определяется величиной их взноса в капитал, так как обычно применяется система «взвешенных голосов».
Парижский клуб стран-кредиторов – это неформальная организация промышленного развитых стран, где обсуждаются проблемы урегулирования, отсрочки платежей по государственному долгу стран. Во избежание одностороннего моратория (отсрочки платежа) кредиторы ведут переговоры с должниками «лицом к лицу» об условиях пересмотра внешних долгов. Начало его деятельности относится к 1956 г., когда кредиторы Аргентины были приглашены в Париж на переговоры с должниками. Периодические заседания Парижского клуба сменились регулярной деятельностью с 1978 г. в связи с обострением проблемы погашения государственного долга развивающимися странами, а затем странами Восточной Европы и России. На заседаниях Парижского клуба присутствуют наблюдатели из МВФ, МБРР, ЮНКТАД и обычно рассматривается вопрос о той части внешнего долга, которая должна быть погашена в текущем году конкретной страной. Парижский клуб принимает решения о пролонгации кредита, реструктуризации задолженности, предоставлении новых кредитов, рекомендациях в адрес страны должника. Россия часто участвовала в заседаниях Парижского клуба как должник и кредитор, а с 1997г. стала его членом. Это способствует реструктуризации государственного внешнего долга страны и дает определенные возможности России как кредитору воздействовать на страны-должники.
Лондонский клуб (с 1976 г.) – это неформальная организация частных банков-кредиторов, где координируется их политика урегулирования внешнего долга стран-должников. Банковский консультационный комитет в составе представителей ведущих банков-членов Лондонского клуба разрабатывает принципы урегулирования частных внешних долгов. На регулярных заседаниях Лондонского клуба заключаются соглашения со странами-должниками о реструктуризации задолженности и мерах по возврату кредитов. Лондонский клуб сотрудничает с Парижским клубом и МВФ. Лондонский клуб поэтапно провел реструктуризацию частного долга России и накопленных процентов путем его частичного (на 2/3) конвертирования в евробонды и списания остальной суммы.
Международный валютный фонд (МВФ) относится к числу важнейших организаций в международной экономической сфере. Он был создан в результате проведения в 1944 г. в г. Бреттон-Вудс (США) международной конференции, на которой были приняты новые международные принципы валютной политики, положенные в основу послевоенной международной валютной системы стран рыночного хозяйства. В настоящее время членами МВФ являются 182 страны, в том числе и Россия, его деятельность подчинена интересам обеспечения стабильности валютно-финансовой системы мира. Штаб-квартира находится в Вашингтоне.
Практически МВФ служит институциональной основой международной валютной системы. Он призван осуществлять регулирование валютно-расчетных отношений между государствами-членами и оказывать им финансовую помощь при возникновении валютных затруднений путем предоставления краткосрочных займов в иностранной валюте.
Фонд предоставляет краткосрочные, среднесрочные и частично долгосрочные займы в рамках счета общих ресурсов. Оплаченный капитал образуется из взносов стран-членов и специального счета в условных расчетных единицах – СПЗ (специальные права заимствования – Special Drawing Rights – SDRs). СПЗ являются международными резервными активами, созданными МВФ в 1970 г. в целях удовлетворения глобальных потребностей в обеспечении средств, дополняющих существующие международные резервы. Стоимость СПЗ определяется ежедневно на основе рыночного обменного курса пяти основных валют мира.
Квота определяет сумму подписки страны на капитал МВФ, возможности использования ею ресурсов Фонда, а также количество голосов, которыми она в нем располагает.
США и ЕС в МВФ владеют наибольшими суммами квот (около 18% и 27% голосов, соответственно) и располагают «контрольным пакетом» в его руководящих органах. Квота России составляет около 3 %.
25% квоты оплачивается резервными активами (СПЗ и конвертируемой валютой по согласованию с МВФ), 75% подписки на акции оплачивается национальной валютой.
Страны-члены обязаны предоставлять МВФ информацию об официальных золотовалютных резервах, состоянии экономики, платежного баланса, денежного обращения, заграничных инвестициях.
Предоставление кредитов МВФ осуществляется в форме продажи Фондом свободно конвертируемой валюты (СКВ) на валюту страны-должника, а погашается кредит посредством выкупа национальной валюты заемщиком за СКВ или СДР. Т.е. страна, нуждающаяся в иностранной валюте для платежей по текущим операциям, должна предоставить Фонду подтверждение того, что валюта необходима ей в связи с состоянием ее платежного баланса и международных ликвидных резервов или в связи с тенденцией к сокращению этих резервов. Она производит ее покупку/ заимствование либо в СПЗ, либо в иностранной валюте. Одновременно страна предоставляет в обмен эквивалентное количество своей национальной валюты, которое зачисляется на счет МВФ в центральном банке данной страны. Таким образом, в результате этой операции Фонд увеличивает запас национальной валюты страны, прибегающей к кредиту у него же; в то же время запас валют других стран или СПЗ сокращается на сумму, которую получает в свое распоряжение страна-заемщик. Поскольку в МВФ обращаются за кредитами главным образом страны с неконвертируемыми валютами, Фонд предоставляет валютные кредиты как бы под залог соответствующих сумм неконвертируемых национальных валют, на которые нет спроса со стороны других стран. По истечении установленного периода (обычно 3 ¼ - 5 лет со дня покупки валюты) страна-заемщик обязана произвести обратную операцию – выкупить свою национальную валюту у Фонда, вернув ему средства в иностранной валюте или СПЗ. Действует условие, по которому страна-заемщик обязана произвести досрочно выкуп своей излишней для Фонда валюты по мере улучшения своего платежного баланса и увеличения валютных резервов. Если находящаяся в МВФ национальная валюта страны-должника покупается другой страной-членом, то тем самым погашается ее задолженность Фонду. За предоставление кредита МВФ взимает разовый комиссионный сбор в размере 0,5% от суммы сделки и процентную ставку, которая базируется на рыночных котировках.
Базой кредитных сумм является квота уставного Фонда МВФ, которая приходится на страну-члена организации.
Кредиты МВФ, как правило, предоставляются под программы укрепления финансово-экономического положения стран, и характер этих кредитов связан с выполнением требований специалистов МВФ. В качестве условий МВФ обычно выдвигает сокращение бюджетного дефицита, снижение темпов роста денежной массы и поднятие процентных ставок по кредитам выше уровня инфляции.
Поскольку государства-члены выплачивают МВФ полученные ими средства, ресурсы Фонда используются на основе возобновляемости. Страны, входящие в МВФ, имеют право получить иностранную валюту без каких-либо ограничений и условий в пределах своей 25%-ной квоты в капитале МВФ (резервная доля). Предоставление займов сверх этой суммы обуславливается выполнением рекомендаций МВФ в области экономической и социальной политики.
Фонд оказывает огромное влияние на всю систему валютно-финансовых отношений в мировом хозяйстве, поскольку его нормы регулирования оказывают непосредственное влияние на движение ссудных капиталов в мировом хозяйстве.
Группа Всемирного банка состоит из пяти тесно связанных между собой институтов, общей целью которых является оказание развитыми странами финансовой помощи развивающимся странам. В эту группу входят:
Ø Международный банк реконструкции и развития (МБРР) (или Всемирный банк) – главная составляющая группы Всемирного банка. Сосредотачивает свои усилия на предоставлении кредитов относительно богатым развивающимся странам.
Ø Международная финансовая корпорация (МФК) – занимается содействием экономическому росту развивающихся стран путем оказания поддержки частному сектору. МФК предоставляет кредиты сроком на 5-15 лет высокоприбыльным частным предприятиям без гарантии правительства. Ограничивает свое участие в каждом проекте 20% его стоимости, но помогает найти инвесторов.
Ø Международная ассоциация развития (МАР) – осуществляет предоставление особо льготных (беспроцентных) кредитов на срок 35-40 лет беднейшим развивающимся государствам, которые не в состоянии брать кредиты у Всемирного банка. Целями МАР являются поощрение экономического развития, повышение производительности труда, а также уровня жизни в государствах-членах. Источниками финансирования являются прибыли МБРР, взносы государств-членов и возвращенные кредиты.
Ø Международное агентство по гарантированию инвестиций (МАГИ) – осуществляет поощрение иностранных инвестиций в развивающихся государствах путем предоставления гарантий иностранным инвесторам от потерь, вызываемых некоммерческими рисками.
Ø Международный центр по урегулированию инвестиционных споров (МЦУИС) – осуществляет содействие потокам международных инвестиций путем предоставления услуг по арбитражному разбирательству и урегулированию споров между правительствами и иностранными инвесторами, проводит консультирование, научные исследования, располагает информацией об инвестиционном законодательстве различных стран.
Международный банк реконструкции и развития (МБРР) (или Всемирный банк), основанный в 1945 г., является важнейшим институтом регулирования международного движения капиталов. Штаб-квартира находится в Вашингтоне. В настоящее время он объединяет более 180 стран мира, включая Россию. Главное в работе банка – через предоставляемые долгосрочные кредиты банков содействовать развитию экономики входящих в него стран. В настоящее время МБРР сконцентрировал свое внимание на оказании помощи развивающимся государствам и странам с переходной экономикой, в том числе СНГ. Банк получает средства как от основных взносов стран-членов, так и от выпуска облигаций, которые могут приобретать частные фирмы, различные учреждения, общественные и правительственные организации. В отличии от МВФ, деятельность которого актуальна в периоды кратковременных макроэкономических кризисов, МБРР занимается проблемами долгосрочного экономического развития. В то же время МБРР предоставляет кредиты правительствам и частным фирмам, прежде всего в странах развивающегося мира. Подавляющая часть займов предоставляется на развитие инфраструктуры, энергетической базы, транспорта, либерализации внешней торговли, промышленности и сельского хозяйства. МБРР выдает долгосрочные займы, как правило, на коммерческих условиях, хотя бедным странам предоставляются кредиты по заниженным процентным ставкам.
Банк международных расчетов (БМР) – это первый межгосударственный банк, организованный в Базеле в 1930 г. для облегчения расчетов по репатриационным платежам Германии и военным долгам. В его функции также входило содействие сотрудничеству центральных банков и расчетов между ними. Свою основную функцию координатора центральных банков ведущих развитых стран БМР сохраняет до сих пор. Он объединяет центральные банки 33 государств, главным образом европейских. Центральные банки являются основателями, руководителями и клиентами БМР, который можно считать международным банком центральных банков. Кроме того, он производит расчеты между странами-членами ЕС, а также совершает операции по поручению ОЭСР и участвующих в ней стран. БМР производит депозитно-ссудные, валютные, фондовые операции, куплю-продажу и хранение золота, выступает агентом центральных банков.
Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) был создан в 1991 г. специально для оказания помощи странам Центральной и Восточной Европы и бывшего СССР на этапе рыночных преобразований. Местопребывание – Лондон. В ЕБРР входят 59 стран, включая Россию. Россия является крупнейшим получателем помощи от ЕБРР (около 33% всех финансовых ресурсов, размещаемых ЕБРР).
Основными приоритетами стратегии операций ЕБРР в РФ в настоящее время являются:
1. Естественные монополии (содействие структурной перестройке естественных монополий, развитию в этой сфере конкуренции, стимулирование инвестиций в энергосбережение и природоохранную деятельность).
2. Развитие корпоративного сектора (финансовое содействие крупным российским компаниям, развитие отраслей обрабатывающей промышленности).
3. Поддержка малого и среднего бизнеса
4. Финансово-банковский сектор (реформирование банковского сектора, развитие сотрудничества с частными и региональными российскими банками, способствование работе иностранных кредитно-финансовых учреждений, имеющих дочерние банки в РФ).
Региональные банки развития представлены Межамериканским банком развития (МАБР), Вашингтон; Африканским банком развития (АфБР), Абиджан; Азиатским банком развития (АзБР), Манила; Европейским банком реконструкции и развития (ЕБРР), Лондон.
Причины и цели создания
Образование крупнейших региональных банков развития Азии, Африки и Латинской Америки в 60-х гг. обусловлено рядом причин. Среди них можно назвать внутренние причины: распад колониальной системы, повышение роли развивающихся стран в мировом развитии и их борьба за новый экономический порядок; необходимость решения региональных специфических задач, которые не всегда учитываются группой МБРР; развитие регионального сотрудничества и экономической интеграции развивающихся стран в целях коллективного решения проблем национальной экономики и противостояния иностранной конкуренции. Кроме того, назовем внешние причины: перемещение основных потоков иностранных частных инвестиций в промышленно развитые страны, что вызывает замещение их в развивающихся странах государственными инвестициями, а последних - международными; политика "регионализма" промышленно развитых стран, стремление содействовать объединению развивающихся стран, находящихся в сфере их влияния.
Различия и общие черты
Различиямежду региональными банками развития обусловлены уровнем экономического и культурного развития стран континентов - Латинской Америки, Азии, Африки и Европы, а также особенностями их исторического развития.
Региональные банки развития имеют следующие общие черты.
1. Банки преследуют единые цели, вытекающие из потребностей стран-членов. Они призваны осуществлять долгосрочное кредитование проектов развития региона; уделять особое внимание региональному сотрудничеству и кредитованию региональных объединений; разрабатывать стратегию развития с учетом региональной специфики.
2. Одна треть членов банков развития - промышленно развитые страны, которые оказывают существенное влияние на их деятельность, например, любое решение МАБР может быть блокировано США, а АзБР - Японией и США, имеющими вместе 1/3 голосов. Первоначально по Уставу членами АфБР могли быть только страны Африканского континента. В связи с нехваткой ресурсов АфБР был вынужден создать своеобразный филиал - Африканский фонд развития (АФР; 1972 г.) с участием 23 нерегиональных стран-доноров, а с 1982 г. в члены банка принимаются и промышленно развитые страны.
3. Региональные банки развития имеют одинаковые правила (аналогичные с группой МБРР) формирования пассивов, мобилизации ресурсов в специальные фонды, реализации кредитной политики.
Формирование ресурсов
Оплаченный уставный капитал МаБР и АзБР не превышает 10%, остальная неоплаченная часть служит гарантийным фондом. Следовательно, подобно МБРР, эти региональные банки при формировании своих обычных ресурсов рассчитывают в основном на привлечение заемных средств с мирового финансового рынка путем выпуска облигаций. АфБР с середины 70-х гг. также выпускает облигационные займы, но на небольшие суммы и более короткие сроки, чем другие региональные банки. Размещение этих облигаций гарантируется взаимосвязью региональных банков с ООН через соответствующие регональные экономические комиссии.
Специальные фонды льготного кредитования
Образование специальных фондов стало общим явлением для региональных банков развития, которые с их помощью стремятся расширить льготное кредитование недостаточно рентабельных, но необходимых для комплексного развития объектов экономической и социальной инфраструктуры, особенно в наименее развитых странах. Эти фонды выполняют в основном те же функции, что MAP в группе МБРР. Преобладающая часть этих фондов формируется за счет взносов промышленно-развитых стран, которые таким способом содействуют импорту своих товаров на рынки развивающихся стран. Эта скрытая форма конкурентной борьбы обусловливает льготные кредиты с закупками импортируемых товаров стран-кредиторов: в Латинской Америке это прежде всего США, которые внесли более 50% средств в Фонд специальных операций МаБР; в Азии - Япония, внесшая 1/2 средств в Азиатский фонд развития (АФР). Наименьший источник льготного кредитования у Африки, хотя в этом регионе находится многочисленная группа наименее развитых стран.
Территориальное распределение кредитов
Значительный объем кредитов МаБР предоставил Аргентине, Бразилии и Мексике; АзБР - Индонезии, Южной Корее, Филиппинам, Пакистану и Таиланду; АфБР - Марокко, Заиру, Кении и Тунису. С созданием АФР последний стал кредитовать и наименее развитые страны Центральной и Западной Африки. Региональные банки развития проводят дифференцированную кредитную политику в отношении развивающихся стран в зависимости от уровня их экономического развития и направления политики. Определенное предпочтение отдается наиболее надежным (с коммерческой точки зрения) заемщикам, имеющим открытый доступ к обычным фондам банков. Именно за их счет осуществляется кредитование промышленности развивающихся стран, причем особую роль здесь играют местные банки и финансовые корпорации развития, через которые перераспределяется существенная часть региональных промышленных кредитов. Тем самым укрепляется и развивается частный сектор экономики развивающихся стран, в который инвестируется иностранный капитал.
Для стимулирования иностранных инвестиций МАБР в 1984 г. создал Межамериканскую инвестиционную корпорацию. Ее функции аналогичныМФК. Более половины ее капитала приходится на латиноамериканские страны, четвертая часть - на США.
5. Специализированные экономические и научно-технические организации
Всемирная организация интеллектуальной собственности (ВОИС). Местонахождение – Женева. Ее членами являются 156 государств, включая Россию. Главная цель ВОИС – содействие охране интеллектуальной собственности во всем мире посредством сотрудничества между государствами и, когда это целесообразно, взаимодействие с любыми другими международными экономическими организациями.
Организация Объединенных Наций по промышленному развитию (ЮНИДО). Местопребывания – Вена. Ее членами являются 166 государств, включая Россию.
Основные цели ЮНИДО:
ü Содействие промышленному развитию и сотрудничеству на глобальном, региональном, национальном и отраслевом уровне.
ü Индустриализация развивающихся стран и преодоление трудностей с ресурсами и инфраструктурой
Продовольственная и сельскохозяйственная организация Объединенных Наций (ФАО). Местонахождение – Рим.
Цели ФАО:
ü Ликвидация голода
ü Улучшение питания и качества жизни
ü Совершенствование производства, переработки, сбыта и распределения продовольствия и продукции сельского хозяйства, лесоводства и рыболовства.
ü Содействие развитию сельских районов и улучшению условий жизни сельского населения
Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ). Местопребывания – Вена. Ее членами являются 123 государств, включая Россию.
Агентство устанавливает и обеспечивает гарантии недопущения использования атомной энергии в военных целях. Для этого оно поощряет и содействует развитию атомной энергии и ее практическому применению в мирных целях, а также проведению исследований в этой области.
Международная организация труда (МОТ). Местонахождение – Женева. Ее членами являются более 170 государств, включая Россию.
ЦелиМОТ:
ü Обеспечение полной занятости и рост уровня жизни
ü Поощрение экономических и социальных программ
ü Соблюдение основных прав человека
ü Охрана жизни и здоровья трудящихся
ü Поощрение сотрудничества между предпринимателями и трудящимися.