Интеграционные процессы на постсоветском пространстве
Планомерное развитие экономики бывшего СССР как единого народнохозяйственного комплекса привело к высокой степени экономической интеграции. Этот комплекс был основан на глубоком разделении труда в общественном производстве. При этом осуществлялась привязка специализации и кооперирования производства к характеру природных условий и ресурсному потенциалу республик.
Распад единого народнохозяйственного комплекса СССР не мог не вызвать серьезнейшие негативные последствия. 2/3 общего падения производства в странах СНГ было вызвано разрывом взаимных экономических и технологических связей между ними. (В 1985 г. доля СССР в общем мировом ВВП оценивалась в 7,4%, в 1990 г.—в 7,6%, в 1995 г. - 4%, а в 2001 г.-менее 2%.
Началом интеграции бывших республик бывшего СССР является Соглашение о создании Содружества Независимых Государств (8 декабря 1991 г.). Среди договоров интеграционного характера следует выделить Договор о создании экономического союза от 24 сентября 1993 г.
Создание экономического союза предполагало свободное перемещение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы; согласованную денежно-кредитную, бюджетную, налоговую, ценовую, внешнеэкономическую, таможенную и валютную политику.
В апреле 1994 г. главами государств СНГ было подписано Соглашение о создании зоны свободной торговли. Однако, практической реализации это соглашение не получило.
К факторам экономического характера, не способствующим развитию интеграционных процессов, относятся: создание таможенных постов; введение квот; лицензирование внешней торговли и т.д. Такая ситуация обусловлена различиями в характере проводимых реформ; разносторонним движением к рынку, неодинаковой степенью обеспечения сырьем, продовольственными ресурсами, квалифицированными кадрами.
Во многих государствах Содружества наибольший спад производства ВВП происходил с 1992 по 1995 г. В течение этого периода ВВП стран СНГ уменьшался в среднем на 10% в год. Для сравнения отметим, что в большинстве стран Европейского союза в указанный период ВВП рос на 1,5—3% в год. В СССР за годы Второй мировой войны величина показателя снизилась лишь на 17% по сравнению с уровнем 1940 г.
В 1999 г. и особенно в 2000 г. странам Содружества удалось преодолеть спад производства. Рост ВВП наблюдался почти во всех странах СНГ. Однако это связано с увеличением выпуска продукции в нефтегазовой, горно-добывающей, химической, металлургической, лесной и целлюлозно-бумажной промышленности. Доля отраслей ТЭК в общем объеме промышленного производства СНГ за годы реформ выросла с 16,5 до 32%, а доля высокотехнологичных отраслей соответственно сократилась.
Нынешние тенденции в развитии СНГ отражают создание субрегиональных группировок в составе нескольких членов СНГ. Так, существует четыре региональных объединения различного типа:
Союз Белоруссии и Россиибыл создан 2 апреля 1997 г., а в 2000 г. преобразован в Союзное государство России и Белоруссии. Это самое интегрированное образование на постсоветском пространстве.
Таможенный союз России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистанапервоначально был образован четырьмя государствами 29 марта 1996 г. В 1999 г. присоединился Таджикистан. В 2000 г. был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). Следует выделить следующие факторы, определяющие специфику ЕврАзЭС.
Центрально-Азиатское экономическое сотрудничествокуда входят Казахстан, Киргизия, Узбекистан (с 1994 г.), Таджикистан (с 1998 г.),
Региональная группировка пяти стран СНГ— Грузии, Украины, Узбекистана. (1999), Азербайджана, Молдавии была создана в 1997 г. Главными целями ГУУАМ являются: миротворческая деятельность, борьба с сепаратизмом и религиозным экстремизмом, развитие транспортного коридора «Европа —Кавказ — Азия», интеграция в европейские структуры и сотрудничество с НАТО.