Использование теории внешних эффектов в экономической практике
Теория внешних эффектов используется при разработке экономической политики, направленной на исправление неэффективного распределения ресурсов через рыночную экономику; наиболее часто используется при разработке политики охраны окружающей среды.
Экологическая политика создаёт условия для сохранения редких природных ресурсов путём изъятия их из хозяйственного оборота. Она охраняет окружающую среду с целью сделать её безопасной для здоровья и жизни людей.
Государство принимает законодательство, которое ограничивает загрязнение окружающей среды. Государственные органы разрабатывают эколого-экономические стандарты, нормативы, с помощью которых определяется степень загрязнения окружающей среды; они осуществляют экологический мониторинг за изменением состояния окружающей среды.
Государство вводит особые налоги для предприятий, которые загрязняют окружающую среду; устанавливает штрафы за нарушение экологического законодательства. Налоги и штрафы заставляют потенциальных загрязнителей устанавливать очистительное оборудование.
Значительная часть расходов на природно-охранные мероприятия осуществляется за счёт государственных средств.
Экономическая наука считает эффективными в области контроля за состоянием окружающей среды такие меры, которые позволяют сбалансировать предельные общественные выгоды, полученные в результате таких мероприятий, с предельными общественными издержками на их проведение
53. Чистые частные и чистые общественные блага. Свойства общественных благ. Смешанные блага.
Чистые частные блага — это блага, обладающие свойствами конкурентности при потреблении и исключаемости доступа. Их изготовление и использование предполагают отсутствие внешних эффектов. Все затраты в связи с производством полностью несет производитель, а все выгоды достаются потребителю (покупателю). Примерами чистых частных благ являются все товары, каждая единица которых может быть продана за отдельную плату.
Полной их противоположностью выступают чистые общественные блага, для которых отсутствуют исключаемость доступа и конкурентность при потреблении. Следовательно, чистое общественное благо неделимо и его производство и потребление сопровождаются внешними эффектами. Наличие свойств неконкурентности и неисключаемости у чистых общественных благ порождает проблему ценообразования. Эффективная цена блага устанавливается на уровне предельных издержек. Поскольку неконкурентность в потреблении означает, что предельные издержки по предоставлению таких благ равны нулю, цена должна была бы также равняться нулю. Но при нулевой цене производитель не сможет покрыть издержки производства. Следовательно, чистые общественные блага не могут реализовываться на частных рынках. Поэтому блага данного вида предоставляет общественный сектор (государство).
Для некоторых видов ресурсов характерен практически неограниченный доступ к ним потенциальных потребителей. Подобные ресурсы воспроизводятся естественным образом, но чрезмерная эксплуатация пагубна для их продуктивности (пример — рыба в морях и океанах). Однако свободный доступ потенциальных пользователей к данным ресурсам обусловлен высокими издержками, включающими контроль за соблюдением режима ограниченного доступа. Последнее нередко связано с формированием социальных институтов на основе неформальных норм, закрепляющих традиционный режим использования ресурсов. Так, нередко пастбища являются коллективной собственностью.
Кроме чистых частных и чистых общественных благ существуют смешанные блага. Типичным примером смешанного блага (исключаемого, но не конкурентного в потреблении) служат блага естественных монополий. Эффективность естественных монополий зависит от размеров фирмы. Чем крупнее производство, тем ниже его средние издержки, поскольку постоянные издержки распределяются на больший объем продаж. К естественным монополиям относятся метро, радиовещание, электросети и т.д.