Основные направления ГРЭ дореволюционной России
Как же можно представить себе Россию в дореволюционный период? С экономической точки зрения Россия была единственной страной в мире, которая приближалась к автаркии, т.е. имела такой хозяйственный уклад, который позволял ей существовать самостоятельно, полнокровно и независимо от других государств. По отношению к внешнему миру Россия была автономна, обеспечивая себя всеми необходимыми товарами, и сама потребляла почти все, что производила. Импорт не играл для страны жизненного значения. В конце XIX века высокие заградительные пошлины на многие товары стимулировали внутреннее хозяйство. Доля России в мировом импорте в н. ХХ в. составляла немногим более 3%, что для страны с населением, равным десятой части всего человечества, было ничтожной величиной. Для сравнения отметим, что большинство западных стран, обладая незначительной численностью населения, имело долю в мировом импорте во много раз большую, т. е. экономически зависело от импорта.
В дореволюционной России по мере расширения границ страны, централизации и укрепления государственной власти усиливалась ее функция управления территориями. Постоянная забота о сохранении целостности государства ввиду его обширности, больших естественных и людских ресурсах и непрерывной угрозе внешней агрессии заставляла придавать территориальным отношениям первостепенное значение. Основными направлениями государственно-хозяйственного регулирования, отражавшимися на развитии регионов, в начале истекшего века были:
1. Поддержка государственно-капиталистической (казенной) и частно-капиталистической промышленности, прежде всего военной, горно-металлургической, машиностроительной, химической, путем государственных заказов, бюджетного субсидирования и т. д.;
2. Финансирование частного и особенно государственного строительства и эксплуатации железных дорог;
3. Активная переселенческая политика, переход от ограничения к стимулированию переселения крестьян в Сибирь, Казахстан, на Дальний Восток (выделение для сельскохозяйственной колонизации этих районов больших земельных фондов, оказание денежной помощи и т. д.);
4. Введение дифференцированных - поощрительных и ограничительных железнодорожных тарифов, более низких для отдаленных, колонизуемых районов, и высоких, защищающих старые хозяйственные районы и центры, например, «челябинского перелома» для защиты зернового производства Центрально-Черноземной полосы от дешевого сибирского хлеба, идущего на экспорт через морские порты Европейской России (от Челябинска действовал повышенный тариф).
Эти меры имели большое значение для подъема производительных сил страны и ее районов, развития общественного территориального разделения труда, расширения товарных рынков, освоения новых районов. Однако царское правительство не применяло специальных мер территориального регулирования даже по стратегическим соображениям, когда нежелательно изменялись межрайонные пропорции и связи, например, при резком возрастании роли Юга и отставании Урала в развитии горной и металлургической промышленности или при попытках частного капитала преодолеть монополию бакинских нефтепромышленников и организовать добычу нефти за пределами Кавказа.
Благодаря реформам Александра II и политике Александра III с 1890-х годов начался небывалый подъем российской экономики. Этому способствовали также введенные в 1891 году протекционистские таможенные тарифы, защищавшие отечественного производителя. Вместо притока импортных товаров это дало приток иностранных капиталов для организации производства на месте; к 1914 году они составили 1,8 млрд. рублей. При этом Россия являла собой редкий в то время образец многоукладной экономики, когда частный сектор сочетался с кооперативным (в 1914 году было 30 тысяч кооперативов с числом членов свыше 10 млн. человек) и с мощным государственным сектором хозяйства, который задавал тон (ему принадлежали две трети железных дорог, рудники, паровозостроение, военные заводы). Это значит, что национальный продукт в меньшей степени, чем на Западе, присваивался верхушечным частным капиталом, а служил всему государству. До 60 % госбюджета составлялось от доходов государственного сектора, затем – от таможенных пошлин и т.п.; прямые налоги (с земли, недвижимости и капиталов) составляли только 8%; прогрессивно-подоходный налог, в отличие от западных стран, отсутствовал.