Изучение взаимосвязи между социально-экономическими явлениями или их признаками
8.1.По приведенным данным Росстата в целом по РФ с помощью эмпирического корреляционного отношения и линейного коэффициента корреляции определите степень зависимости урожайности сельскохозяйственных культур от количества внесенных минеральных удобрений:
Культура | Внесено минеральных удобрений, кг/га | Урожайность, ц/га |
Сахарная свекла | 292,0 | |
Зерновые | 19,8 | |
Картофель | ||
Овощи и бахчевые | ||
Лен-долгунец | 7,2 | |
Подсолнечник | 11,3 |
8.2.По исходным данным задания 8.1:
а) постройте поле корреляции;
б) составьте уравнение линейной функции, выражающей связь между урожайностью сельскохозяйственных культур от количества внесенных минеральных удобрений.
8.3.По исходным данным задания 8.1 определите степень тесноты связи между этими показателями с помощью ранговых коэффициентов связи Спирмена и Кендалла.
8.4. Рассчитайте коэффициенты ассоциации и контингенции по данным распределения работников фирмы по полу и содержанию работы:
Пол | Содержание работы | |
интересная | неинтересная | |
Мужской | ||
Женский | ||
Итого |
8.5.По приведенным ниже условным данным оцените зависимость между уровнем образования работников фирмы и уровнем оплаты их труда.
Группы сотрудников фирмы по уровню образования | Численность сотрудников – всего, чел. | из них | |
Не довольны уровнем оплаты труда | довольны уровнем оплаты труда | ||
Не имеют высшего образования | |||
Имеют высшее образование |
8.6.Имеются данные Росстата о среднегодовой численности работников и объеме отгруженных товаров в отдельных видах экономической деятельности РФ.
Вид деятельности | Среднегодовая численность работников, тыс. чел. | Объем отгруженных товаров, млрд. руб. |
Добыча полезных ископаемых | 4 473 | |
Производство кокса и нефтепродуктов | 1 426 | |
Химическое производство | ||
Металлургическое производство | 1 162 | 2 956 |
Производство транспортных средств и оборудования | 1 146 | 1 318 |
Производство и распределение электроэнергии, газа и воды | 1 829 | 2 133 |
1. Составьте уравнение линейной функции, выражающей зависимость объема отгруженных товаров от среднегодовой численности работников.
2. Определите степень тесноты связи между этими показателями с помощью эмпирического корреляционного отношения, линейного коэффициента корреляции, ранговых коэффициентов связи.
8.7. Приводятся данные Росстата по федеральным округам РФ (млрд. руб.):
Федеральный округ | Среднегодовая численность занятых в экономике, млн. чел. | Валовой Региональный Продукт | Основные фонды в экономике | Объем отгруженных продукции собственного производства | Сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) |
Центральный | 18,5 | 7848,7 | 13199,9 | 5157,0 | 2815,0 |
Северо-Западный | 6,8 | 2168,4 | 4976,1 | 2270,4 | 526,7 |
Южный | 8,9 | 1 611,1 | 4 140,6 | 1 196,6 | 196,6 |
Приволжский | 14,6 | 3 519,0 | 8 456,5 | 3 636,7 | 712,6 |
Уральский | 6,1 | 3 772,7 | 9 209,0 | 3 938,2 | 779,9 |
Сибирский | 8,9 | 2 390,6 | 5 021,5 | 2 133,8 | 464,9 |
Дальневосточный | 3,3 | 981,0 | 2 485,9 | 655,8 | 99,4 |
С помощью линейного коэффициента корреляции и ранговых коэффициентов связи определите степень зависимости:
а) Валового Регионального Продукта от среднегодовой численности занятых в экономике;
б) Валового Регионального Продукта от стоимости основных фондов в экономике;
в) объема отгруженной продукции собственного производства от среднегодовой численности занятых в экономике;
г) сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от объема отгруженной продукции собственного производства.
8.9. По исходным данным задания 8.7 с помощью множественного коэффициента корреляции и коэффициента конкордации определите степень зависимости:
а) Валового Регионального Продукта от среднегодовой численности занятых в экономике и стоимости основных фондов в экономике;
б) сальдированного финансового результата (прибыль минус убыток) от среднегодовой численности занятых в экономике и стоимости основных фондов в экономике;
8.12. Приводится распределение сотрудников одного из акционерных обществ по уровню образования и категориям сотрудников.
Уровень образования | Категории работников | |||
руководители | специалисты | служащие | рабочие | |
Высшее | – | |||
Незаконченное высшее | ||||
Среднее специальное | – | |||
Среднее общее | – |
Рассчитайте коэффициенты взаимной сопряженности Пирсона и Чупрова. Напишите выводы.