Цели курса и требования к результатам его усвоения
Институт экономики и управления
Кафедра экономической теории и предпринимательства
Памятка для студентов групп Эк-11,12,13, Эк(и)-11
По изучению дисциплины
«МИКРОЭКОНОМИКА»
Лекции- 34 час
Семинары -51 час
Курсовая работа- 19 час
Экзамен- 36 час
СРС- 59 час
Составил
Кожекин Ю.П.,
К.э.н., доцент
Утверждаю
Зав. кафедрой ЭТиП
________________
Сентября 2011 года
Барнаул
Цели курса и требования к результатам его усвоения
Основными целямикурса «Микроэкономика» являются:
- общеобразовательная первоначальная экономическая подготовка, позволяющая студентам ориентироваться в основных проблемах экономики и дающая возможность самостоятельно продолжить экономическое образование в магистратуре, вести расчетно-экономическую, аналитическую и научно-исследовательскую работу;
- первоначальная профессиональная подготовка, обеспечивающая возможность экономически рационально вести организационно-управленческую, преподавательскую и предпринимательскую деятельность на предприятиях и в учреждениях любой формы собственности;
- формирование современного экономического мышления на основе выработки представлений об окружающем мире, о структуре и функциях основных звеньев экономики, о логике и эффективности экономических процессов, принципах принятия оптимальных экономических решений, правовых и этических основах функционирования и взаимодействия субъектов экономики.
В результате изучения курса «Микроэкономика» в первом семестре обучающийся должен:
знать:
- закономерности функционирования современной экономики на микроуровне;
- основные понятия, категории и инструменты микроэкономического анализа;
- основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки;
- методы построения моделей поведения, эконометрических явлений и процессов на уровне отдельных хозяйствующих субъектов;
-основы расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микроуровне;
уметь:
- анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микроуровне;
- рассчитывать на основе типовых методик экономические и социально-экономические показатели;
- использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;
- анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений;
- осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;
- осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы;
- строить на основе описания ситуаций стандартные теоретические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты;
- прогнозировать на основе стандартных теоретических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений, на микроуровне;
- представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи;
владеть:
- методологией экономического исследования;
- современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;
- методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей;
- современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микроуровне.
Содержание дисциплины
В процессе изучения дисциплины «Микроэкономика» будут рассмотрены следующие темы.
МОДУЛЬ 1:
Лекции – 4 час.; семинары - 4 час.; СРС – 5 час; 2 теста
Тема 1. ЭКОНОМИКА КАК НАУКА:
Основные этапы развития экономической науки. Особенности экономических воззрений в традиционных обществах. Систематизация экономических знаний, первые теоретические системы. Формирование и эволюция современной экономической мысли. Вклад российских ученых в развитие мировой экономической мысли. Предмет и методология экономической теории.
Тема 2. БАЗОВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ:
Потребности, ресурсы, выбор. Экономический кругооборот. Основные экономические институты. Основные экономические проблемы. Экономические системы общества.
МОДУЛЬ 2:
Лекции – 4 час.; семинары - 4 час.; СРС – 5 час; 2 теста
Тема 3. СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОК:
Спрос и предложение. Равновесие на рынке товара. Эластичность спроса и предложения.
Тема 4. ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ:
Кардиналистский подход к анализу потребительского поведения. Ординалистский подход к анализу потребительского поведения. Потребительские предпочтения. Бюджетные ограничения. Потребительский выбор. Эффект изменения цены.
МОДУЛЬ 3:
Лекции – 4 час.; семинары - 4 час.; СРС – 5 час; 2 теста
Тема 5. ФИРМА И ПРОИЗВОДСТВО:
Экономическая природа фирмы. Гражданский кодекс РФ об основных организационных формах предпринимательства. Производство в экономической теории. Производственная функция в долгосрочном периоде
Тема 6. ПРОИЗВОДСТВО И ИЗДЕРЖКИ:
Экономические издержки производства, их структура и виды. Анализ динамики издержек производства. Выбор факторов производства, минимизирующих издержки
МОДУЛЬ 4:
Лекции – 4 час.; семинары - 4 час.; СРС – 5 час; 2 теста
Тема 7. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ:
Сущность, функции, виды и роль в механизме. Функционирования классического рынка. Рыночные структуры. Рынок совершенной конкуренции и его эффективность. Рыночная монополия.