Цели курса и требования к результатам его усвоения

Институт экономики и управления

Кафедра экономической теории и предпринимательства

Памятка для студентов групп Эк-11,12,13, Эк(и)-11

По изучению дисциплины

«МИКРОЭКОНОМИКА»

Лекции- 34 час

Семинары -51 час

Курсовая работа- 19 час

Экзамен- 36 час

СРС- 59 час

Составил

Кожекин Ю.П.,

К.э.н., доцент

Утверждаю

Зав. кафедрой ЭТиП

________________

Сентября 2011 года

Барнаул

Цели курса и требования к результатам его усвоения

Ос­нов­ны­ми це­ля­микур­са «Микроэкономика» яв­ля­ют­ся:

- об­ще­об­ра­зо­ва­тель­ная пер­во­на­чаль­ная эко­но­ми­че­ская под­го­тов­ка, по­зво­ляю­щая сту­ден­там ори­ен­ти­ро­вать­ся в ос­нов­ных про­бле­мах эко­но­ми­ки и даю­щая воз­мож­ность са­мо­стоя­тель­но про­дол­жить эко­но­ми­че­ское об­ра­зо­ва­ние в магистратуре, вести расчетно-экономическую, аналитическую и научно-исследовательскую работу;

- пер­во­на­чаль­ная про­фес­сио­наль­ная под­го­тов­ка, обес­пе­чи­ваю­щая воз­мож­ность эко­но­ми­че­ски ра­цио­наль­но вес­ти ор­га­ни­за­ци­он­но-управ­лен­че­скую, преподавательскую и пред­при­ни­ма­тель­скую дея­тель­ность на пред­при­яти­ях и в уч­ре­ж­де­ни­ях лю­бой фор­мы соб­ст­вен­но­сти;

- фор­ми­ро­ва­ние со­вре­мен­но­го эко­но­ми­че­ско­го мыш­ле­ния на ос­но­ве вы­ра­бот­ки пред­став­ле­ний об ок­ру­жаю­щем ми­ре, о струк­ту­ре и функ­ци­ях ос­нов­ных звень­ев эко­но­ми­ки, о ло­ги­ке и эф­фек­тив­но­сти эко­но­ми­че­ских про­цес­сов, прин­ци­пах при­ня­тия оп­ти­маль­ных эко­но­ми­че­ских ре­ше­ний, пра­во­вых и эти­че­ских ос­но­вах функ­цио­ни­ро­ва­ния и взаи­мо­дей­ст­вия субъ­ек­тов эко­но­ми­ки.

В результате изучения курса «Микроэкономика» в первом семестре обучающийся должен:

знать:

- закономерности функционирования современной экономики на микроуровне;

- основные понятия, категории и инструменты микроэкономического анализа;

- основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки;

- методы построения моделей поведения, эконометрических явлений и процессов на уровне отдельных хозяйствующих субъектов;

-основы расчета и анализа современной системы показателей, характеризующих деятельность хозяйствующих субъектов на микроуровне;

уметь:

- анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы и институты на микроуровне;

- рассчитывать на основе типовых методик экономические и социально-экономические показатели;

- использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;

- анализировать и интерпретировать финансовую, бухгалтерскую и иную информацию, содержащуюся в отчетности предприятий различных форм собственности, организаций, ведомств и т.д. и использовать полученные сведения для принятия управленческих решений;

- осуществлять поиск информации по полученному заданию, сбор, анализ данных, необходимых для решения поставленных экономических задач;

- осуществлять выбор инструментальных средств для обработки экономических данных в соответствии с поставленной задачей, анализировать результаты расчетов и обосновывать полученные выводы;

- строить на основе описания ситуаций стандартные теоретические модели, анализировать и содержательно интерпретировать полученные результаты;

- прогнозировать на основе стандартных теоретических моделей поведение экономических агентов, развитие экономических процессов и явлений, на микроуровне;

- представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи;

владеть:

- методологией экономического исследования;

- современными методами сбора, обработки и анализа экономических и социальных данных;

- методами и приемами анализа экономических явлений и процессов с помощью стандартных теоретических и эконометрических моделей;

- современными методиками расчета и анализа социально-экономических показателей, характеризующих экономические процессы и явления на микроуровне.

Содержание дисциплины

В процессе изучения дисциплины «Микроэкономика» будут рассмотрены следующие темы.

МОДУЛЬ 1:

Лекции – 4 час.; семинары - 4 час.; СРС – 5 час; 2 теста

Те­ма 1. ЭКОНОМИКА КАК НАУКА:

Ос­нов­ные эта­пы раз­ви­тия эко­но­ми­че­ской нау­ки. Осо­бен­но­сти эко­но­ми­че­ских воз­зре­ний в тра­ди­ци­он­ных об­ще­ст­вах. Сис­те­ма­ти­за­ция эко­но­ми­че­ских зна­ний, пер­вые тео­ре­ти­че­ские сис­те­мы. Фор­ми­ро­ва­ние и эво­лю­ция со­вре­мен­ной эко­но­ми­че­ской мыс­ли. Вклад рос­сий­ских уче­ных в раз­ви­тие ми­ро­вой эко­но­ми­че­ской мыс­ли. Предмет и методология экономической теории.

Тема 2. БАЗОВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ:

Потребности, ресурсы, выбор. Экономический кругооборот. Основные экономические институты. Основные экономические проблемы. Экономические системы общества.

МОДУЛЬ 2:

Лекции – 4 час.; семинары - 4 час.; СРС – 5 час; 2 теста

Тема 3. СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И РЫНОК:

Спрос и предложение. Равновесие на рынке товара. Эластичность спроса и предложения.

Тема 4. ПОВЕДЕНИЕ ПОТРЕБИТЕЛЯ РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ:

Кардиналистский подход к анализу потребительского поведения. Ординалистский подход к анализу потребительского поведения. Потребительские предпочтения. Бюджетные ограничения. Потребительский выбор. Эффект изменения цены.

МОДУЛЬ 3:

Лекции – 4 час.; семинары - 4 час.; СРС – 5 час; 2 теста

Те­ма 5. ФИРМА И ПРОИЗВОДСТВО:

Экономическая природа фирмы. Гражданский кодекс РФ об основных организационных формах предпринимательства. Производство в экономической теории. Производственная функция в долгосрочном периоде

Тема 6. ПРОИЗВОДСТВО И ИЗДЕРЖКИ:

Экономические издержки производства, их структура и виды. Анализ динамики издержек производства. Выбор факторов производства, минимизирующих издержки

МОДУЛЬ 4:

Лекции – 4 час.; семинары - 4 час.; СРС – 5 час; 2 теста

Тема 7. КОНКУРЕНЦИЯ И МОНОПОЛИЯ:

Сущность, функции, виды и роль в механизме. Функционирования классического рынка. Рыночные структуры. Рынок совершенной конкуренции и его эффективность. Рыночная монополия.

Наши рекомендации