Экономическая сущность и категории страхования
Лекция 4 Страховая защита в туризме
Сущность и основные принципы социального страхования
Социальное страхование – это организационно-экономический механизм, призванный смягчить или ликвидировать негативное влияние социальных рисков в жизни человека путем солидарного возмещения утраченных доходов и трудоспособности.
Современная рыночная экономика создала адекватную систему социальной защиты населения от различного рода социальных рисков, связанных с потерей работы, трудоспособности, доходов и т. п.
Важнейшими видами социальных страховых рисков являются:
1) необходимость получения медицинской помощи;
2) временная нетрудоспособность;
3) инвалидность;
4) наступление старости;
5) признание безработным;
6) трудовое увечье и профессиональное заболевание;
7) материнство;
8) смерть застрахованного лица, нетрудоспособных членов его семьи и др.
Каждому виду социального страхового риска соответствует определенный вид страхового обеспечения: оплата медицинских расходов; пенсии; пособия: по безработице, по временной нетрудоспособности, оплата путевок на санаторно-курортное лечение и др.
Посредством социального страхования общество решает следующие задачи:
1. Формирует внебюджетные фонды, из которых покрываются затраты, связанные с содержанием нетрудоспособных лиц.
2. Обеспечивает необходимое количество и структуру воспроизводства трудовых ресурсов.
3. Сокращает разрыв в уровне материального обеспечения работающих и неработающих членов общества.
Социальное страхование финансируется за счет автономных государственных внебюджетных фондов, а также за счет образования негосударственных пенсионных, страховых и других фондов.
Экономическая сущность и категории страхования
Экономическая сущность страхованиязаключается в формировании страховщиком денежных фондов и резервов из уплачиваемых страхователями взносов (премий), предназначенных для производства выплат страхователям, застрахованным, третьим лицам или выгодоприобретателям при реализации страховых событий (рисков).
В условиях современного общества страхование превратилось во всеобщее универсальное средство защиты имущественных интересов юридических и физических лиц всех форм собственности от стихийных бедствий и других негативных явлений.
Страховой рынок– это особая социально-экономическая структура, определенная сфера денежных отношений, где объектом купли-продажи выступает страховая защита.
Потребительной стоимостью страхового продукта является обеспечение защиты имущественных интересов физических и юридических лиц в форме страхового покрытия возможного ущерба.
Цена страховой услуги выражается в тарифной ставке.
Страховой тариф(тарифная ставка) представляет собой ставку взноса с единицы страховой суммы или объекта страхования.
Главное назначение тарифной ставки –это оптимально оценить величину страхового взноса, уплачиваемого страхователем страховщику за оказываемые им услуги.
Тарифная ставка, лежащая в основе страхового взноса (платежа, премии), называется брутто-ставкой(Б-С). Структурно брутто-ставка состоит из двух частей: нетто-ставки (Н-С) и нагрузки (Н).
Нетто-ставка предназначена для формирования резервного фонда, который используется исключительно для производства выплат страхователям при наступлении страховых случаев.
Нагрузкапредназначена для компенсации расходов страховщика и формирования прибыли.
Рисковая надбавка (Д-Н) дает дополнительную гарантию страховщику и обеспечивает выплаты страхователям при аномальных страховых случаях.
Определение страхового тарифа производится с помощью теории актуарных расчетов – сочетания математических методов, применяемых в статистике, теории вероятностей и финансовых исчислений с учетом социально-демографических, территориальных и других факторов.
Элементом государственного регулирования страховой деятельности является предотвращение сговора, соглашения, а также действий компаний по разделу рынка страховых услуг с целью ограничения конкуренции.
В качестве продавцов на страховом рынке выступают страховые и перестраховочные организации, а в качестве покупателей – страхователи, дееспособные физические и юридические лица, заключившие со страховщиками договоры страхования либо являющиеся страхователями в силу закона. Посредниками между продавцами и покупателями страховых услуг выступают агенты, брокеры, маклеры, которые способствуют поиску потенциальных покупателей и надежных продавцов.