Виды ВЭД предприятий машиностроения
По отношению к развитым странам Россия выступает как импортер новейших технологий и высококачественных компонентов машин и оборудования. В то же время Россия поставляет в эти страны те части и компоненты, которые может производить с относительно меньшими издержками на оплату труда и неплохим качеством. Такие поставки нередко организуются при содействии самих западных компаний- импортеров, в том числе в форме оснащения российских предприятий современным оборудованием и обучения российских специалистов. По отношению ко менее развитым стран Россия сама выступает как поставщик частей и компонентов сравнительно высокого качества и как импортер тех промежуточных изделий машиностроения, которые обходятся ей дешевле, чем произведенные дома.
В связи с этим международные кооперационные проекты, реализуемые российскими машиностроительными предприятиями, можно разделить на две группы:
1) проекты, направленные на привлечение знаний, технологий и продуктов (партнерами, как правило, выступают развитые страны);
2) проекты, направленные на распространение имеющихся знаний, технологий, продукции (партнерами, как правило, выступают развивающиеся страны).
В качестве примеров можно привести проекты, реализуемые на ФГУП «ПО “Уральский оптико-механический завод”» (ФГУП ПО «УОМЗ»), г. Екатеринбург. К первой группе проектов относится сотрудничество ФГУП ПО «УОМЗ» с фирмой «Special Laboratory Equipment Ltd» (Великобритания, «SLE Ltd»), которое, начавшись с «отверточной сборки» на ПО «УОМЗ» простых медико-технических приборов на основе закупки необходимых деталей и оборудования у фирмы «SLE Ltd», постепенно переросло в российско- британское совместное производство высокотехнологичных аппаратов искусственной вентиляции легких. Развитие МПК сопровождалось инвестициями в персонал (обучение, повышение квалификации), в технологический процесс (получение конструкторской документации, чертежей, схем), в оборудование и производственные мощности. Данная кооперация позволила российскому предприятию привлечь инвестиции (в производительной форме), расширить ассортимент изделий, увеличить объемы продаж и на основе полученных от партнера знаний и технологий начать самостоятельную разработку и производство новых высокотехнологичных медицинских изделий мирового класса.
В качестве проекта второй группы можно привести сотрудничество ФГУП ПО «УОМЗ» с фирмой «DISIME S.A. de CV» (Мексика). Данная кооперация строилась на принципах «отверточной сборки» геодезической продукции в Мексике из комплектующих и по технологиям ПО «УОМЗ». Российскому предприятию это давало возможность выйти на рынок стран Латинской Америки с меньшими затратами, чем при создании филиала или дочерней компании. И хотя выручка от экспорта сборочных комплектов была ниже, чем при экспорте готовых изделий, МПК давала ряд дополнительных эффектов, которые оправдывали потерю в выручке. К таким эффектам следует отнести прежде всего положительное влияние на имидж завода (как на зарубежном, так и на внутреннем рынке), позволившее привлечь новых клиентов. После начала реализации данного проекта были найдены новые партнеры в Перу, Бразилии, Колумбии и Чили. В целом в условиях дефицита средств у российских предприятий развитие МПК является не только одним из наиболее эффективных способов постепенного технического перевооружения, достижения международных стандартов по качеству продукции, обеспечения загрузки мощностей, но и позволяет найти оптимальные формы проникновения на зарубежные рынки, увеличить экспорт и войти в систему международного разделения труда. Безусловно, МПК не должна являться самоцелью в деятельности предприятия, но ее целесообразно использовать в комплексе с другими мероприятиями, направленными на активизацию внешнеэкономической деятельности.
Заключение
Машиностроение - это одна из главных отраслей промышленности Российской Федерации. Занимаемая позиция этой отрасли в народном хозяйстве страны, определяет во многом направление политики государства в области экономики. Машиностроение создает основу производственных фондов орудия труда, которая оказывает значительное влияние на темпы и направления научно-технического прогресса, а также на другие экономические показатели в различных отраслях народного хозяйства. Это и является его отличительной особенностью. На долю машиностроения приходится более одной трети производства товаров промышленности Российской Федерации, двух пятых промышленно-производственного персонала, и почти одну четвертую основных промышленно-производственных фондов.
Предприятия машиностроения являются частью всей индустрии Российской Федерации, особенности которой схожи с особенностями в других отраслях.
Внешнеэкономическая деятельность является одной из важнейших сфер деятельности предприятий машиностроения. До падения административно-командной системы в экономике у предприятий не возникало нужды выходить на мировой рынок, так как их продукция всегда находила рынки сбыта внутри страны, что было обеспечено постоянным дефицитом, который принуждал покупателя покупать продукцию, которая была на рынке, а также органами государственной власти, которые обеспечивали распределение произведенной продукции (например, Госпланом). Но в связи с крушением директивного планирования и на фоне глубокого экономического кризиса продукция машиностроительной отрасли перестала столь успешно реализовываться на внутреннем рынке. А также это связано с уменьшением государственного заказа на вооружения, поскольку большинство предприятий отрасли находилось в составе военно-промышленного комплекса.
Реформирование российской промышленности, конверсия военного производства, снижение бюджетных расходов с 1992 года привели к кризису машиностроительного комплекса. В первой половине девяностых годов уменьшилась емкость рынков инвестиционных, потребительских товаров, вооружения и военной техники. В целом, ситуацию в области внешнеэкономической деятельности машиностроительных предприятий теперь можно охарактеризовать как сложную. Прежде всего это связано с экономическим кризисом в стране, падением уровня производства, неконкурентоспособностью продукции, недостаточностью средств.
По экспортно-импортным поставкам машин и оборудования Российская Федерация имеет отрицательное и растущее сальдо, то есть является чистым импортером продукции машиностроения. Доля изделий машиностроения в общем импорте достигает одной трети, что является очень большой величиной, и при этом около восьмидесяти одного процента импортируется из стран дальнего зарубежья.
Высокая доля импорта машин и оборудования из других стран союзников объясняется желанием быстрее обновить мощности промышленного комплекса. Но в данной перспективе таится серьезный риск. Если такая тенденция сохранится, машиностроительные предприятия придут в упадок, лишившись заказов российских предприятий, тогда как отечественные заводы, которые оснащены технологическим оборудованием западных стран, попадут в зависимость от поставок комплектующих и запасных частей. Продукция российского машиностроения в большинстве случаев выхода предприятий на внешние рынки не может выдержать конкуренцию западных аналогов. Низкая конкурентоспособность является главной причиной наблюдающейся тенденции к утрате отечественными предприятиями части внутренних и внешних товарных рынков. Это непременно приведет к значительному снижению экономического потенциала страны.
Но причина такого положения дел в области внешнеэкономической деятельности предприятий кроется не только в неспособности российского машиностроения эффективно войти в мировое хозяйство. Также этому препятствуют западные монополии.
Предприятия Российской Федерации не пускают на рынки высокотехнологичных товаров со своей продукцией, увеличивая барьеры входа на рынки. Фактически Россию допускают лишь только к торговле сырьем и энергоносителями. При этом российская экономика открыта для запада, благодаря чему страны Европы получили практически безграничный доступ на российские рынки и к передовым отечественным технологиям.
На данном этапе в машиностроительном комплексе сложилась очень сложная ситуация. Машиностроение стоит на грани утраты его технологического потенциала. Чтобы уйти от этой грани, нужно осуществить широкий комплекс внутригосударственных мер. Их эффект будет больше, а затраты на его достижение меньше, если удастся вовлечь наши предприятия в мирохозяйственный процесс промышленного сотрудничества и прежде всего научно-производственной кооперации.
Возрождение машиностроения, завоевание и укрепление позиций на мировых рынках зависят от ряда факторов. Основными из них являются:
1) наличие инвестиционных ресурсов, достаточных для модернизации производственной базы, сооружения новых объектов;
2) наличие развитого научно-технического потенциала, способного осваивать новейшие технологии;
3) эффективное взаимодействие российских предприятий и их зарубежных партнеров на кооперационной основе;
4) достаточность государственной поддержки машиностроительной отрасли
Список использованной литературы
1. Бобина, М. Стратегические межфирменные альянсы / М. Бобина // Вопр. экономики. — 2012. — № 4. — С. 96 – 110.
2. Богомолов, О. Т. Мировая экономика в век глобализации: учеб. / М.: Экономика, 2007. – 359 с.
3. Водянов, А. Производственные мощности российской промышленности в контексте задач экономического роста / А. Водянов, О. Гаврилова, Т. Маршова // Рос. экон. журн. — 2012. — № 2. — С. 3 – 22.
4. Клинов, В. Г. Современные тенденции развития машиностроения // Вопр. экономики. — 2009. — № 9. — С. 31 – 46.
5. Омельченко, И. Н. Виды стратегических альянсов и их роль в развитии международной деятельности предприятий / И. Н. Омельченко, Е. Ю. Дроздова // Наука и промышленность России. — 2011. — № 2(46). — С. 58–65.
6. Российский статистический ежегодник – 2008: стат. сб. / Федеральная служба гос. Статистики (Росстат). М.: [б.и.], 2008. – 847 с.
7. Фридлянов, В. Актуальные проблемы модернизации российской промышленности / В. Фридлянов // Общество и экономика. — 2012. — № 8 – 9. — С. 36 – 41
Лист замечаний
__________________________________________________________________________________________________