Субъекты и виды предпринимательской деятельности.
Предпринимательство является одной из наиболее активных форм экономической деятельности. В Законе РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности» отмечается, что предпринимательство (предпринимательская деятельность) — это инициативная самостоятельная деятельность граждан и их объединений, осуществляемая на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность, направленная на получение прибыли.
Предприниматель может заниматься любыми видами деятельности, если они не запрещены законом, включая хозяйственно-
производственную, торгово-закупочную, инновационную, консультационную и др., коммерческое посредничество, а также операции с ценными бумагами. Субъектами предпринимательства могут быть:
• граждане России и других государств, неограниченные в установленном законом порядке в своей деятельности;
• граждане иностранных государств и лица без гражданства в пределах полномочий, установленных законом;
• объединения граждан (партнеры).
Статус предпринимателя как юридического лица приобретается только посредством государственной регистрации предприятия, И тех случаях, когда предпринимательская деятельность ведется без применения наемного труда, она регистрируется как индивидуальная трудовая деятельность, а с привлечением наемного труда — как предприятие, Из этого следует, что предпринимательская деятельность не связана с какой-то одной формой собственности и осуществляется:
• самим собственником средств производства на свой страх и риск и под свою имущественную ответственность;
• руководителем предприятия от имени собственника и т, д. Пределы распоряжения такой собственностью регулируются
контрактом (договором), определяющим взаимные обязательства сторон. В этом договоре указываются ограничения прав в использовании имущества и ведении отдельных видов деятельности, порядок и условия финансовых взаимоотношений и материальной ответственности сторон, основания и условия расторжения договора. В зависимости от содержания деятельности различают следующие виды предпринимательства:
• производственное;
• коммерческое;
• финансовое;
• посредническое;
• страховое.
Каждый вид имеет свою специфику, особенности и, следовательно, свою технологию. Будучи относительно самостоятельными видами предпринимательской деятельности, они тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга, причем один вид деятельности может содержаться в другом.
К производственному предпринимательству относится деятельность, направленная на производство продукции, проведение работ и оказание услуг, сбор, обработку и представление информации и г. п., подлежащих последующей реализации потребителям. Функции производства в этом виде предпринимательства является исходный элемент формирования производственного предпринимательства — выбор основной области деятельности, что предполагает проведение предварительного маркетинга, т. е. изучения того, насколько предлагаемый товар или услуга необходимы потребителю, стабилен ли спрос на них, каковы его величина и тенденции развития б будущем, возможная продажная цена товара, издержки его производства и реализации, предполагаемый объем продаж.
Результат производственно-предпринимательской деятельности — производство продукта, который должен быть реализован. Мероприятия по его реализации являются заключительной стадией технологии предпринимательства. Производственное предпринимательство считается самым трудным, хотя и наиболее важным видом предпринимательства. Производственная деятельность обеспечивает, как правило, 10—12% рентабельности предприятия (фирмы).
Суть коммерческого предпринимательства составляют товарно-денежные отношения, торгово-обменные операции, т. е. перепродажа товаров и услуг. В отличие от производственно-предпринимательской деятельности здесь нет необходимости обеспечения бизнеса производственными ресурсами для выпуска продукции. Первой стадией технологии является выбор — что покупать, что перепродавать и где. В решении этих вопросов прежде всего следует исходить из положения, что цена реализации товара должна быть значительно выше закупочной цены; спрос на предлагаемый товар должен быть достаточным, чтобы провести сделку намечаемого масштаба.
Вторую стадию технологии коммерческого предпринимательства составляет маркетинг, направленный на анализ рынка ряда товаров и услуг и выработку прогнозной оценки конъюнктуры рынка (анализ того, какие товары и услуги будут пользоваться наибольшим спросом, каковы будут цены покупки и реализации). В настоящее время многие бизнесмены предпочитают преимущественно заниматься коммерцией. Коммерческая сделка считается целесообразной, если чистая прибыль составляет не менее 20—30% от затрат.
Финансовое предпринимательство является разновидностью коммерческого предпринимательства, поскольку здесь объектом купли-продажи выступает специфический товар — деньги, валюта, ценные бумаги (акции, облигации, векселя, ваучеры и т.д.). Технология финансовой предпринимательской сделки аналогична технологии коммерческой сделки с той лишь разницей, что товаром являются финансовые активы. Предприниматель, вступающий в этот вид бизнеса, начинает финансовые операции с анализа рынка ценных бумаг и маркетинговой деятельности. Последняя связана с поиском и привлечением потенциальных покупателей денег, пил юты и ценных бумаг. Финансовая сделка считается целесообразной, если чистая прибыль составляет не менее 5% при продолжительности сделки менее одного года и 10—15% — для долговременных сделок.
Посредническое предпринимательство проявляется в деятельности, соединяющей заинтересованные во взаимной сделке стороны. За оказание подобных услуг предприниматель получает доход.
Страховое предпринимательство — это особая форма финансового предпринимательства, заключающаяся в том, что предприниматель получает страховые взносы, которые возвращаются плательщику только при наступлении страхового случая. Оставшаяся часть взносов образует предпринимательский доход.
Все виды предпринимательства направлены на получение дохода и связаны с различной степенью экономического риска предпринимателя.
------------------------------------