Принципы и инструменты кредитно-денежной политики.
Существует ряд принципов, для осуществления кредитно-денежной политики, к которым относятся:
- Принцип независимости центрального банка: осуществляется в части 2 статьи 24 Банковского кодекса, где отмечено, что Национальный банк реализует свою деятельность согласно Конституции, Банковским кодексом, законами, нормативными правовыми актами Президента и самостоятелен в своей работе. Деятельность центрального банка, регламентируется на конституционном (статьи 84 в 136), законодательном (Банковский Кодекс, Закон о бюджете), нормативно-правовом (статья 14 Закона "О нормативных правовых актах Республики Беларусь") уровнях.
При использовании статей 26 и 27 Банковского Кодекса, происходит притеснениенезависимости Национального банка, при определении и исполнении денежно-кредитной политики. В статье 26 БК, Национальный банк вместе с Правительством Республики Беларусь занимается созданием и проведением единой денежно-кредитной политики. Исполнение статьи 27 БК, подразумевает собой обязательное представление описания всех направлений связанных с кредитно-денежной политикой, для рассмотрения и утверждения Президенту.
В том, что Национальный банк не является самостоятельной структурой, а строго подотчетен Президенту Республики Беларусь, указано в статье 24 БК. Суть данной статьи состоит в том, что только Президент имеет право утверждать Устав Национального банка, вносить корректировки. Назначением на место Председателя Правления, а так же всех членов, занимается Президент с позволения Совета Республики. Президент Республики Беларусь имеет право освобождать от занимаемой должности, как Председателя, так и всех работников участвующих в правлении Национального банка, однако с оповещением Совета Республики Национального собрания. Для исполнения аудиторской проверки только Президент назначает организацию, для ее осуществления. Правлением Национального банка, предоставляется для утверждения Президенту годовой отчет, в котором описаны результаты проверки, и назначение полученной прибыли.
- Существует принцип централизации управления системой монетарного регулирования, который в Республике Беларусь не осуществляется. Основным доказательством, являются статьи 26 и 27 БК, нормы статьи 107 Конституции и статья 4 Закона от 07.07.1998 № 178-3 "О Совете Министров Республики Беларусь и подчиненных ему государственных органах" и статьи 4 Закона от 05.05.1998 № 157-3 "О государственном прогнозировании и программах социально-экономического развития Республики Беларусь", в соответствии с данными статьями Национальный банк, при помощи Правительства занимается созданием и исполнением денежно-кредитной политики, а управлением и определение главных экономических целей, занимается Президент.
- Принцип построения иерархии целей:исполняется в сохранности и заимствовании задач у главного порядка по отношению к второстепенному. Этот принцип был использован в Программе по социально-экономическому развитию Республики Беларусь на 2001—2005 годы, а так же, этот принцип был использован, в промежутке времени до 2010 года. С 2001 – 2010 годы, являлся основной идеей по усовершенствованию банковской системы. Участие данного принципа при разработке и выполнении проекта работы Правительства Республики Беларусь и Национального банка, в социально-экономическом совершенствовании бюджета и немало важных разработок в денежно-кредитной политике Республики Беларусь в 2004 году. Без участия данного принципа, не обходится разработка ежегодного плана в развитии кредитно-денежной политики в Республике Беларусь.
- Принцип открытости и транспарентности кредитно-денежной политики, отражает свою суть в экономической и политической составляющих, которые имеют место в главных ориентирах кредитно-денежной политики, на отчетный год. Однако Национальным банком каждый месяц издается выписка о положении всех систем и основных индикативных переменных.
Для результативной и продуктивной работы кредитно-денежной политики, необходимо наличие инструментов, которые учитываются при разработке мероприятий. Инструменты подразделяются на две категории. К ним относятся: прямые (операции на открытом рынке; учетная политика Национального банка, и кредитно-денежная политика, основой которой является разработка и сохранение необходимых резервов в Национальном банке, который так же устанавливает размер, этих резервов); и общие (Национальный банк имеет право установить самый маленький процент первого платежа, для закупщика акций, или установить предписанную законом маржу (это, модель управления, которая имеет отношение к фондовым биржам, т.е. величина, направленная для контроля над спекуляциями на фондовой бирже и предотвращением краха компаний); рассрочка для приобретения покупок (иными словами, потребительский кредит, применяется для приостановления инфляции); способ уговаривания, используется управляющими денежно-кредитными учреждениями, для препятствия чрезмерного увеличения или уменьшения банковского кредита, так как для, банковской системы и в целом для экономики, может обернуться серьезными последствиями.
Из описанных трех видов, относящихся к прямым инструментам, необходимым для государственного финансового контроля к самому важному механизму, можно отнести операции на открытом рынке. Операции на открытом рынке имеют преимущества, ценные государственные бумаги можно приобретать или продавать в необходимых количествах.
Инструменты в кредитно-денежной политике, чаще всего применяются все вместе, либо сразу несколько. Такой способ применения усиливает их взаимодействие и эффективное использование. Применение таких мероприятий называется, комплексной политикой.