Структура налоговой системы России

Система налога:

· федеральный (установлен НК и действует на территории всей страны )

· региональные ( установлены НК вводяться законами субъекта РФ и действует на территории данного субъекта)

· местные (установлены НК, вводяться органами местного самоуправления и действует на территории муниципального образования)

местных налогов в системе 2: НИФЛ, земельный налог

федеральные налоги: НДС, АКЦИЗ, Налог на прибыль организаций, НДФЛ, ЕСН, НДПИ, Госпошлина, Сбор за пользование объектами животоного мира и водных био ресурсов

региональные налоги и сборы: налог на имущ. организаций, транспортный, налог на игорный бизнес

специальный режим - особый порядок определения элементов налога, предусматривающий замену уплаты нескольких налогов единым:

1. упрощенная система налогообложения сельхоз товаропроизводителей (ЕСН)

2. УСН, упрощенная система налогообложения

3. ЕНВД единый налог на вмененный доход для отдельных видов деятельности.

4. По соглашениям о разделе продукции

Принципы налогообложения:

1.принцип учета платежеспособности при установлении налогов;

2.всеобщность налогообложения;

3.равенство (не допускать дифференциации ставок);

4.экономическая целесообразность;

5.законность (реализуется положением о том, что недопустимы налоги, препятствующие реализации гражданами своих конституционных прав).

6.не допускается установление налогов и сборов, нарушающих единое экономическое пространство РФ.

Законодательная база:

1.Конституция России

2.Фед налоговые законы и кодексы (НК РФ, ФЗ 1991 по налогу на имущество физ лиц)

3.Фед законы неналогового характера содержащие отдельные нормы регулирующие налогообложение.

4.Фин. законы о бюджете и все кодексы, трудовой, семейный, земельный….

5.Законы субъекта РФ и нормативно правовые акты органов местного самоуправления о налогах и сборах.

Формы взимания налогов:

1. у источника дохода – наиболее распространено у физических лиц – налог взимается до получения дохода налогоплательщиком (НДФЛ); характеризуется тем, что ответственность за неправильное исчисление налога и несвоевременное его перечисление лежит на налоговом агенте;

2. по декларации – самостоятельное заполнение налогоплательщиком декларации с указанием объекта налогообложения, произведенных расходов, обоснованных вычетов льгот и конкретно оценка величины налога; кроме заполнения данная форма подразумевает и подачу декларации в налоговые органы и своевременную уплату налога; ответственность же лежит на налогоплательщике;

3. в момент расходования доходов – уплата во время расчетов за сделки за товары, работы, услуги, в которых есть НДС.

4. в процессе потребления товаров и услуг – если есть пользование чем-либо по факту, то уплачивается налог (транспортный налог, например)

Основная цель налогового контроля – препятствие уходу от уплаты налога, создание условий неотвратимости привлечения к ответственности лиц, нарушивших налоговое законодательство. Формирует традиции добровольного выполнения налогоплательщиками своих налоговых обязательств.

Необходимые условия эффективного налогового контроля:

- достаточно широкий круг полномочий налоговых органов, в том числе в доступе к информации;

- высокая квалифицированность кадров;

- строгое соблюдение регламентированных законодательством правил и процедур.

Методы налогового контроля:

· - прогноз;

· - предупреждение;

· - пресечение;

· - восстановление.

Статья 82 НК РФ трактует формы налогового контроля:

· - налоговые проверки;

· - осмотр помещений и территорий, используемых для извлечения дохода;

· - получение объяснений налогоплательщиков и иных обязанных лиц;

· - проверка данных предоставленной отчетности

· - другие формы, предусмотренные НК.

Формы налогового контроля:

1. по функциональному признаку:

- регистрация и учет налогоплательщиков;

- учет объектов налогообложения;

(относятся к предупреждающей форме)

- учет платежей и задолженностей (текущая форма);

- налоговые проверки – камеральные и выездные (последующие)

- рейды

- расследования

2. по временному признаку:

- предупреждающий;

- текущий;

Последующий.

Посредством постановки на учет налоговых органов по месту нахождения налогоплательщика, где ему присваивается единый идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), а также по месту нахождения его структурных подразделений принадлежащего ему имущества. Данные сведения вносятся в Единый государственный реестр налогоплательщиков (ЕГРН). Посредством данной формы осуществляется основной контроль.

Учет платежей и задолженностей – в территориальных налоговых инспекциях на каждого налогоплательщика открываются карточки лицевого счета (раньше – на каждый налог своя, теперь – одна карточка на человека), в которых четко отражаются начисленные и фактически уплаченные суммы в разрезе каждого налога. На просроченные платежи начисляется пени, на заниженные авансы начисление производится в соответствии со ставкой ЦБ.

Существуют меры принудительного взыскания недоимки:

· - бесспорное списание денежных средств со счетов в банке (только налоговые органы обладают таким правом);

· - арест и реализация имущества (подготовкой документов занимаются налоговые органы, реализацией – служба судебных приставов);

· - принудительное изъятие наличности (использовалось раньше, теперь же отменено по закону).

Налоговые проверки:

Камеральные (первое место) – проверка налоговых деклараций и иных документов для исчисления налога в момент принятия отчетности инспектором.

Основные характеристики (ст. 88 НК РФ):

- проводятся по месту нахождения налогового органа;

- объект проверки – налоговые декларации и документы, представленные налогоплательщиком, служащие основанием для исчисления и уплаты налогов;

- субъекты проверки – уполномоченные должностные лица налогового органа в соответствии с их служебными обязанностями без какого-либо специального решения руководителя налогового органа;

- срок проведения – в течение трех месяцев со дня представления налогоплательщиком налоговой декларации.

Если в ходе проверки выявляются ошибки в заполнении документов, расхождения и противоречия сведений, то об этом сообщается налогоплательщику с требованием о внесении соответствующих исправлений.

Носит сплошной массовый характер – в отношении всех налогоплательщиков без ограничений и преследует 2 цели:

(1) установление полноты и правильности исчисления налога;

(2) выработка предложений по рекомендации объектов на выездную налоговую проверку.

Если выявлены несоотвестивия расхождения в данных то плательщику высылается требования по уяснению. Налоговый орган обязан принять во внимание все документы представленные налогоплательщиком. Если при камеральной проверке установлены факты налогового правонарушения то составляется акт проверки, если нет, то проверка заключается подписью. Требования: допрос свидетелй, экспертиза.

Основные нарушения: Не своевременное представление деклараций ответственность- штраф она нчисляется в размере 5% от неуплаченной суммы налога за каждый полный или неполный месяц, но не более 30% и не менее 1тыс руб. , либо не представление вообще, Наказание: формируется решение о приостановление по операциям и счетам в банке.

89 статья Выездная налоговая проверка (ранее – документальная) – более глубокая проверка правильности исчисления и уплаты налога, в ходе которой проверяется достоверность декларации, документов, служащих основанием для исчисления налога, правильность расчетов путем сопоставления с данными первичных документов, бухгалтерских реестров.

Основные характеристики:

- как правило, осуществляется с выходом к налогоплательщикам;

- проводится специалистами налоговых инспекций по мере необходимости, но не реже одного раза в 3 года. По категории крупных и основных налогоплательщиков – 1 раз в 2 года;

Основание для приостановки- встречная проверка. Поручения для истребования документов и сверка документов. Экспертиза.

- проводится на основании решения руководителя (или его заместителя) налогового органа;

- не может продолжаться больше двух месяцев, хотя есть исключительные случаи продления ее до четырех месяцев; решение о продлении может принять вышестоящий налоговый орган; при выездной проверке организаций, имеющих филиалы и структурные подразделения, срок проверки продлевается – на каждый фиал по 1 месяцу;

- налоговые органы в ходе выездной проверки могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, осмотр производственных, складских и других помещений и территорий, использующихся для извлечения доходов;

- проверкой могут быть охвачены только 3 календарных года деятельности налогоплательщика непосредственно предшествующие году проведения проверки;

- результаты выездной проверки оформляются справкой, далее – актом, на основании которого выносится постановление; при выявлении факта нарушения налогового законодательства применяются экономические санкции. День предшествуцющий дате справке-это дата окончания проверки. На основании составляется акт, 5 дней на его вручение.

Проводится: инвентаризация имущества, осмотр помешений, истребование документов, выимка предметов и документов, допрос свидетелей, экспертиза, привлечение специалистов, привлечение переводчиков.

Критериями при выборе организаций, включаемых в график выездных проверок, являются:

- предприятие не проверялось в течение двух лет;

- выявление крупных нарушений в результате камеральной проверки;

- хронические или систематические убытки по результатам финансово-хозяйственной деятельности;

- результаты предварительного анализа имеющихся сведений из внутренних баз данных налоговых органов и внешних источников.

В целом систему налогового контроля можно отразить в следующем виде:

объекты нал. контроля организ физ. лица
инструменты нал. контроля формы, методы формы методы
субъекты налогового контроля таможенные органы, орг внутр дел нал. органы гос внебюдж фонды   тамож. орг. гос. внебюдж. орг

Основным субъектом налогового контроля являются налоговые органы (МНС РФ). Полномочиями налоговых органов в случаях, предусмотренных законодательством, обладают таможенные органы России и государственные внебюджетные фонды.

Основной контроль осуществляют территориальные органы МНС – территориальные инспекции.

Объекты налогов контроля: крупные, основные- формирование 60% налоговых поступлений по тер налоговому органу . Резиденты, неризиденты.

Объекты налогового контроля:

1. Налоговые агенты- лица на которых законодатель возложил обязанности по исчислению удержанию и перечислению в бюджет сумм налогов за налогоплательщика.

Налоговыми агентами могут быть:

· Работодатель

· Плательщик, который берет в аренду имущество, которое находится в гос и муницип собственности

· Когда российский налогоплательщик вступает в отношения с иностранным плательщиком у которого нет постоянного представительства.

Налоговые агенты обязаны:

· - правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщику, и перечислять в бюджетную систему налоги;

· - в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности;

· - вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных налогов, персонифицировано;

· - представлять в налоговый орган документы, необходимые для осуществления налогового контроля.

2.Прием от налогоплательщиков средств в уплату налогов и перечисление их в бюджет может также осуществляться государственными органами, органами местного самоуправления и другими уполномоченными органами – их называют сборщиками налогов и сборов.

3.Впервые в НК внесено такое понятие как взаимозависимые лица (для цели налогообложения) – это хозяйствующие субъекты, отношения между которыми могут оказывать влияния на условия и экономические результаты финансово-хозяйственной деятельности представленных ими лиц. Согласно НК существуют несколько критериев взаимозависимости:

· доля участия в уставном капитале 20% и более; доля косвенного участия одной организации в другой через последовательность других организаций определяется в виде произведения долей непосредственно организации этой последовательности одна в другой (определяются доли по всей цепи, умножаются и делается вывод: больше или меньше 20%);

· одно физическое лицо подчинено другому физическому лицу по должностному положению;

· физические лица состоят в соответствии с семейным законодательством в брачных отношениях, отношениях родства, усыновителя и усыновленного, попечителя и опекаемого;

· лица могут быть признаны взаимозависимыми по иным основаниям, если отношения между ними могут повлиять на результаты сделок (например, должностные лица занимают один и тот же статус – один директор на двух предприятиях и т.д.).

ТЕМА.

Налоговые правонарушения.

Налоговое нарушение – противоправное деяние, совершенное налогоплательщиком или налоговым агентом.

На организацию (привлекается за налоговое правонарушение и должностные лица к уголовной ответственности) и на физических лиц начиная с 16 лет возлагается ответственность.

Смягчающие и отягчающие обстоятельства при определении меры ответственности:

ü Смягчающие:

· Тяжелое материальное положение

· Должностное понуждение

· Стечение тяжелых личных и семейных обстоятельств

Дают право налоговым органом уменьшить штрафные санкции не меньше чем в два раза. Штрафные санкции являются мерами ответственности за неуплату. Могут и не уменьшить. Можно и уменьшить на 70%.

ü Отягчающие:

· Повторное нарушение этого же вида

При их наличии размер штрафа увеличивается в 2 раза.

Налоговые санкции взыскаются за каждое правонарушение. Срок исковой давности 3 года.

108 статья устанавливается обязанность налоговых органов по доказыванию вины налогоплательщика. (факт налогового правонарушения доказывает налоговый орган, а не налогоплательщик доказывает , что он невиновен)

Основные виды нарушений:

1) Ведение предпринимательской деятельности без постановки на учет (размер штрафа 10% от суммы полученного дохода, но не меньше 20000 рублей. Если доказали, что деятельность существовала более полугода, то штраф 20%)

2) Непредставление налоговой декларации (5% от суммы налог к уплате по декларации за каждый полный и неполный месяц, но не меньше 100 рублей. Если 6 месяцев не предоставили декларацию, то 10% аналогично без лимита минимального).

Пример.

Срок сдачи декларации 20 апреля. Представлена она была 27 ноября. Сумма налога к уплате по декларации 100000 рублей. Как определяется сумма штрафной санкции?

100000*5%*6месяцев+100000*10%*2месяца (8 месяцев=6+2) = 50000 рублей. Если бы было не тыс рублей, получилось бы 50 рублей штраф. Так как за пол года. В этом случае нету минимума.

3) Занижение налоговой базы. (20% от суммы налога заниженного или сокрытого. Если занижение умышленное – санкция 40%).

4) Грубое нарушение правил учета доходов и расходов. (штраф 5000 рублей. Если это нарушение повлекло занижение налоговой базы – 10% от суммы заниженного налога, но не меньше 15000)

5) Несоблюдение порядка распоряжения арестованным имуществом. (10000 рублей штраф). Ответственность свидетеля:

v За неявку для дачи показаний (штраф 1000 рублей)

v За отказ от дачи показаний или за ложные показания (3000 рублей)

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ:

· Права на информированность:

o Право получать у налоговых органов информацию о действующих налогах

o Получать письменное разъяснение налоговых органов о применении налогового законодательства

o Право присутствовать при выездной налоговой проверке

o Право получать копии актов и решений по результатам проверок

o Участвовать в рассмотрении материалов проверок

· На различные налоговые преференции:

o Использовать льготы при наличии оснований

o Право получать отсрочку рассрочку инвестиционный налоговый кредит

· Права на защиту конституционных прав налогоплательщика:

o Право требовать от налоговых органов соблюдения действующего законодательства

o Право не выполнять неправомерные требования налоговых органов

o Право обжаловать акты налоговых органов

o Право на возмещение убытков

o Право на соблюдение налоговой тайны

Все права обеспечиваются адекватными обязанностями налоговых органов.

ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОПЛАТЕПЛАТЕЛЬЩИКА:

· Уплачивать законно установленные налоги

· Встать на налоговый учет

· Вести в установленном порядке учет доходов и расходов

· Представлять налоговые декларации

· Выполнять законные требования налоговых органов

· В течение 4 лет обеспечивать сохранность данных учета

· Налогоплательщики обязаны сообщать и представлять сведение в налоговые органы об открытии и закрытии счетов, о создании обособленных подразделений, об участии в иностранных кампаниях, о проведении реорганизации и ликвидации

Соблюдение этих обязанностей обеспечивается ответственностью за налоговые правонарушения, обязанностью налоговых органов

ОБЯЗАННОСТИ НАЛОГОВЫХ ОРАГНОВ:

· Соблюдать законодательство

· Осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства

· Вести учет налогоплательщика, бесплатно их информировать о действующих налогах

· Применять и руководствоваться письменными разъяснениями минфина о применении налогового законодательства

· Принимать решения о возврате излишне уплаченных сумм налога

· Отправлять плательщику копии актов проверок

· Соблюдать налоговую тайну

· Выдавать копии решений

32 статья, 33 устанавливает обязанность должностных лиц налоговых органов: корректно и внимательно относиться к налогоплательщику

ПРАВА НАЛОГОВЫХ ОРГАНОВ:

· Проводить налоговые проверки

· Требовать документы, служащие основанием для исчисления налогов

· Производить выемку документов, если их не представили

· Вызывать налогоплательщика для дачи пояснений

· Приостанавливать операции по счетам налогоплательщика в банке

· Проводить осмотр и инвентаризацию имущества налогоплательщика

· Самостоятельно определять налоговые обязательства налогоплательщика расчетным путем на основе имеющейся инфы о налогоплательщике и хозяйствующих субъектов, занимающихся аналогичными видом деятельности

· Далее 31 статья НК посмотреть

(пункт 4) В соответствии от 18 января 2001 №6 – О. Положение пунктов 1 и 3 статьи 120, определяющие недостаточно разграниченные между собой составы налоговых правонарушений не могут применятся одновременно в качестве основания привлечения к ответственности за совершение одних и тех же неправомерных действий.

Классификация налогов – это группировка их по ряду наиболее существенных признаков.

Первый критерий – по уровню действия:

(1) федеральные – налоги и сборы, которые установлены НК и обязательны к уплате на всей территории страны;

(2) региональные – устанавливаются органами власти субъекта РФ, действуют на территории соответствующего субъекта и зачисляются в региональный и местный бюджеты;

(3) местные (муниципальные) – устанавливаются уполномоченными органами местного самоуправления, действуют на территории соответствующего муниципального образования и зачисляются в местный бюджет.

Второй критерий – по методу установления (взимания):

(1) прямые;

(2) косвенные.

Критерий такого деления – возможность переложения налогов на потребителей. Реальным плательщиком прямого налога является тот, кто получает доход или владеет имуществом. Реальными плательщиками косвенного налога являются потребители товаров, на которые налог перекладывается путем надбавки к цене.

Прямые налоги направлены на имущественные объекты и доход, они непосредственно взимаются с субъекта налога – НДФЛ, налог на прибыль предприятий, ЕСН, налог на имущество. Прямые налоги, как правило, прямо пропорциональны платежеспособности налогоплательщика.

К косвенным налогам относятся платежи, включаемые в цену товара – это налоги на потребление (НДС, акцизы, НП, различные таможенные пошлины).

Тенденции развития налогообложения в мировой практике свидетельствуют о росте роли прямых налогов в экономически развитых странах. При умеренном уровне экономического развития более высок удельный вес косвенных налогов, т.к. косвенные налоги дают стабильные, надежные поступления. Прямые же налоги зависят от финансовых результатов хозяйственной деятельности.

Косвенные налоги ведут к удорожанию товаров, что влечет за собой снижение спроса населения и, как следствие, упадок бизнеса. Они, обладая ценообразующим свойством, могут провоцировать инфляцию издержек.

При построении налоговой системы, как правило, на косвенные налоги возлагается фискальная задача, на прямые – регулирующая функция налогов.

по соотношению изменения налоговых ставок и доходов:

(1) прогрессивные – их средняя ставка растет по мере роста доходов (НИФЛ, например);

(2) пропорциональные – налоговая ставка остается неизменной независимо от размера дохода (основная масса в РФ);

(3) регрессивные – ставка снижается по мере роста дохода (в РФ – только ЕСН).

Четвертый критерий – по объекту налогообложения:

(1) налоги на имущество;

(2) ресурсные налоги;

(3) налоги на доход или прибыль;

(4) налоги на действия и хозяйственные операции.

по источнику обложения:

(1) налоги на издержки производства – обеспечивают стабильную базу налогообложения;

(2) налоги на прибыль (финансовый результат) – обеспечивают нестабильную базу налогообложения.

по целевому назначению:

· маркированные

· немаркированные налоги.

Критерий отнесения – увязка налога с конкретным видом общественных благ, создаваемых за его счет. Т.о. налог, который имеет целевой характер – это маркированный (ЕСН, целевые сборы на содержание детских учреждений, на содержание милиции). Все налоги, которые не целевые – это немаркированные налоги.

в зависимости от использования налогов:

(1) общие – используются на финансирование текущих расходов государственного и местных бюджетов без закрепления за определенными статьями расходов;

(2) специфические – закреплены за определенными статьями расходов (ЕСН, например).

По закрепелению:

· закрепленные(НДС, НИФЛ- местный бюджет ),

· регулируемые

по субъекту налога:

· налоги с организаций (налог на прибыль организаций, налог на имущество)

· с физ лиц (НДФЛ)

· смешанные (НДС, налог на имущество физ лиц, НДС, транспортный, сбор за пользование объектов животного мира, водный, НДПИ, налог на игорный бизнес)

по источнику погашения:

· стоимость , земельный налог, соц начисления,

· фин. результат, налог на имущество оргнаизаций

· чистая прибыль, налог на прибыль органиазций

НАЛОГИ РОССИИ

1) Налог на добавленную стоимость (косвенный, федеральный, немаркированный, закрепленный) 21 глава НК определяет основные положения по данному налогу:

2)Субъект налога:

o Юридические лица или индивидуальные предприниматели.

o Не являются плательщика хозяйствующие субъекты, применяющие спецрежимы.

o Имеют право на освобождение хозсубъекты, у которых выручка без НДС за 3 месяца последовательно не более 2 млн. рублей

3)Объекты налога:

o Реализация товаров, работ, услуг на территории РФ

o Не является объектом налога реализация в процессе приватизации, передача на безвозмездной основе объектов соцкульбыта (детские сады, санатории) органам государственной власти, реализация работ, услуг государственными и муниципальными органами, операции по реализации земельных участков, передача имущественных прав правопреемнику, передача денежных средств некоммерческими организациями в целевые фонды, передача имущественных прав в уставный капитал

o Не подлежит налогообложению реализация медицинских товаров, техники, услуг, услуги по уходу за больными от учреждений социальной защиты, услуги по содержанию детей в дошкольных учреждениях, реализация продуктов питания в столов в универе, школе, ритуальные услуги, перевозка пассажиров

4)Налоговая база:

o Стоимость реализованных товаров и услуг

o Налоговая ставка 18% - общая ставка, 10% - льготная, 0% - по экспортным операциям

5)Рассчетныа налоговая ставка к цене товара:

o 18% общая – 15,25% будет расчетная

o По 10% будет 9,09

o По 0% нету

Налоговый период – календарный квартал

6)Порядок исчисления налога:

· Сумма НДС к уплате=сумма НБi*ti(налоговая ставка) – налоговые выплаты (предъявление налогоплательщику налог при обретении работ, услуг)

7) Сроки уплаты:

· Равными части в размере 1\3 от суммы налога к уплате по трем срокам до 20 го числа 1го, 2го и третьего месяца после налогового периода

Льготная ставка и детских продуктов питания 10% скидка

Задача 1 стр 1

Задача 2 стр 2

Налога на прибыль организаций:

· Федеральный, прямой, немаркированный, нерегулируемый

1) Субъект налога:

· Не являются плательщиками организации применяющие спецрежимы

2) Объект налога:

· Прибыль = доходы - расходы

· Не учитываются налоги в формировании прибыли

· По предоплатам, авансам, налогам, задаткам склады в уставный капитал, бюджетное финансирование учреждений, суммы грантов

2 Объект налога

· Не учитываются в качестве расходов вложения капитального характера

· Вложения в уставный капитал (инвестиции)

· Лимитированные расходы по командировочным, отпускам, благотворительные цели

3 Налоговая база

· Денежное выражение прибыли (Д-Р)

· Основное требование к расходам – документальное подтверждение и экономическая обоснованность затрат

· По налоговой базе установлен механизм списания убытков (убытки уменьшают налоговую базу в размере фактически понесенных убытков в течение последовательных 10ти лет. Вновь образованные убытки в последующих налоговых периодов списываются в хронологической последовательности)

4 Налоговая ставка

· Федеральная ставка 2%, региональная 18%. Всего 20%. Дилигировано субъектом РФ право понижать уровень ставки для отдельных категорий налогоплательщика, связанных с инновационной деятельностью до 13,5%

· О доходах по резидентам 9% для резидентов, 15% для нерезидентов.

· Согласие между странами о налогообложении ставку можно понизить до 5-10

5 Календарный год

· Отчетный период: 1 квартал, 1п\г, 9 месяцев

· Сумма налогов к уплате = НБ*ti(налоговая ставка) – авансы (рассчитываются по фактическим результатам деятельности как (Д-Р)*20%)

7 Сроки уплаты

· До 28 следующего месяца за отчетным периодом

· По итогам налогового периода до 28 марта следующего года после налогового периода

ПРИМЕР ТЕТРАДЬ

ЕДИНЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ НАЛОГ (федеральный налог, прямой, регулирующий, маркированный)

1) Субъект налога

· Все работодатели, те лица, которые осуществляют выплаты физическим лицам (юридические лица, инд. предприниматели)

· Индивидуальные предприниматели, лица занимающиеся частной практикой

2) Объект налога

· Выплаты и вознаграждения в пользу физических лиц

3) Налоговая база

· Денежное выражение выплат

· Определяется отдельно по каждому физическому лицу по истечении календарного месяца нарастающим итогам

· Денежные выплаты не подлежащие налогообложению: пенсии, пособия, стипендия, компенсации, единовременная материальна помощь в связи со стихийными бедствиями, доходы фермерских хозяйств в течение 5 лет, стоимость форменной одежды, страховки

4) Налоговая ставка

· Регрессивная, до 280000 рублей ставка будет 26%, с 280000 до 600000 – 10%, свыше 600000 – 2%. С 2011 года до 415000 – 34%, больше 415000 нет, фиксированные платежи: зависит от года рождения (если после 68 года – 606 рублей, до - 404)

5) Налоговый период: календарный год

6) ПН: сумма налоговой базы*ti

Авансовые платежи каждый месяц до 15 числа следующего месяца, до 30 марта налог по итогам налогового периода

ЗАДАЧИ с 5

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА (сбор, взимаемый с организаций при обращении их в государственные органы для юридически значимых действий)

1) Субъект налога

a. Организации и физические лица:

i. При обращении в суды: общие, конституционные, арбитражные

ii. При выступлении истцом, когда решение выносится не в его пользу, в течение 10 дней со дня вступления решения суда в силу

2) Сроки

a. До подачи заявления

b. До выдачи документов

c. До совершения нотариальн, религиозные, политические партииых действий

3) По искам имущественного характера: когда имущество подлежит оценке. До 10000, 4% от суммы иска, но не меньше 200000. От 10000-50000 рублей: 400+3% от суммы превышения. От 50000-100000, сумма превышения 2%. От 100000-500000, 2600 рублей+1%. Свыше 500000, 0,5% от суммы превышения.

При подаче заявлений об оспаривании об нормативных правовых акций, физическое лицо платит 100, организации – 2000. Имущество не подлежит оценке то так же.

При подаче иска о расторжении брака 200

Размер госпошлины при нотариальных действий:

1) Удостоверение доверенности 200

2) Удостоверение учредительных документов 500

3) Удостоверение завещания 100

4) Удостоверение брачного договора 500

5) Государственная регистрация брака 200 на каждого

6) Государственная регистрация предпринимателя 400

Освобождаются от уплаты:

· Федеральные органы государственной власти

· Бюджетники, финансируемые из федерального бюджета

· Общественные объединения, религиозные, политические партии

· Суды мировые, арбитражные, конституционные, общей юрисдикции

· ЦБ при регистрации ремиссии

· Органы власти при регистрации выпусков государственных ценных бумаг

· Физические лица: герои России, инвалиды, истцы по делам о взыскании ЗП, алиментов, о возмещении вреда

РЕГИОНАЛЬНЫЕ НАЛОГИ:

· Налог на имущество организаций (региональный, прямой, регулируемый, немаркированный)

1) Субъект налога: все юридические лица (все организации и даже иностранные. Те организации, у которых на балансе учитываются имущества, признаваемые объектом налога)

2) Объект налога: Движимое и недвижимое имущество, учитываемой на балансе в качестве основных средств

· Для иностранных государств, не имеющие права объектом налога – недвижимость

· Не является объектом налога земельные участки, имущества, принадлежащие федеральным органам исполнительной власти военным ментам.

3) Налоговая база: среднегодовая стоимость основных средств, инвентаризационная стоимость (для иностранцев)

Средне годовая стоимость 01.01+01.02+…+01.12+31.12/n+1 (n – число месяцев)

По отчетным периодом средне годовая 01.01+…01.n+01.n+1

4) Налоговая ставка до 2,2 %

5) Налоговый период: календарный год. Отчетный период 1квартал – 9 месяцев.

6) Порядок исчисления: Сумма НИО = Средне го ОС*2,2%-авансы

Рассчет суммы аванса = 1\4 * Ср. ОС*2,2% по отчетным период

7) СУ: до 30 числа, до 30 марта, следующего за налоговым периодом

Льготы: освобождаются от уплаты налогов учреждения уголовно-исполнительной системы, религиозные организации, инвалиды, организации формацевты, памятники истории культуры федерального значения, ядерные установки, ледоколы, ж\д пути, космические объекты, научные центры государственные, имущество адвокатов

Полномочия регионов:

· Установление ставки не выше предела.

· Дифференцирование налоговой ставки для отдельных категорий плательщиков

· Расширение перечных льгот

Задача №5

· Транспортный налог(региональный, закрепленный, немаркированный, прямой)

1) Субъект налога

· Организации и физические лица, на которых зарегистрировано транспортное средство

· Не являются плательщиками: организаторы олимпийских и параолимпийских игр

2) Объект налога

· Транспортные средства: автомобили, мотоциклы, автобусы, самолеты, вертолеты, теплоходы

· Не являются объектом налога: весельные лодки, велосипеды, самокаты, автомобили для инвалидов, сельскохозяйственная техника, промысловые суда, пассажирские и грузовые зарегистрированные на организации основным видом деятельности которой являются пассажирские и грузовые деятсвия, транспорт зарегистрированные на федеральные органы исполнительной власти в обороне и правопорядка, самолеты и вертолеты санитары, транспорт в угоне

3) Налоговая база:

· Для транспортных средств, у которых мощность можно оценить в лошадях – лошадиные силы (самолеты, вертолеты)

· У транспорта, имеющие валовую вместимость – регистровые тонны (буксиры)

· Транспорт, не оценимый в этих показателях – в штуках (количество)

4) Налоговая ставка:

· Твердая в рублях на единицу физического показателя НБы

· Уровень ставки:

i. Авто до 100 л\с-5руб\л.с.

ii. Авто более 250 л\с-30руб\л.с. В Омске 60

iii. Снегоходы 10руб\л.с. (у этого)

Право региона установить ставку до 5 раз больше и до 5 раз меньше

5) Налоговый период

· Календарный год

6) Порядок исчисления

· Для физических лиц налог исчисляется налоговыми органами

· У организации самостоятельно=НБ*t

· Если приобретение или выбытие транспортного средства происходило в течение налогового периода применяется коэффициенткоторый определяет число полных месяцев регистрации к числу всех месяцев периода k=число\12

· Если регистрация и выбытие происходило в одном налоговом периоде то этих два неполных месяца принимаются за 1 месяц (купили 10 марта и продали в марет то НБ*t*5\12)

7) Сроки уплаты

· Физические лица по сроку уведомления, направленным налоговым органом

· Организации до 1 февраля следующего года за налоговым периодом, с учетом оплаты авансовых платежей по отчетным периодам до последнего дня месяца следующего за отчетным периодом

ЛЬГОТЫ ПО НАЛОГУ: ветераны войны

· Налог на игорный бизнес(региональный, прямой, закрепленный, немаркированный)

1) Предприниматели, орагнизации действующие в игорном бизнесе

2) Объект налога

§ Автомат, игорный стол, касса букмекерской конторы, касса тотализатора

§ Регистрация в налоговом органе в течение 2 дней с момента установки или выбытия, на это налоговый орган в течение 5 дней должен дать свидетельство. Если опоздал по дням регистрации, штраф – трехкратный размер налога, если повторно – шестикратный

3) Налоговая база

§ Количество объектов налога: столов, автоматов

§ Если объект введен до 15 числа месяца, количество = 1, если после 15 то 1\2

§ Если выбыл до 15, 1\2 объекта, если во второй то 1

4) Налоговая ставка

§ Игровой автомат 1500-7500 рублей

§ Игорный стол 25000-125000

§ Касса тот. и бук. Кон. 25000-125000

5) Налоговый период

§ Календарный месяц

6) Порядок исчисления

§ НБ*t

7) Сроки уплаты

§ До 20 числа следующего месяца за налоговым периодом

1 лекция на листах письменно

СПЕЦ РЕЖИМЫ

УСНО (упрощенка)

Добровольный характер, на федеральном уровне, отдельные полномочия, заменяет единым налогом уплату 3-х налогов:

1. Налог на прибыль организации, НДФЛ

2. Налог на имущество орг-и, налог на имущество физических лиц

3. ЕСН

+ обязательные платежи по пенсионному страхованию, и данные плательщикине признаются плательщиками НДС

Ограничения:

1. По виду экономической деятельности:

· Банки

· Страховые организации

· Негосударственные пенсионные фонды

· Инвестфонды

· Ломбарды

· Участники рынка ценных бумаг

· Нотариусы

· Производители подакцизной продукции

· В сфере игорного бизнеса

2. По организационно-правовой формы

· Те, кто имеют филиалы

· Те организации, в уставном капитале котором доля участия другой организации больше 25%

3. По выручке

· За 9 месяцев она должна не превышать 15 млн*коэффициент дефлятор (2009 год он равен 1,538)

· По итогам года 20млн*К

4. По численности

· Не больше 100 человек

5. По стоимости основных средств

· Не больше 100 млн

Уведомительный характе

1)СН:

a. Организауии и ИП

2)ОН:

a. Доходы, либо доходы-расходы

3)НБ

a. Доходы-расходы, финасовый результат

4)Налоговая ставка

a. При объекте дохода 6%

b. При объекте доходы – расходы, 15%, при этом субъекту РФ дилигировано право уменьшать эту ставку для отдельных категорий на 5%

5)НАЛОГОВЫЙ ПЕРИОД

a. Календарный год

b. С 1.01.09, 1 квартал, 1 полугодие отменены, а механизм авансов сохранен

6)Порядок исчисления

a. При объекте дохода: Сумма налога=НБ*ti-пенсионные отчисления ()

b. При объекте доходы-расходы: Сумма д-р: д-р*15% (минмальный налог вводится, который равен 1% от доходов. Механизм списания убытков)

7)Сроки уплаты

a. До 25 числа следующего месяца за каждым кварталом и до 25 марта по итогам налогового периода

ЗАДАЧА № 7

Единый налог на вмененный доход (вмененка. Для отдельных видов деятельности)

ЕНВД

Вводится нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления

Их полномочия виды деятельности и коэффициент к2

1) СН:

a. Организации, ИП, розничная торговля, бытовые услуги, ветеренарный услуги, услуги по ремонту машин, наружняя реклама, траспортные услуги, услуги по временному проживанию, аренда торговых точек в местах стационарной торговли. Численность работников до 100 человек.

2) ОН

a. Вмененный доход (потенциально возможный по данному виду деятельности с учетом факторов, определяющих доходы)

3) НБ

a. Вмененный доход определяется: (БД-базовая доходность в месяц с единицы физического показателя по данному виду деятельности, установленное налоговым кодексом). Бытовые услуги и ветеренарный услуги (7500): количество работников. Розничная торговля (1800), питание(1000): квадратные метры. Перевозки: единицы транспортного средства.

b. N-кол-во физических лиц

c. n-месяц

d. k1-коэффициент дефлятор

e. к2-учитывающий влияние факторов, определяющих доходность данного вида деятельности. Ограничения: не может быть меньше 0,05, и не бывает больше 1

ВД=БД+N+n+k1+k2

4) Налоговая ставка 15%

5) Налоговый период: календарный квартал

6) Порядок исчисления: Сумма налога к уплате = НБ вмененного дохода*ti-пенсионное страхование (но не больше 50%)

7) Сроки уплаты: до 25 числа следующего месяца за налоговым периода

Наши рекомендации