Факторы, сдерживающие совершенствование коммерческой деятельности на рынке информационных услуг и продуктов
Совершенствование коммерческой деятельности фирмы с учетом развития рынка информационных услуг и продуктов приобрело ярко выраженную организационно-экономическую направленность, поскольку наибольшее внимание сегодня уделяется институциональной характеристике его основных субъектов - производителей и потребителей информационных услуг и продуктов, а также различных посредников, стоящих между ними.
Процесс производства информации приобрел общественно осознанный характер. Это обстоятельство способствовало значительному ускорению процесса устаревания информационного ресурса, а также тому, что основное поле конкурентной борьбы между отдельными корпорациями и между странами переместилось из традиционных капиталоемких отраслей хозяйства в сферу НИОКР и наукоемких производств. Важнейшим орудием конкурентной борьбы на рынке становятся нематериальные активы компаний (патенты, лицензии, ноу-хау). Все это требует при организации функционирования фирм сферы информационного бизнеса совершенствования методов и механизмов исследования информационного рынка, которые заключаются в изучении спроса на информационные услуги и продукты со стороны основных ее потребителей, каковыми выступают производственные предприятия.
Логика общественного движения информации, по мнению автора [10], требует от производителей информационных услуг и продуктов изучения проблем управления нововведениями на предприятии (инновационного менеджмента), причем не только микроэкономического содержания инновационных процессов, но и их макроэкономических предпосылок. Методологическую основу инновационного менеджмента составляет управление жизненными циклами нововведений, закономерности которого выражают взаимодействие законов экономического и технологического развития. Это, в свою очередь, ставит перед производителями информационных услуг и продуктов, как одну из первоочередных, задачу изучения жизненного цикла информационной услуги, как на этапе ее производства, так потребления. Это обеспечит фирме учет, с одной стороны, потребительских предпочтений клиентов, с другой - гибкое реагирование на изменения рыночной конъюнктуры. Другими словами, данные исследования обеспечат конкурентоспособность фирме на рынке информационных услуг и продуктов.
Информация, овеществленная в продуктах материального производства, вносит существенный вклад в национальный доход, и в дальнейшем ее удельный вес в стоимости совокупного общественного продукта будет существенно возрастать. Следовательно, важнейшей задачей в этой области является разработка методов экономической оценки информационных продуктов, в частности методик ценообразования, планирования и учета. Для решения этой задачи необходимо разработать методики оценки информации в стоимостной форме, овеществленной в продуктах материального производства. Однако данный подход в сфере информационного производства целесообразнее рассматривать с позиций обеспечения конкурентоспособности информационного продукта посредством реализации маркетингового подхода в выработке ценовой стратегии фирмы, а также разработки и дальнейшего учета комплексной оценки качества информационной услуги за счет организации системы контроля качества удовлетворения информационных потребностей клиента.
Возможности экономической науки в решении этих задач достаточно ограничены, как в силу неопределенности понятия качества информационного продукта, так и сложностью системы неопределенностей, характеризующих экономическую сущность процессов производства, потребления и товарного обращения информационных услуг и продуктов. Центральным элементом этой системы выступает стоимостная неопределенность информации, которая ставит существенные препятствия на пути стоимостной оценки продуктов информационного производства.
Особое место в ряду этих проблем занимает ценообразование информационных продуктов: методы ценообразования, модели цены и логика построения отдельных методик ценообразования. Детальное изучение факторов, выражением которых является цена информационных продуктов, приводит к исследованию процессов ценообразования как функции маркетинга информационных услуг и продуктов.
Одним из факторов, обеспечивающих эффективность информационного взаимодействия, является качество информации. По мнению В.З. Когана качество информации - это степень соответствия базовому факту. Информация должна адекватно отображать реальные процессы. В противном случае субъект социальной деятельности на основании неадекватной информации примет неадекватное решение, что способно привести к деструктивным последствиям - вплоть до распада системы деятельности [7].
По мере движения от одного информационного производства к другому, информация содержательно может сохраняться, обогащаться, теряться, а также подвергаться случайному или намеренному искажению. Так, отмеченные закономерности сформулированы в законах информационной динамики [1]:
1. Только полное копирование информационных продуктов сохраняет информацию. (Вместе с тем, отмечается, что наличие комментариев при неполном копировании продукта информационного производства, не смотря на потери, приводит к обогащению).