Социальное развитие регионов как основная цель регионализации экономических методов и инструментов регулирования.
Регионализация- интернационализация мировой экономики, постепенно переходящая в глобализацию, превращает мир в поле деятельности ТНК. Однако как национальные, так и транснациональные компании в своей внешнеэкономической деятельности ориентируются прежде всего на рынки соседних стран. В их внешнеэкономических связях преобладают соседние с ними регионы. Внешнеэкономическая ориентация страны на свой и соседние регионы мира называется регионализацией. Примером такой внешнеэкономической деятельности является Евросоюз, где на взаимные капиталовложения приходится более 55% всего ввоза и вывоза капитала.
В настоящее время основной целью экономического развития большинства стран мира и их регионов является улучшение качества жизни и здоровья населения. Поэтому процесс социально-экономического развития включает в себя три важнейшие составляющие:
–повышение доходов, улучшение здоровья населения и повышение уровня его образования;
–создание условий, способствующих росту самоуважения людей в результате формирования социальной, политической, экономической и институциональной системы, ориентированной на уважение человеческого достоинства;
–увеличение степени свободы людей, в том числе их экономической свободы.
Развитие регионов тем более актуально, что их ресурсный, промышленный и кадровый потенциал несет в себе огромные возможности для социально-экономического роста нашей страны. Назрела необходимость активно стимулировать институциональные, экономические и социальные преобразования на региональном уровне, концентрировать усилия на создании в регионах центров научного и промышленного роста.
Существенным шагом в повышении инвестиционной привлекательности и стимулировании социально-экономического развития отдельных регионов и страны в целом может стать реализация кластерного подхода на межрегиональном уровне, путем создания сети взаимно интегрированных кластеров. Такое значимое увеличение масштабов объектов, привлекательных с точки зрения инвестирования, позволит качественно улучшить инвестиционный климат регионов.
В то же время, необходимо отдавать отчет в том, что развитие регионов путем увеличения масштабов кластерных производств должно происходить с учетомтерриториальных особенностей.Создание кластеров должно опираться на всестороннюю оценку конкурентных преимуществ региона, его географии, сложившуюся структуру производства и специализацию в промышленных связях.
В рейтинге по динамике социально-экономического развития, сравнивающем темпы роста сложившегося потенциала областей и показывающего результаты работы акимов за 2010 год – Мангистауская область заняла 1-е место среди 16 регионов. Следом идут г.Астана, Актюбинская, Южно-Казахстанская и Алматинская области. Успешно реализованы мероприятия по диверсификации экономики, обеспечению роста производительности труда, продовольственной безопасности, развитию сельского хозяйства, транспортной, инженерной и социальной инфраструктуры.
К примеру, в Карту индустриализации страны по Мангистауской области включен 21 проект, в том числе 8 проектов – в республиканскую Карту, 13 проектов – в региональную Карту. Из них в 2010 году введено 9 новых производств. В 2011 году планируется ввод еще 10-ти новых производств.
По Программе "Дорожная Карта бизнеса – 2020" региональным координационным советом одобрены 11 проектов на общую сумму 3 367 млн. тенге и на сумму господдержки 675 млн. тенге. Из них Министерством экономического развития и торговли согласовано 8 проектов. В рамках реализации Стратегии региональной занятости (Дорожная карта) в области в 2010 году создано 26 772 рабочих места, общий уровень безработицы снизился до 6,4% (в 2009 году – 7,1%).
В результате принятых мер по итогам 2010 года в области зафиксирован рост основных макроэкономических показателей, повысились благосостояние и уровень жизни населения.
Так, валовой региональный продукт (ВРП) на душу населения составил 2 772,6 тыс. тенге или в 2 раза выше среднереспубликанского показателя (РК – 1326,8 тыс. тенге).
Индекс потребительских цен и тарифов в области в 2010 году – самый низкий среди регионов республики (106,9% к декабрю 2009 года при среднем по РК – 107,8%).
Размер среднемесячной заработной платы возрос на 18% – до 133 тыс. тенге, обеспечив тем самым 7 прожиточных минимумов.
Охват детей в возрасте 3-6 лет дошкольным воспитанием и обучением возрос до 72% с 35% в 2009 году.