Материалистическое понимание истории.
3. «Капитал» - главное экономическое произведение.
- товар и деньги
- теория прибавочной стоимости
- накопление капитала
(1)
Великий немецкий мыслитель Карл Маркс оставил глубокий след в истории общественной мысли, ибо его идеи зачастую выходят за рамки непосредственно экономических проблем, сочетаясь с философскими, социологическими и политическими.
К. Маркс родился 5 мая 1818 в немецком городе Трире (Рейнская провинция Пруссии). Он был вторым из девяти детей адвоката Генриха Маркса, выходца из семьи раввинов, перешедшего в 1816 году из иудейства в протестантизм.
С 1835 года Карл Маркс учился на отделении права Боннского университета, а с 1836 по 1841 год изучал право, философию и историю искусств в Берлинском университете. По завершению учебы он защищает диссертацию на философском факультете Йенского университета и получает ученую степень доктора философии. Затем в течение полутора лет Маркс работает редактором «Рейнской газеты», которая была закрыта прусским правительством из-за ее ярко выраженного революционно-демократического характера. В 1843 году он переезжает в Париж, намериваясь издавать там журнал «Немецко-французский ежегодник». Единственный номер этого журнала выходит в свет в феврале 1844 года. В этом же году начинается тесное творческое сотрудничество Маркса с Фридрихом Энгельсом (1820-1895), который стал его верным другом и соратником на всю оставшуюся жизнь. В 1847-48 годах Маркс и Энгельс подводят итоги разработки в 40-х годах своей новой теории, публикуя две работы: «Принципы коммунизма» и «Манифест коммунистической партии». В этих работах обрисован общий ход развития капитализма и дана характеристика его главных законов.
В конце августа 1849 года, после поражения буржуазно-демократической революции в Европе, за революционную деятельность Маркс был выслан из Парижа и переехал в Лондон, где жил до конца своих дней. В лондонский период жизни К. Маркс пишет в числе многих произведений и главный труд своей жизни – «Капитал». Окончательный вариант первого тома этого фундаментального произведения увидел свет в Гамбурге в 1867 году. Два других тома ко времени издания первого тома не были готовы к печати как ввиду болезни и финансовых затруднений, так и, скорее всего, из-за осознания автором незавершенности этой работы.
При жизни Марксу так и не удалось завершить II и III тома «Капитала». После смерти Маркса весь труд по сбору и подготовке к публикации II-го (вышел в свет в 1885 г.) и III-го (вышел в свет 1894 г.) томов «Капитала» взял на себя Ф. Энгельс. По-видимому, довольно трудно установить, какая часть приходится на долю Энгельса в этом произведении Маркса, но, очевидно, как считают многие исследователи, она немаловажная.
К. Маркса не стало 14 марта 1883 года. Он умер в Лондоне и похоронен на Хайгетском кладбище.
(2)
По признанию самого Маркса, как ученый он исходил одновременно из трех научных источников:английской классической политической экономии Смита - Рикардо, немецкой классической философии Гегеля - Фейербаха и французского утопического социализма. У представителей первых им заимствованы в числе многих других трудовая теория стоимости, положения закона тенденции нормы прибыли к понижению, производительного труда и др., у вторых идеи диалектики и материализма, у третьих понятие классовой борьбы, элементы социального устройства общества и др.
Главное, что Маркс воспринял у Гегеля, - это историзм. Человеческая история, согласно Марксу, это череда типов общества, которые с закономерной последовательностью сменяют друг друга. Иными словами, история – это естественно исторический процесс. Маркс соглашался с тем, что историю творят люди, наделенные разумом, но подчеркивал, что их деятельность поставлена в жесткие рамки. С одной стороны, заданы объективные условия этой деятельности, включая те, которые созданы предшествующим развитием, а с другой - она упирается в противоречивость интересов людей, и это диктует логику событий, над которой индивиды не властны. Именно поэтому Маркс говорил о собственной, объективной – и в этом смысле естественной логике истории. Вслед за Гегелем Маркс рассматривал общественную систему как органическое целое и видел социальную историю как закономерную смену общественных организмов, которые назвал общественно-экономическими формациями.Как всякий живой организм, общественная формация проходит жизненный цикл от своего рождения до своей гибели.
Все формации, кроме первичной (первобытно-общинной), имеют структуру, главными элементами которой выступают общественные классы, то есть группы людей со сходным социальным положением и общими интересами. Отношения между основными классами каждой формации определяют возможности и границы общественного прогресса в рамках данной формации и, в конечном счете, ее судьбу. Когда, например, рабский труд стал проигрывать в конкуренции с трудом самостоятельного крестьянина, рабовладение сошло с исторической сцены и возникло феодальное общество. Точно также в недрах феодализма родилось «третье сословие» - купцы, ремесленники и их подмастерья, которые в дальнейшем стали ядром следующей, капиталистической формации, пришедшей на смену феодальным отношениям.
Эту логику Маркс распространил и на капитализм – главный объект своего анализа. Он пришел к выводу, что формация, основанная на капиталистической экономике, не является окончательным воцарением разума, а есть лишь очередной, такой же преходящий, как и все остальные этап истории. Во многом следуя за экономистами-классиками, Маркс, однако, сместил фокус своего внимания. Его особенно интересовали те закономерности функционирования и развития капитализма, которые подрывают его устойчивость и превращают в препятствие общественного прогресса. Смит исходил из гармоничности рыночной экономики с ее «невидимой рукой», направляющей частные интересы к общественному благу. Что касается Маркса, то он, напротив, искал в капитализме противоречия и конфликты, ибо вслед за Гегелем полагал, что именно познание противоречий дает ключ к пониманию тенденций развития изучаемого объекта. Сквозь призму внутренних противоречий Маркс стремился обнаружить тот пласт экономической реальности, который вовсе ускользал от внимания экономистов-классиков.
Основой существования и развития общества по Марксу являются материальное производство и те изменения, которые обусловлены сдвигами в сфере производства, прогрессом производительных сил. Наличные производительные силы люди используют в рамках исторически определенной системы так называемых производственных отношений, среди которых ведущую роль играют отношения собственности на средства производства. Они, в конечном счете, определяют и все другие формы производственных отношений, например, источники и размеры дохода получаемого представителями различных классов, их положение в системе общественной организации труда и т.д.
Производительные силы и производственные отношения, взятые в их противоречивом единстве, образуют то, что Маркс называет способом производства. Диалектика взаимодействия производительных сил и производственных отношений такова, что производительные силы находятся в состоянии непрерывного развития, а производственные отношения представляют собой более консервативную, менее подвижную, а иногда и прямо стагнирующую сторону способа производства. По этой причине рано или поздно наступает момент, когда противоречие между этими сторонами способа производства требует революционного разрешения в ходе очередного этапа классовой борьбы.
Поясняя это фундаментальное положение своей теории общественного развития, Маркс писал в работе «К критике политической экономии» (1859 г.) следующее: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения – производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляют экономическую структуру общества, реальный базис,на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и которому соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обуславливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание» (подчеркнуто нами – Г.П.)[1]
По убеждению Маркса, капитализм, эра которого берет свое начало в XVI веке, исключает гуманизацию общества и демократию из-за частной собственности на средства производства и анархии рынка. В этой системе трудятся ради прибыли, имеет место эксплуатация одного класса другим, а человек (и предприниматель и рабочий) становятся чуждым самому себе, так как не может самореализоваться в труде, который стал лишь средством существования в условиях непредсказуемого рынка и жесткой конкуренции. Общественным идеалом Маркс считал социализм и коммунизм, называя их фазами неантагонистического коммунистического общества, при котором средства производства не будут более объектом индивидуального присвоения и каждый человек обретет свободу, а экономика станет развиваться по единому плану в интересах всех и каждого члена общества.
(3)
Первый том «Капитала» делится на восемь разделов, каждый из которых содержит разное количество глав. Раздел 1 посвящен изучению товара и денег. В нем Маркс рассматривает общие признаки любой рыночной экономики. Затем он переходит к анализу характеристик капитализма: превращение денег в капитал (раздел 2), прибавочная стоимость (разделы 3, 4 и 5), заработная плата (раздел 6) и накопление капитала (разделы 7 и 8).
В отношении товара Маркс различает две стороны. Во-первых, это потребительная стоимость – качественный признак товара. Находясь в зависимости от полезности товара, она может относиться как к физиологическим потребностям, так и ко всяким прочим. Во-вторых, это меновая стоимость – количественный признак. Чтобы утверждать, что какое-то количество известного товара можно обменять на некое количество другого товара, необходим, так сказать, общий знаменатель этих двух товаров. Таковым и является количество труда, затраченного на производство товара. Время работы, которое служит мерой меновой стоимости, - это среднее время работы, а не то, что было потрачено каким-то определенным производителем. Маркс называет его общественно-необходимым рабочим временем.
Труд следует рассматривать под двумя углами зрения. Он одновременно является конкретным и абстрактным трудом. То есть с одной стороны он связан с непосредственным производством определенной потребительной стоимости и требует владения навыками и умениями свойственными данной профессии, а с другой представляет собой затраты человеческой энергии вообще (физической, умственной, психической и т.д.). Конкретным трудом создается потребительная стоимость товаров, а абстрактным трудом его стоимость, которая может быть измерена в часах рабочего времени и соизмерена со стоимостью другого товара, который точно так же создан конкретным и абстрактным трудом.
Затем Маркс переходит к подробному анализу «формы стоимости» с целью показать «процесс образования денежной формы».
Стоимость товаров представляется в различных формах: «простая форма» (x товара А стоит y товара Б); «полная или развернутая форма стоимости» (x товара А= y товара Б или = v товара В или = g товара Г или z товара Д и т.д.); «денежная форма» (20 метров полотна или 1 платье или 10 фунтов чая = 2 фунтам стерлингов).
Таким образом, полноценные деньги, то есть золото и серебро, тоже являются товаром, ибо представляют собой результат человеческого труда, затраченного на их добычу. Но это товар особого рода. Он играет роль всеобщего эквивалента. В этом (то есть в способности обмениваться в определенной пропорции на любой другой товар) состоит их потребительная стоимость. Цена товара есть ничто иное, как денежное выражение его стоимости. Среди всех «денежных товаров» золото и серебро имеют преимущества в силу того, что они исключительно удачно подходят на роль денег благодаря своим уникальным свойствам (бесконечная делимость и составляемость, компактность, неподверженность влиянию окружающей среды, редкость).
Сами по себе деньги не являются капиталом. Капиталом, по Марксу, они становятся лишь тогда, когда «рыночное производство и торговля достигают определенной стадии развития». Как только деньги превращаются в капитал, начинает работать цикл Д-Т-Д (покупка товаров, затем продажа товаров за деньги). Обращение денег как капитала имеет смысл только в том случае, когда капиталист получает в конце этого цикла сумму денег большую, чем авансировал вначале. Эту разницу Маркс называет прибавочной стоимостью и ищет ответ на вопрос, откуда она берется. По его мнению, она не может возникнуть из обращения, если предположить, что все товары продаются и покупаются по их стоимости. Даже если отдельному капиталисту удается продать товар выше его стоимости, тогда другой теряет то, что первый выигрывает; следовательно, обращение, взятое во всей своей совокупности, не может дать чистого образования прибавочной стоимости.
Итак, существует парадокс: рыночное обращение предполагает, что товары обмениваются на эквивалентной основе, но, тем не менее, капитал способен создавать прибавочную стоимость.
Отмеченный парадокс, в теории Маркса, получает свое разрешение на основе признания товаром рабочей силы. Дело в том, что капиталист покупает не труд рабочего, а его способность к труду, то есть совокупность физических и умственных способностей, которыми располагает живая человеческая личность и которые человек пускает в ход каждый раз, когда создает полезные вещи (потребительные стоимости). В отличие от других товаров, при потреблении рабочей силы происходит процесс создания стоимости. Иначе говоря, этот товар является особенным. Он способен создавать стоимость, причем большую, чем его собственная.
Товар – рабочая сила является продуктом истории. Для того чтобы рабочая сила стала товаром необходимы два условия. Во-первых, ее владелец должен быть лично свободным человеком (что отличает наемный труд от рабского или крепостного). А во-вторых, он должен быть лишен собственных средств производства и поэтому вынужден жить, продавая единственное, что он имеет, то есть свою рабочую силу. Эти условия складываются, как показал Маркс на огромном историческом материале, в процессе так называемого первоначального накопления капитала. (См. «Капитал», том I, глава 24).
Поскольку рабочая сила – это товар, постольку она имеет стоимость. Величина этой стоимости соответствует стоимости жизненных средств, необходимых для воспроизводства жизни самого рабочего и членов его семьи. Другими словами, под воспроизводством следует понимать не только условия, позволяющие человеку снова работать завтра, но и то, что обеспечивает смену поколений, поскольку дети рабочего (пролетария) со временем займут его место.
В условиях капиталистического способа производства капиталист покупает рабочую силу и свободно распоряжается ее как любым другим товаром, стоимость которого оплачена. Он использует в своих интересах ее потребительную стоимость, которая в данном случае заключается в способности трудиться, создавая новую стоимость. Например, когда капиталист покупает рабочую силу на 12 часов, он имеет право использовать ее в течение всего рабочего дня. Дело, однако, в том, что, как утверждает Маркс, рабочий день при капитализме состоит из двух частей. Первую оно называет необходимое рабочее время (то есть, то, в течение которого рабочий создает товары на сумму эквивалентную дневной стоимости его рабочей силы). А вторую часть образует прибавочное время. Стоимость, созданную рабочим за это время капиталист безвозмездно присваивает. Прибавочное время можно увеличить простейшим способом – увеличением продолжительности рабочего дня. Этот способ (который, конечно, имеет свои естественные границы) Маркс называет абсолютной прибавочной стоимостью.
Конечно, ссылаясь на законы рынка, капиталист, всегда пытается приблизить продолжительность рабочего дня к физиологическому максимуму. Наемный же работник, указывая на то, что ему необходимо время для удовлетворения своих физиологических, интеллектуальных и социальных потребностей, требует «нормального» рабочего дня. Мы видим здесь, подчеркивает Маркс, противоречие, где одно право выступает против другого права, причем оба они подчинены действию закона, регулирующего обмен товаров. Которое из этих двух равных прав победит? То на чьей стороне сила. Вот почему регламентация рабочего времени в истории капиталистического производства представляет собой извечную борьбу рабочих за ограничение продолжительности рабочего дня.
Однако основным способом увеличения прибыли капиталистов со временем становится производство относительной прибавочной стоимости. Если предположить, что продолжительность рабочего времени (например, 12 часов) не может быть изменена и что время необходимой работы составляет, скажем, 8 часов, то, как тогда увеличить прибавочную стоимость? Единственная возможность для этого заключается в уменьшении необходимого времени и увеличении прибавочного времени в рамках одной и той же продолжительности рабочего дня. Для этого надо повысить производительность труда в тех отраслях деятельности, которые напрямую или опосредованно производят товары, потребляемые за счет заработной платы. Производство относительной прибавочной стоимости достигается, во-первых, за счет интенсификации труда (уменьшение перерывов в работе, подготовка рабочего места до начала рабочего дня, увеличение норм выработки за рабочую смену, а в дальнейшем применение «научных» систем организации труда, конвейерных линий и т.п.). Во-вторых, за счет внедрения достижений научно-технического прогресса, которые позволяют, увеличивая производительность труда, снижать стоимость рабочей силы, удлиняя тем самым продолжительность прибавочного времени и укорачивая необходимое время.
Маркс подчеркивает тот факт, что средства производства, конечно, способствуют образованию стоимости произведенных товаров. Но надо иметь в виду, что они лишь переносят по мере износа свою собственную стоимость на эти товары. Новую стоимость создает лишь рабочая сила, то есть живой человеческий труд. Это дало Марксу основание разделить капитал на постоянный и переменный. В ходе производства та часть капитала, которая воплощена в машинах, сырье, дополнительных материалах и рабочих инструментах не изменяет размер своей стоимости. Именно поэтому он называет ее постоянной частью капитала (С). Другая часть капитала, затраченная на покупку рабочей силы, напротив, меняет стоимость в ходе производства. Она воспроизводит свой собственный эквивалент, плюс некоторый излишек – прибавочную стоимость, которая сама может изменяться в большую или меньшую сторону. Поэтому он называет ее переменным капиталом (V).
Таким образом, первоначально авансированный капитал распадается на постоянный капитал и переменный капитал, применение обеих этих частей в производстве ведет к созданию прибавочной стоимости (M).Стоимость товара, произведенного на капиталистическом предприятии, можно, следовательно, представить формулой C + V + M.Соотношение между прибавочной стоимостью и переменным капиталом (M/V)или между прибавочным и необходимым трудом выражает по Марксу степень эксплуатации рабочего класса капиталистами. К примеру, если рабочий день составляет 10 часов, из которых 5 часов необходимое время и 5 часов прибавочное время, то степень эксплуатации будет равна 100%. Если же рабочий день увеличится на два часа, то степень эксплуатации возрастет до 140%. Степень эксплуатации растет и при производстве относительной прибавочной стоимости. Если, скажем, в рамках 10-часового рабочего дня необходимое время уменьшится до 4-х часов, а прибавочное соответственно увеличится до 6 часов, то это будет означать увеличение степени эксплуатации до 150%.
Анализируя проблемы, связанные с накоплением капитала, Маркс, прежде всего, рассматривает «простое воспроизводство», при котором капитал продолжает воспроизводиться, «не увеличиваясь». Но в условиях капиталистической системы воспроизводство не может быть простым. Конкуренция не разрешает капиталисту сохранять свой капитал без прироста, а он не может продолжать наращивать его без прогрессивного накопления.
Подобное «прогрессивное накопление» (или расширенное воспроизводство) имеет место только в том случае, когда капиталисты преобразуют в капитал часть прибавочной стоимости. Иначе говоря, необходимо, чтобы капиталисты потребляли не весь объем прибавочной стоимости на личные нужды, а экономили часть его для покупки дополнительных средств производства и наем дополнительной рабочей силы.
В ходе этого объективного процесса вступает в действие так называемый всеобщий закон капиталистического накопления. Дело в том, что по мере увеличения накопления все большая часть его тратится на постоянный капитал и поэтому относительная часть переменного капитала уменьшается. Это ведет к созданию «относительного перенаселения» или «резервной армии труда». Он говорит об относительном перенаселении в том смысле, что оно существует только относительно сиюминутных потребностей капиталистической эксплуатации и может сокращаться или расширяться довольно быстро. Однако, общая тенденция такова, что объем промышленного резерва тем больше, чем значительнее социальное богатство, размер и скорость накопления капитала. Но чем больше растет резерв, в сравнении с активной армией труда, тем выше консолидированное перенаселение, которому работа навязывается вследствие его нищеты. Наконец, чем больше растет эта прослойка люмпенов рабочего класса, тем больше увеличивается официальное обнищание. Таков всеобщий, абсолютный закон капиталистического накопления. Правда, оговаривается Маркс, действие этого закона, как и любого другого, естественно, изменяется под влиянием частных обстоятельств. Однако, в конечном счете, по убеждению Маркса, противоречия между богатыми и бедными, между общественным характером производства и частнокапиталистической формой присвоения общественного богатства неизбежно приведут к революционной замене капиталистического способа производства, новым способом производства. В его основе будет лежать общественная собственность на средства производства, и экономика будет развиваться не по законам рыночной стихии в интересах эксплуататорского меньшинства, а сознательно и планомерно в интересах всех членов общества.
Марксизм был официальной идеологией экономической и социальной системы в странах советского блока, который рухнул в конце XX века. Однако труды Маркса не утеряли своей критической ценности. Они являются наряду с трудами других великих обществоведов важнейшим вкладом в понимание мира, в котором мы живем.
Труды Маркса, несомненно, имеют свои особенности. Он был не только экономист, но и философ, социолог, историк. Маркс был не только ученый, но и борец за свои идеи, которые были ориентированы на общечеловеческие ценности (отказ от насилия, неприятие эксплуатации, стремление к демократии и равенству).
Многоплановость его работ, незаконченность части из них, а также многогранность его личности объясняют обилие вариантов толкования его сочинений. Литература, посвященная Марксу, необъятна, содержание его работ до сих пор остается предметом острой полемики. Изучение только одного его произведения, а именно первого тома «Капитала» убедит любого читателя в том насколько оригинальным и плодотворным мыслителем был этот великий человек.
Самым важным для нас, при прочтении Маркса, является урок применения критического духа. Маркс не принимает на веру никакой готовой мысли, любую из них он подвергает строгому анализу, используя свою гигантскую эрудицию и огромный исследовательский потенциал.
«В своей ипостаси экономиста Маркс продолжает жить и все еще актуален, как ни один из авторов, которых мы рассматривали до сих пор. Маркс подвергался переоценке, пересматривался, опровергался, его хоронили тысячекратно, но он сопротивляется всякий раз, когда его пытаются отослать в интеллектуальное прошлое. Хорошо это или плохо, но его идеи стали составной частью того мира представлений, в рамках которого мы мыслим».[2]
План семинарского занятия по теме 2.
1. Особенности предмета и метода изучения К. Маркса.
2. Материалистическое понимание истории.
3. Теоретические положения о стоимости и капитале.
4. Теория прибавочной стоимости К. Маркса.
5. Всеобщий закон капиталистического накопления.
Основная литература
1. Бейтон А. и др. 25 ключевых книг по экономике – «Урал LTD». – 1999. – С. 175-201.
2. История экономических учений / под ред. Автономова В. и др. – М.; 2003. – Гл. 7.
3. Маркс К. Предисловие к критике политической экономии // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. т. 13. – М.; 1971. – С. 6-8.
4. Маркс К. Капитал т.1. Послесловие ко второму изданию // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. т. 23. – М.; 1971. – С. 17-22.
5. Ядгаров Я.С. История экономических учений. – М.; 2008. – Гл. 10.
Дополнительная литература
1. Блауг М. Экономическая мысль в ретроспективе. – М.; 1994.
2. Жид Ш., Рист Ш. История экономических учений. – М.; 1995.
3. Маркс К. Капитал т. 1 // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. Т. 23.
4. Фомишин С.В. История экономических учений. – Ростов н/Д, 2008.
Вопросы для самоконтроля
1. Что принял Маркс в качестве научных источников для своих социально-экономических исследований?
2. В чем суть учения Маркса о базисе и надстройке?
3. Как трактует Маркс категории товара, стоимости, денег?
4. Какое значение имеет в теории Маркса концепция двойственного характера труда в условиях товарного производства?
5. Раскройте механизм возникновения прибавочной стоимости по Марксу.
6. В чем особенности взглядов Маркса на теорию классов и классовой борьбы?
7. Проанализируйте понятия марксистской теории «органическое строение капитала», «норма эксплуатации», «всеобщий закон капиталистического накопления».
8. Что понимал Маркс под абсолютной рентой?