Основные понятия, использованные в исследовании
АНАЛИТИЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
«Современный воспитательный процесс в ИрГТУ: состояние и проблемы»
Ноябрь-декабрь 2012 год
Иркутск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………….….… 3
Основные понятия, использованные в исследовании ………………………… 4
Структура воспитательной и внеучебной работы в ИрГТУ ………………….. 5
Организационный раздел………………………………………………………... 6
Результаты исследования III курса ……………………………………………..12
Заключение…………………………………………………………………….….21
Приложение …………………………………………………………..……….….22
ВВЕДЕНИЕ
В настоящее время вопрос об организации внеучебной работы в вузе занимает достаточно важное место, как для самого университета, так и для каждого студента. Так как для наилучшего устройства индивида в обществе необходимо качественное образование и воспитание.
Современная оценка воспитательной деятельности вуза представляет собой системное видение процесса воспитания и всего комплекса факторов, которые обеспечивают эффективность этой работы. Приказом Министерства образования и науки в перечень показателей государственной аккредитации введен новый показатель, непосредственно относящийся к эффективности воспитательной деятельности в условиях вуза, включающий в себя:
- наличие в образовательном учреждении условий для внеучебной работы с обучающимися;
- уровень организации воспитательной работы с обучающимися;
- наличие организации воспитательной деятельности, условий и механизмов ее функционирования.
С целью создания эффективной воспитательной деятельности, способствующей формированию активной, социально-ответственной, конкурентноспособной, всесторонне развитой личности специалиста, востребованного на рынке труда и способствующего развитию региона в частности и страны в целом, в Иркутском государственном техническом университете разработана «Концепция воспитательной работы ИрГТУ».
Главной ее целью является создание условий для активной жизнедеятельности студентов, их гражданского самоопределения и самореализации, максимального удовлетворения потребностей обучающихся в интеллектуальном, культурном и нравственном развитии[1]. Данная концепция реализуется через «Программу развития воспитания в ИрГТУ», планы воспитательной работы университета, структурных подразделений, отвечающих за организацию воспитательной работы, факультетов, кафедр и других структурных подразделений университета.
Такой подход требует организовать такую систему в воспитательном пространстве вуза, которая, приведет к достижению целей всех участников воспитательного процесса при условии взаимодействия условий вузовской среды, созданных администрацией университета и при непосредственной творческой мотивации студентов.
То есть помимо обучающих задач, сводящихся к передаче индивиду знаний и навыков, перед университетом стоит задача формирования общекультурной компетентности человека, выходящей за пределы его профессиональной сферы. С учетом данного требования и определены основные направления воспитательной работы в ИрГТУ:
- профессиональная подготовка специалистов;
- духовно-нравственное воспитание студентов;
- гражданско-патриотическое и правовое воспитание;
- гуманитарно-эстетическое воспитание;
- физическое воспитание и привитие здорового образа жизни.
Таким образом, воспитательный процесс в Иркутском государственном техническом университете выстраивается с позиции комплексного подхода, включающего тесное функциональное взаимодействие всех блоков и направлений воспитательного процесса:
- воспитание в процессе обучения;
- воспитательная работа во внеучебное время;
- развитие студенческого самоуправления;
- управление воспитательной деятельностью со стороны администрации вуза;
- обеспечение организации и контроля за выполнением программы развития воспитания в ИрГТУ.
С целью повышения качества и контроля за формированием и дальнейшим развитием воспитательной среды в Иркутском государственном техническом университете, согласно концепции воспитательной работы, программы развития воспитательной работы Центром комплексных социологических исследований ИрГТУ проводится мониторинговое исследование «Проблемы совершенствования внеучебной и воспитательной работы в ИрГТУ. Мнение студентов».
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ, ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ В ИССЛЕДОВАНИИ
Высшие учебные заведения (вузы) - готовят специалистов с высшим образованием для различных отраслей хозяйства, науки и культуры на базе среднего образования, многие ведут также научно-исследовательскую работу теоретического и прикладного характера, осуществляют повышение квалификации преподавателей высшей и средней специальной школы и дипломированных специалистов. К вузам относятся университеты, институты, высшие училища, учебные академии, консерватории.
Воспитание в вузе - органически связанная с обучением целенаправленная и систематическая деятельность, ориентированная как на формирование социально значимых качеств, установок и ценностных ориентаций личности, так и на создание благоприятных условий для всестороннего гармонического, духовного, интеллектуального и физического развития, самосовершенствования и творческой самореализации личности будущего специалиста.
Воспитательная работа в вузе - это педагогическая деятельность, направленная на организацию воспитательной среды и управление разнообразными видами деятельности студентов с целью решения задач гармоничного развития личности.
Воспитывающее обучение в вузе - обучение, при котором достигается органическая связь между приобретением студентами знаний, умений, навыков и формированием у них эмоционально-целостного отношения к миру, друг к другу, к усваиваемому учебному материалу.
Воспитательные отношения в вузе - разновидность отношений между людьми, возникающая в воспитательном взаимодействии, направленная на духовное, нравственное и т.п. развитие и совершенствование.
Воспитанность - уровень развития личности, проявляющийся в согласованности между знаниями, убеждениями, поведением и характеризующийся степенью оформленности общественно значимых качеств.
Всестороннее развитие личности - целостное и полноценное развитие всех сущностных сил человека, его способностей и дарований.