Место дисциплины в структуре ООП ВПО. Тульский государственный университет

Тульский государственный университет

Кафедра мировой экономики

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

по выполнению контрольно-курсовых работ

по дисциплине «История экономических учений»

Направление подготовки: 080100 "Экономика"

Квалификация (степень) выпускника - бакалавр

Форма обучения: заочная

Тула 2013

С О Д Е Р Ж А Н И Е

С.

1. Цели и задачи освоения дисциплины……………………………………. 3

2. Место дисциплины в структуре ООП ВПО……………………………... 3

3. Компетенции обучающегося, формируемые в процессе

освоения дисциплины…………………………………………………………… 3

4. Содержание дисциплины…………………………………………………. 4

5. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости

и промежуточной аттестации…………………………………………………… 5

6. Порядок проведения текущих и промежуточной аттестации.

Шкалы оценок…………………………………………………………………… 5

7. Руководство по выполнению контрольно-курсовых работ…… ……… 6

8. Тематика контрольно-курсовых работ…………………………………… 8

9. Учебно-методическое обеспечение дисциплины……………………… 9

Приложение № 1 ……………………………………………………….. …….. 12

Приложение № 2 ……………………………………………………….. ……. 13

Приложение № 3 ……………………………………………………….. …… 14

Приложение № 4 ………………………………………………………. …….. 15

Приложение № 5 ………………………………………………………. …….. 16

Цели и задачи дисциплины освоения дисциплины

Целью изучения дисциплины «История экономических учений» является обеспечение знания студентами общей логики становления и развития экономической науки с древнейших времен до настоящего времени, что составляет основы профессиональной культуры экономиста.

Задачами освоения дисциплины являются:

- изучение основных этапов и направлений развития экономической науки, а также вклада выдающихся представителей различных школ экономической мысли;

- изучение методологических подходов и методов исследования теоретических проблем;

- формирование историзма, масштабности и реализма экономического мышления;

- аккумуляция экономического опыта и использование его для решения современных экономических проблем

Место дисциплины в структуре ООП ВПО

Дисциплина «История экономических учений» относится к дисциплинам базовой части учебного цикла – Б3 Профессиональный цикл. Для успешного освоения дисциплины необходима подготовка студента в соответствии с требованиями, предъявляемыми к поступающим в ВУЗ, а также необходимы знания дисциплин «История», «Иностранный язык», изучаемых в университете.

3 Компетенции обучающегося, формируемые в результате освоения дисциплины «История экономических учений»

Процесс изучения дисциплины направлен на формирование элементов следующих общекультурных компетенций (ОК) в соответствии с ФГОС ВПО и ООП ВПО по данному направлению подготовки:

- понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире (ОК-3);

- логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь (ОК-6);

- сознанием социальной значимости своей будущей профессии, высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности (ОК-11).

В результате изучения дисциплины обучающийся должен:

1. Знать:

- основные понятия, категории и инструменты экономической теории, основные особенности ведущих школ и направлений экономической науки;

2. Уметь:

- понимать движущие силы и закономерности исторического процесса, события и процессы экономической истории; место и роль своей страны в истории человечества и в современном мире;

анализировать во взаимосвязи экономические явления, процессы, инструменты на микро- и макроуровне;

- использовать источники экономической, социальной, управленческой информации;

- представлять результаты аналитической и исследовательской работы в виде выступления, доклада, информационного обзора, аналитического отчета, статьи;

- логически верно, аргументировано и ясно строить устную и письменную речь;

3. Владеть:

- навыками самостоятельной работы, самоорганизации и организации выполнения поручений;

- сознанием социальной значимости своей будущей профессии, высокой мотивацией к выполнению профессиональной деятельности.

Содержание и структура дисциплины

Содержание разделов дисциплины

1. ВВЕДЕНИЕ В ИСТОРИЮ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ

1.1. Предмет, методы и функции истории экономических учений

1. 2. Экономическая мысль Древнего мира

1.3. Экономическая мысль Древней Руси

2. ПОНЯТИЕ ПРЕДМЕТА И МЕТОДА ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

В ЗАПАДНО-ЕВРОПЕЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКЕ

2.1. Меркантилизм – первая экономическая школа.

2.2. Предмет и метод политической экономии в работах основоположников классической экономической школы.

2.3. Марксистское понимание предмета и метода политической экономии.

2.4. Маржиналистская революция

3. ОСНОВНЫЕ ШКОЛЫ И НАПРАВЛЕНИЯ В ИСТОРИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ МЫСЛИ И ОСОБЕННОСТИ МЕТОДОЛОГИИ ИХ НАУЧНОГО АНАЛИЗА

3.1. Теория и методология немецкой исторической школы.

3.2. Французская историческая школа Анналов.

3.3. Школы исследований экономического роста.

4. ЗАРОЖДЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ В РОССИИ

4.1. Российский меркантилизм

4.2. Легальный марксизм и ревизионизм.

4.3.М.И. Туган-Барановский: этический принцип и экономическая теория

4.4. С.Н. Булгаков: в поисках христианского экономического мировоззрения

4.5. Круг А.В. Чаянова: агрономы-кооператоры- теоретики

4.6. Теория длинных волн Н.Д. Кондратьева.

5. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ

5.1. Кейнсианство.

5.2. Экономическая теория предложения

5.3. Монетаризм

5.4. Новая классика

5.5. Неоинституционализм

5.6. Теория общественного выбора

5.7. Экономический империализм

Наши рекомендации