Тема 1. Институты и их роль в жизни общества.
Методические указания
По подготовке к семинарским занятиям
В связи с тем, что количество часов, отведенное на лекции, ограничено невозможно реализовать в лекциях всей учебной программы курса. Поэтому часть незатронутого на лекциях и практических занятиях материала предоставляется студенту для самостоятельного изучения.
Домашняя проработка и повторение лекционного материала является одной из важных активных форм самостоятельной работы. Используя лекционный материал, учебники и учебные пособия, дополнительную литературу, студент готовится к практическим семинарским занятиям.
Важной формой контроля знаний студентов является проведение семинарских занятий. В ходе семинарских занятий происходят дискуссии, споры, деловые игры, что способствует обмену мнениями студентов, приобретению навыков свободной устной речи.
Семинарские занятия – самая активная и наиболее действенная форма самостоятельной работы студента. Здесь происходит живое общение студентов между собой и с преподавателями. Форма проведения семинара, прежде всего, зависит от уровня знаний студентов, от степени их подготовленности к нему. Никакие дискуссии, споры, деловые игры невозможны, если студенты не готовы к семинару.
Семинар – это дискуссия, обмен мнениями, поиск объективной истины с участием преподавателя и студентов. Поэтому основное внимание преподавателя и студентов должно быть сосредоточено на подготовке к семинару. Это – главное, определяющее условие его успешного проведения.
Чтобы хорошо подготовиться к семинару, студент заранее должен знать не только то, что надо к нему изучить, но и в какой форме он будет проводиться. Форму проведения семинара избирает преподаватель. Главное в семинаре – приобретение навыков свободной устной речи, полемики, самостоятельных суждений.
Качественная подготовка к семинарским и лекционным занятиям невозможна без активной самостоятельной работы студентов по изучению учебников, учебных пособий, справочной литературы, периодических изданий.
Требования к докладчикам
1. Устная презентация темы доклада (10 – 12 мин.)
2. Постараться рассказать так, чтобы Вас было интересно слушать. Для этого надо постараться:
· Продумать структуру доклада и стараться ее придерживаться, чтобы за Вашим рассказом было проще следить.
· Соблюдать временные ограничения: чем дольше Вы говорите, тем сложнее соблюдать структуру доклада и удерживать внимание слушателей
· Говорить так, чтобы Вам самим было интересно себя слушать: не забывайте про примеры, не вдавайтесь в подробности, которые сложно уловить на слух. И не забывайте про интонации и настроение – это тоже очень важно
3. Ответить на вопросы оппонента.
План презентации:
1. Введение: основная идея темы и на чем будет сделан акцент.
2. Основная часть: основные предпосылки, новизна, возможные области применения. Кейс (обязательно указать источник!), на примере которого можно показать, как можно применить выводы.
3. Заключение: выводы (что автор хотел донести), применимость для анализа реальных экономических ситуаций (обозначить области)
На оценку за доклад влияет:
· Структура доклада и соблюдение ограничений по времени
· Насколько удалось передать суть темы и отсутствие содержательных ошибок
· Насколько получилось удержать внимание аудитории, заинтересовать слушателей (оценивается, в том числе и потому, как слушатели отвечали на вопросы оппонента и/или семинариста)
Письменная часть (необходимо принести на семинар, на котором будет доклад!)
1. В тезисной форме приводятся ответы на следующие вопросы (1 страница)
· Цель (основной вопрос)
· Задачи, которые решает автор
· Актуальность работы
· Методы, которые использует автор
· Гипотезы
· Как он проверяет гипотезы
· Какие выводы получает
· Мнение относительно статьи
2. Описание кейса (2-3 страницы)
· Описание самой ситуации ( с указанием источника)
· Что данная ситуация иллюстрирует?
· Как она связана с темой доклада
· Анализ ситуации
Докладчик получает 2 оценки – за устный доклад и за письменную часть.
Требования к оппоненту.
Задача оппонента (5 – 7 минут):
1. Не надо пересказывать содержание доклада. Но можно сформулировать основные идеи автора или модели, которую он строит, в форме тезисов, т.к. это упростит дальнейшее выступление. От этого можно оттолкнуться.
2. Общая оценка доклада:
· Рассказать, что понравилось в докладе и почему
· Что не понравилось в докладе и почему
· Позиция оппонента должна быть объяснена и аргументирована
· Не обязательно следовать мнению автора доклада. Не бойтесь высказывать свою точку зрения!
3. Подготовить и задать несколько вопросов докладчикам
· 2 – 3 вопроса
· С кратким объяснением, почему эти вопросы появились, почему это важно
· Это должны быть вопросы, которые позволили обсудить ограничения статьи, нерешенные проблемы, возможные интересные и неучтенные феномены
4. Подготовить и задать несколько вопросов слушателям
· 4 – 5 вопросов
· С кратким объяснением, почему эти вопросы появились, почему это важно
· Это должны быть вопросы к основным, самым важным частям доклада, чтобы отвечая на эти вопросы можно было еще раз обсудить основные моменты доклада.
Текст выступления и подготовленные вопросы необходимо сдать в письменном виде перед началом семинара!
На оценку оппонента влияет:
1. Структура выступления!
2. Насколько аргументирована позиция оппонента относительно доклада
3. «Качество» вопросов:
· Вопросы должны быть сформулированы понятно (даже тому, кто не читал статью)
· Должно быть понятно почему именно эти вопросы представляют собой интерес
Оппонент получает 1 оценку – за устный доклад. Письменная часть является основой для выступления.
Примерная тематика докладов по курсу «Институциональная экономика»
Тема 1. Институты и их роль в жизни общества.
Темы докладов:
1. Виды зависимости между старыми и новыми институтами в переходной экономике России. (Шипилин – доклад, Асянова – оппонент М – 202)
2. Революционный характер институциональных изменений в переходной экономике (на примере России) и их последствия для общества.
3. Проблемы формирования новых институтов в период рыночных трансформаций (на примере отдельных институтов, таких как институт Президента, парламент, центральный банк, институт частной собственности, банкротства, эффективного собственника и т.д.).
4. Коренное изменение отдельных институтов (банковской системы, налоговой системы) и проблемы связанные с их функционированием в российской экономике.
5. Воздействие отдельных организации (например, профсоюза) на изменение институциональной системы, ее позитивное или негативное влияние на развитие экономики.
6. Институциональные технологии в ХХ веке.
7. Сравнительный анализ издержек внедрения производственных и институциональных технологий.
8. Положительный опыт внедрения институциональных технологий (на примере Японии и др. стран). (Галина – доклад, Гареев – оппонент)
9. QWERTY-эффекты и их дальнейшее развитие в рамках неоинституциональной теории. (Карамов – доклад, Исмагилов – оппонент М-203) (Тухватуллин –доклад, Левина – оппонент М-202)
10. Неэффективные технологические стандарты и причины их устойчивости.
11. Институциональные изменения и институциональные ловушки. (Касьян – доклад, Попова – оппонент М-203) (Лозовая – доклад, Гатауллина – оппонент)
Рекомендуемая литература:
1. Веблен Т. Теория праздного класса. – М.: Прогресс, 1984.
2. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. – М.: ТЕИС, 2000.
3. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. – М: Фонд экономической книги "Начала",1997.
4. Нестеренко А.Н. Экономика и институциональная теория / Отв. ред. акад. Л.И. Абалкин. – М.: Эдиториал УРСС, 2002.
5. Эггертссон Т. Экономическое поведение и институты. – М.: «ДЕЛО», 2001.
6. David P. Clio and Economics of QWERTY. American Economic Review. - 1985. - V.75. - №.2.
7. Норт Д. Институты, институциональные изменения и функционирование экономики. - М: Фонд экономической книги "Начала", 1997.
8. Полтерович В.М. Институциональные ловушки и экономические реформы. – М.: Российская экономическая школа, 1998.
9. Балацкий Е. Теория институциональных ловушек и правовой плюрализм // Общество и экономика. - № 10. – 2001.
10. Дегтярев А.Н. Устойчивость и развитие социально-экономических систем: опыт институциональной архитектоники. – Доклад на Международном симпозиуме «Экономическая теория: исторические корни, современное состояние и перспективы развития». – Москва, МГУ, 10-11 июня 2004 г.
11. www// ecsocman.edu.ru