Тема 2. Олигополия, ее распространение в России
Цель – рассмотрение признаков, сущности, особенностей и значения олигополии для экономики страны, потребителей и деятельности фирм как в России, так и за рубежом.
1. Раскройте сущность олигополии, пути формирования.
2. Покажите особенности рынка олигополии. Приведите примеры фирм в России и за рубежом.
3. Раскройте сущность конкурентной борьбы в условиях олигополии, ее специфические формы.
4. Покажите положительное значение олигополии для общества, для удовлетворения потребностей, развития научно-технического прогресса. Приведите конкретные примеры в России, в других странах.
5. Приведите примеры конкурентной борьбы в условиях олигополии, значение и последствия (как положительные, так и отрицательные).
6. На примере рынка сотовой связи покажите последствия конкурентной борьбы в условиях олигополии. Охарактеризуйте основные факторы развития отрасли: технологические новинки, рост доходов потребителей, повышение информатизации экономики и т. д. Раскройте роль рекламы для развития рынка сотовой связи. Покажите стимулы развития отрасли, инвестиционные возможности. Сделайте выводы о положительном и отрицательном значении олигополии для потребителей.
7. Применительно к России и другим странам можно рассмотреть в качестве примера олигополии автомобильную промышленность, производство сельскохозяйственной техники, самолетостроение и пр. Следует рассмотреть особенности конкурентной борьбы, ценообразования, рекламной деятельности, стратегии по техническим новшествам, регулирования со стороны органов государственной власти. В заключение, применительно к России, следует сделать выводы о степени распространения и значении олигополии, проблемах их функционирования.
Литература
1. Бородин К. Т. Конкурентоспособность в российской экономике / К. Т. Бородин.– М.: ТЕИС, 2005.– 125 с.
2. Громыко В. В. Экономическая теория /В. В. Громыко, Т. Г. Бродская, В. В. Багинова.–М.: ИНФРА – М, 2010.–747 с.
3. Грязнова А. Г., Юданов А. Ю. Микроэкономика. Теория и российская практика /А.Г. Грязнова, А.Ю. Юданов.– М.: Кнорус, 2007.– 624 с.
4. Казанцева Е. Г. Развитие олигополистических тенденций в России (на примере торговли) // Вопросы экономики и права.– 2008,октябрь.– С. 11-16.
5. Кулешова А. Б. Конкуренция в вопросах и ответах /А. Б. Кулешова.– М.: Проспект Велби, 2006.– 256 с.
6. Лифшиц И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг /И. М. Лифшиц.– М.: Высшее образование, 2007.– 346 с.
7. Сидорович А. В. Курс экономической теории /А. В. Сидорович.– М.: ДИС, 2007.– 1040 с.
8. Тарасевич Л. С. Микроэкономика/ Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенников, А. И. Леусский.– М.: Юрайт-издат, 2007.– 391 с.
9. Чепурин М. Н. Курс экономической теории: Учебник / под ред. проф. М. Н. Чепурина, проф. Е. А. Киселевой. – 6-е изд., доп. и перераб. - Киров: АСА, 2009. – 786 с.
Тема 3. Монополистическая конкуренция,
место и роль в экономике России
Цель – рассмотрение признаков, сущности, особенностей и значения монополистической конкуренции для экономики страны, ее распространения по отраслям и видам деятельности как в России, так и за рубежом.
1. Раскройте сущность категории «монополистическая конкуренция».
2. Покажите роль и значение монополистической конкуренции для рыночных отношений и удовлетворения покупательских потребностей.
3. Дайте сравнительную характеристику монополистической конкуренции и иных типов рынка (монополии, олигополии, совершенной конкуренции). Покажите преимущества и недостатки монополистической конкуренции для общества, покупателя.
4. Приведите примеры товаров, создаваемых в условиях монополистической конкуренции.
5. Раскройте роль и значение конкурентной борьбы по дифференцированным товарам. Покажите роль рекламы для этих товаров.
6. На примере регионального рынка покажите особенности функционирования монополистической конкуренции (можно рассмотреть, допустим, рынок молочной продукции). Дайте характеристику роли конкуренции в ценообразовании на рынке молочных продуктов. Покажите влияние рекламы на развитие рынка молочных продуктов. Охарактеризуйте основные факторы развития отрасли: совершенствование технологии, рост доходов потребителей, повышение экологических требований и т. д.
7. Применительно к России и другим странам можно рассмотреть в качестве примеров монополистической конкуренции рынок безалкогольных напитков, кондитерских изделий, мыла и пр. Следует рассмотреть особенности конкурентной борьбы, ценообразования, рекламной деятельности, стратегии по новшествам. В заключение, применительно к России, следует сделать выводы о степени распространения и значении монополистической конкуренции.
Литература
1. Бородин К. Т. Конкурентоспособность в российской экономике / К. Т. Бородин.– М.: ТЕИС, 2005.– 125 с.
2. Громыко В. В. Экономическая теория /В. В. Громыко, Т. Г. Бродская, В. В. Багинова.–М.: ИНФРА – М, 2010.–747 с.
3. Грязнова А. Г., Юданов А. Ю. Микроэкономика. Теория и российская практика /А.Г. Грязнова, А.Ю. Юданов.– М.: Кнорус, 2007.– 624 с.
4. Кулешова А. Б. Конкуренция в вопросах и ответах /А. Б. Кулешова.– М.: Проспект Велби, 2006.– 256 с.
5. Лифшиц И. М. Конкурентоспособность товаров и услуг /И. М. Лифшиц.– М.: Высшее образование, 2007.– 346 с.
6. Сидорович А. В. Курс экономической теории /А. В. Сидорович.– М.: ДИС, 2007.– 1040 с.
7. Тарасевич Л. С. Микроэкономика/ Л. С. Тарасевич, П. И. Гребенников, А. И. Леусский.– М.: Юрайт-издат, 2007.– 391 с.
8. Чепурин М. Н. Курс экономической теории: Учебник / под ред. проф. М. Н. Чепурина, проф. Е. А. Киселевой. – 6-е изд., доп. и перераб. - Киров: АСА, 2009. – 786 с.