Характеристика объекта исследования
ООО ТА «Альфа-Тур» – общество с ограниченной ответственностью, которое признается учрежденным одним или несколькими лицами, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров.
ООО ТА «Альфа-Тур» образовано в 2011 г., основными документами, определяющими принципы деятельности общества, его статус и взаимоотношения учредителей, являются учредительный договор и устав общества.
ООО ТА «Альфа-Тур» имеет одного учредителя, является юридическим лицом, имеет самостоятельный баланс, расчетный и иные счета в банках, круглую печать со своим наименованием, штамп, бланки.
Основной целью туристской фирмы ООО ТА «Альфа-Тур» как коммерческой организации является получение прибыли на основе максимизации доходности и оптимизации расходной части бюджета фирмы.
ООО ТА «Альфа-Тур» имеет выгодное место расположения – здание гостиницы «Турист». Около 6% клиентов агентства являются гостями города, проживающими в данной гостинице.
Офисное помещение ООО ТА «Альфа-Тур» используется на условиях арендного договора. Оснащение офиса является собственностью турагентства.
Основные направления деятельности ООО ТА «Альфа-Тур»:
– оказание услуг в области туризма, организация и участие в организации и эксплуатации отелей, турбаз, мотелей, услуги по организации экскурсий, обслуживание частных и деловых поездок, культурных, гастрольных, благотворительных и других мероприятий;
– организация туристских поездок;
– осуществление международной туристской деятельности в ближнем и дальнем зарубежье;
– продажа авиабилетов на внутренние и зарубежные рейсы авиакомпаний различных стран;
– реализация путевок в здравницы и дома отдыха;
– осуществление любых иных видов деятельности, за исключением запрещенных законодательными актами России.
Управление персоналом турфирмы осуществляет директор, организационная структура управления ООО ТА «Альфа-Тур» представлена на рисунке 2.1, которая является линейной, что обосновано штатной численностью работников и направлениями деятельности.
Рисунок 2.1 – Организационная структура управления ООО ТА «Альфа-Тур»
Источник: составлено автором
Представленная структура управления фирмой имеет ряд положительных сторон:
– ответственность за решение какой-либо проблемы несет специалист узкого профиля, что повышает его обоснованность;
– наличие нескольких руководителей направлений деятельности с разделением функций по внутреннему и международному туризму дает четкое распределение обязанностей.
В штате ООО ТА «Альфа-Тур» – 6 чел., внештатным сотрудником фирмы является бухгалтер. Возраст сотрудников – 22-45 лет, 4 сотрудников имеют высшее образование, из них 1 – высшее специальное образование. 2 сотрудника имеют среднее профессиональное образование.
Так как большинство персонала турфирмы имеет стаж работы в туризме около 4 лет, в директор работает в сфере туризма более 20 лет, формирует определенный организационно-управленческий потенциал фирмы, который не использован в настоящее время в полной мере.
2.2 Анализ основных показателей деятельности ООО ТА «Альфа-Тур» за 2012-2013 годы
В ООО ТА «Альфа-Тур» применяется упрощенная система налогообложения, которая фактически предназначена для малого и среднего бизнеса. Турфирма в данном случае вместо большинства налогов уплачивает единый налог, который заменяет: налог на имущество; единый социальный налог; налог на прибыль; налог на добавленную стоимость (кроме случаев, когда фирма выступает в роли налогового агента, перечисляет НДС при ввозе товаров в Россию или выставляет покупателю счет-фактуру с выделенной суммой налога). Все остальные налоги и сборы нужно платить в общем порядке, включая налог на доходы физических лиц и страховые взносы на обязательное пенсионное страхование. Налоговый учет при упрощенной системе ведется с помощью книги учета доходов и расходов. При упрощенной системе налогообложения должен быть выбран вариант, приемлемый именно для данной организации. Один вариант упрощенной системы налогообложения предусматривает уплату налога в доходов в размере 6%, при втором – он составляет 15% с разницы «доходы – расходы». На наш взгляд применение первого варианта для туристской фирмы, которая является турагентом, нецелесообразно, так как доход в данном случае формируется фактически за счет разницы между стоимостью туристского продукта от туроператора и продажной ценой тура.
В ООО ТА «Альфа-Тур» применяется второй вариант упрощенной системы налогообложения – налог составляет 15% с разницы между доходами и расходами.
Динамика основных показателей работы турфирмы за анализируемый период отражено на рисунке 2.2.
Рисунок 2.2 – Динамика доходов ООО ТА «Альфа-Тур» за 2012-2013 годы
Источник: составлено автором
Динамика основных показателей эффективности использования персонала фирмы за 2012-2013 годы представлена в таблице 2.3.
Таблица 2.3 – Основные показатели эффективности использования персонала ООО ТА «Альфа-Тур» за 2012-2013 годы
Показатели | Алгоритм расчета, источник информации | 2012 год | 2013 год | Абсолютное отклонение, тыс. руб. | Относительное отклонение, % |
1. Сумма полученных доходов, тыс. руб. | Налоговая декларация | 5 319,6 | 483,6 | 10,0 | |
2. Сумма понесенных расходов, тыс. руб. | Налоговая декларация | 4 757,5 | 232,5 | 5,1 | |
3. Чистая прибыль (предпринимательский доход), тыс. руб. | (Стр. 1 – стр. 2) х 0,85 | 477,78 | 207,21 | 76,6 | |
4. Стоимость основных средств, тыс. руб. | Баланс | 179,7 | 33,4 | ||
5. Среднесписочная численность, чел. (ССЧ) | Формы статистической отчетности | -1 | -14,3 | ||
6. Численность персонала на начало отчетного периода | Формы статистической отчетности | -1 | -14,3 | ||
7. Численность персонала на конец отчетного периода | Формы статистической отчетности | -1 | -14,3 | ||
8. Коэффициент оборота по приему | (Численность принятых работников : ССЧ) х 100 | - | - | ||
9. Коэффициент оборота по выбытию | (Численность уволенных работников : ССЧ) х 100 | 16,7 | 16,7 | - | |
10. Коэффициент текучести кадров | (Численность уволенных по причинам текучести кадров : ССЧ) х 100 | 16,7 | 16,7 | - |
Окончание таблицы 2.3
11. Средний возраст работающих | Формы стаотчетности | - | |||
12. Общие затраты на персонал, тыс. руб. | Данные бухгалтерского учета | 1 170,95 | 204,65 | 14,9 | |
13. Затраты в расчете на одного работника, руб. | Стр. 12 : стр. 5 | 195,2 | -1,3 | -0,7 | |
14. Расходы на оплату труда, руб. | Данные бухгалтерского учета | 900,0 | - 256,2 | 22,1 | |
15. Среднегодовая заработная плата одного работника, руб. | Стр. 14 : стр. 5 | 150,0 | -15,2 | -9,2 | |
16. Среднемесячная заработная плата одного работника, руб. | Стр. 15 : 12 мес. | 12 500 | -1 266,7 | -9,2 | |
17. Производительность труда в стоимостном выражении, тыс. руб. | Стр. 1 : стр. 5 | 886,6 | 195,7 | 28,3 | |
18. Объем чистой прибыли в расчете на одного работника, тыс. руб. | Стр. 3 : стр. 5 | 79,63 | 40,93 | 105,8 | |
19. Удельный вес общих расходов на персонал в сумме произведенных расходов, % | (Стр. 12 : стр. 2) х 100 | 30,4 | 24,6 | -5,8 | - |
20. Удельный вес общих расходов на персонал в сумме полученных доходов, % | (Стр. 12 : стр. 1) х 100 | 28,4 | 22,0 | -6,4 | - |
Источник: составлено автором
Анализ таблицы 2.3 показывает, что численность персонала уменьшилась на 14,3% или на 1 чел., что сформировало показатели коэффициента выбытию и коэффициента текучести кадров на уровне 16,7%.
Как следует из рисунка 2.3, удельный вес общих затрат фирмы на персонал в общих расходах составил:
– в 2012 г. – 30,4%;
– в 2013 г. – 26,4%.
Снижение показателя на 5,8% объясняется тем, что численность работников турфирмы уменьшилась на 1 чел., что повлекло и снижение расходов на оплату труда. Динамика удельного веса общих расходов на персонал в сумме полученных доходов фирмы.
Таким образом, удельный вес общих расходов на персонал в сумме полученных доходов фирмы снижается на 6,4%, что является положительной тенденцией.
2.3 Анализ направлений деятельности ООО ТА «Альфа-Тур» и технологий продвижения и продаж
Турфирма осуществляет фактически только туристскую деятельность и связанные с ней виды деятельности. Основным направление деятельности агентства является внутренний туризм. ООО ТА «Альфа-Тур» развивает автобусные поездки на Черноморское побережье Кавказа, является посредником реализации услуг туроператоров в города Анапа и Геленджик, которые в летнее время отправляются еженедельно. Туристы размещаются на базах отдыха и в частных коттеджах. Клиенты имели возможность выбрать индивидуальные туры в пансионаты, дома отдыха, санатории по всему российскому побережью и в Крыму.
Выводы по главе второй: 1-2 стр.
ГЛАВА 3 РАЗРАБОТКА И ОБОСНОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РАЗВИТИЮ СИСТЕМЫ ПРОДАЖ ООО ТА «АЛЬФА-ТУР»