Оценочные средства для текущего контроля и аттестации студента
Тематика заданий текущего контроля
Примерные вопросы/ задания для контрольной работы:
1. Чему равна площадь территории Японии?
2. Какова численность населения Японии?
3. Назовите крупнейшие города Японии.
4. Перечислите древнейшие памятники японской письменности.
5. Что такое «канбун»?
6. Укажите хронологические рамки следующих исторических периодов: Дзёмон, Яёй, Кофун.
7. Охарактеризуйте один из следующих периодов в истории Японии: Яёй, Асука.
8. Дайте определение основным философским концепциям синтоизма.
Тематика эссе:
1. Роль географического фактора в формировании мировоззрения японцев.
2. Возможные пути разрешения современных демографических проблем в Японии.
3. Культурный обмен с Китаем в период Асука и его влияние на формирование японской государственности.
4. Религия (буддизм и синтоизм) как средство укрепления власти императора в периоды Кофун и Асука.
5. Популяризация японского дзен-буддизма и ее последствия.
6. Роль синтоистских обрядов в повседневной жизни японцев.
7. «Японское экономическое чудо» - опыт для других стран.
8. Взаимоотношения Японии с КНР / Южной Кореей: конфликт или сотрудничество?
9. Политика Японии в отношении развивающихся стран Азиатского региона.
10. Спорные территории как один из факторов развития японо-российских отношений.
11. Степень автономности административных единиц в Японии и организация органов местного самоуправления.
12. Характеристика основных промышленно-развитых районов Японии.
13. Роль государства в процессе восстановления районов, пострадавших после крупного землетрясения на севере-востоке Японии в 2011 г.
Тема эссе для каждого студента утверждается преподавателем в индивидуальном порядке.
Вопросы для оценки качества освоения дисциплины
Примерный перечень вопросов к зачету по всему курсу для самопроверки студентов.
1) Площадь и численность населения. Крупнейшие острова японского архипелага. Рельеф. Природные ресурсы. Климатические особенности.
2) Этнический состав населения. Возрастная структура. Демографические проблемы.
3) Древнейшие памятники японской письменности. Канбун. Происхождение иероглифов и фонетических азбук.
4) Периодизация японской истории. Нэнго.
5) Краткая характеристика отдельных периодов.
Дзёмон. Веревочный орнамент. Локация основных культурных центров.
Яёй. Керамика. Локация культурных центров. Виды занятий местного населения. Колокола дотаку.
Кофун. Виды погребальных сооружений. Общинное устройство. Распространение буддизма.
Асука. Центральные города. Династия Ямато. Становление государственности Реформы Тайка.
6) Религиозная традиция.
Синтоизм. Истоки. Божества, мифы и ритуалы. Основные философские концепции.
Буддизм. Проникновение буддизма в Японию. Особенности японского буддизма. Взаимосвязи буддизма и синтоизма.
Христианство. Первые христианские миссионеры в Японии. Позиции христианства в Японии в настоящее время.
7) Этапы социально-экономического развития Японии в ХХ веке (начало ХХ века, военная экономика, послевоенное восстановление, период высоких темпов роста, структурная перестройка). Факторы экономического роста. Положение по отраслям. Достижения к концу ХХ века.
8) Основные торговые и политические партнеры Японии. Особенности отношений с азиатскими странами и с развитыми западными странами. Территориальные споры.
9) Краткая характеристика некоторых крупных районов Японии. Названия районов и входящих в их состав префектур.
9 Порядок формирования оценок по дисциплине
Результирующая оценка по учебной дисциплине складывается из следующих элементов:
Работа на семинарских занятиях (доклады, обсуждения, посещение) – 30%
Письменная аудиторная контрольная работа – 20%
Домашнее эссе - 20%
Письменный зачет – 30%
Способ округления результирующей оценки по учебной дисциплине – в пользу студента.
ВНИМАНИЕ: оценка за итоговый контроль блокирующая,при неудовлетворительной итоговой оценке она равна результирующей.